ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран
Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран9-07-2013, 11:56. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран
Иранские военно-воздушные силы считаются самостоятельным видом вооруженных сил, в которые также входят силы противовоздушной обороны. Также свои собственные ВВС есть корпуса стражей исламской революции (КСИР). В боевом составе военно-воздушных сил числится 12 авиабаз, в числе которых десять истребительных и две транспортные. Они служат местом базирования 12 эскадрилий транспортной и 25 боевой авиации, 2 вертолетных эскадрилий, около 10 самолетных и вертолетных отрядов управления и связи, а также 10 поисково-спасательных отрядов. В период правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, который поддерживал США – в 70-е годы прошлого столетия – иранские ВВС были самыми оснащенными на территории Ближнего Востока. В частности, на их вооружении было 79 самолетов F-14, кроме того было подписан контракт, который предусматривал поставку 150 единиц F-16. Исламская революция и разрыв отношений с Америкой привели иранскую авиацию в упадок. Поставок F-16 не было, а вскоре ВВС перестали получать запчасти. После революции 1979 года на базе шахских военно-воздушных сил были созданы современные ВВС Ирана, которым сразу пришлось столкнуться со значительными трудностями. В частности, США ввела эмбарго на поставку оружия, что лишило иранский автопарк запасных частей. В тот момент на вооружении в основном стояли американские вертолеты и самолеты. Кроме того, новое правительство воспринимало бывших офицеров армии Шаха с недоверием, поэтому многих опытных пилотов и командиров подвергли репрессиям. В любом случае, иранские ВВС сыграли важную роль в ранней части ирано-иракской войны, которая началась 22 сентября 1980 года. Попытки военных Ирака уничтожить авиационные подразделения противника на территориях аэродромов провалились. На протяжении недели после начала боевых столкновений иранским самолетам (F-5Е «Тайгер II», F-4 «Фантом II», F-14 «Томкэт») пришлось совершить множество вылетов для бомбардировки ряда экономических и военных объектов, находящихся в Ираке, в том числе и в Багдаде. Иранская авиация нанесла существенный ущерб иракской тыловой системе, что существенно замедлило темпы наступления армии Ирака. В апреле 1981 года иранским ВВС удалось провести одну из самых удачных операций. Во время налета на территорию Западного Ирака на одном из аэродромов было уничтожено несколько десятков самолетов противника. Однако к этому времени активность ВВС начала снижаться, а после 1982 года они почти не оказывали влияния на ход боевых действий. В частях катастрофически не хватало запасных частей, поэтому техники занимались «каннибализацией», разбирая на части вертолеты и самолеты. В свою очередь, это неуклонно снижало количество машин, готовых к боевым вылетам. В 1983 году иранские летчики могли поднять в воздух около сотни машин. Столь плачевная ситуация сохранилась до завершения военных действий, хотя и проводились некоторые тайные поставки оружия из США и Израиля. На тот момент в иранских ВВС сохранилось, в том числе и небоеспособных, 60 F-5 из 169, 70 F-4 из 325, и 20 F-14 из 79. Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-14 ВВС Ирана, аэродром Исфахан
После завершения Ирано-Иракской войны были предприняты попытки пополнить парк боевых самолетов. Состоялась закупка 60 F-7М(китайской версии МиГ-21Ф) в КНР, правда, их уже нельзя было считать современным оружием. Следующее приобретение – закупка в СССР истребителей МиГ-29 и фронтовых бомбардировщиков Су-24. В 1992 году Россия поставила 8 МиГ-29 и 10 Су-24. В 1994 году Украина поставила 12 Ан-74. Неожиданное пополнение случилось в начале 1991 года, когда во время боевых действий на территории Персидского залива большая часть самолетов иракских ВВС перебралась в Иран, пытаясь спастись от авиации союзников. Иран не захотел вернуть эти самолеты, посчитав, что это своеобразная репарация за последствия восьмилетней войны. Часть этих самолетов вошла в состав иранских ВВС. Спутниковый снимок Google Earth: штурмовики Су-25 ВВС Ирана
В 1991 году в Иран отправилось большое количество самолетов из Ирака: 24 Су-24, 24 «Мираж», 20 Су-22, 7 Су-25, 4 Су-20, 4 МиГ-29, 4 МиГ-25, 7 МиГ-23МЛ, 1 Миг-23УБ, 4 Миг-23ВН, а также некоторые другие. Но отсутствие налаженной системы обслуживания и запасных частей, равно как и опытных летчиков и техников, не позволило большей части самолетов войти в состав ВВС. По некоторым данным, на вооружение были приняты 4 МиГ-29, 10 «Мираж F.1», 24 Су-24, 7 Су-25. Истребитель Мираж F.1 ВВС Ирана
С 80-годов поставками авиационной техники в Иран занимается КНР, а с 90-х к нему добавились Россия и некоторые другие страны СНГ. Поэтому сейчас в авиационном парке ВВС Ирана представлены американские, советские, российские, китайские, французские и украинские летательные аппараты, а также несколько собственных уникальных разработок. Спутниковый снимок Google Earth: самолёты F-14,МиГ-29,Су-22 ВВС Ирана, аэропорт Тегеран
В составе истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации находятся 60 F-14A (из них лишь 20-25 боеспособных), 35 МиГ-29, 45 F-5E/F, 10 «Мираж F-1», 60 «Фантом-2», 24 F-7M и другие. Лёгкий штурмовик Tazarv
Ударная авиация представлена 30 Су-24М, 24 Су-20/22, 13 Су-25, 25 Tazarv – легкий штурмовик, произведенный в Иране. В частях разведывательной авиации есть 6-8 RF-4E «Фантом-2», 5 P-3F «Oрион», 2-3 RC-130H, 1 Adnan (Baghdad) — самолёт ДРЛО на базе Ил-76МД, 4-5 Dornier 228 (морская авиация), 15 Cessna 185. Спутниковый снимок Google Earth: самолёт ДРЛО и ВТС С-130 ВВС Ирана
Учебная авиация представлена 26 Beech F-33А/С Bonanza, 45 PC-7 Turbo-Trainer, 10 EMB-312 Tucano, 7-9 Т-33, 8 Socata ТВ-21 Trinidad, 25 MFI-17B Mushshak, 4 Socata ТВ-200 Tobago. В частях транспортной авиации есть 12 Ил-76, 4 Боинг 707-3J9C, 1 Боинг-727, 5 Боинг 747, 11 Ан-74; 10 Fokker F27, 14 Ан-24, 15 HESA IrAn-140. Кроме того в частях иранской авиации используются примерно двести легких гидросамолетов Bavar – 2, произведенных на территории Ирана. Не менее пестрым получился состав вертолетного парка. На вооружении ударных подразделений находятся примерно 50 HESA Shahed 285, 100 Bell AH-1 Cobra. Многоцелевые и транспортные части оснащены 100 UH-1/Bell-205/Bell-206, 10 SH-53D Sea Stallion, 20 CH-47C «Чиннук», 25 Shabaviz 275. Кроме того, на территории Ирана производится большое количество беспилотных летательных аппаратов, в числе которых есть и ударные. Самый тяжелый из них - БПЛА Karrar, способный нести тонну полезного груза. Для разведывательных операций используется БПЛА Ababil. Серия средних беспилотников Mohajer используется для разведывательных действий и наведения на цель лазерных боеприпасов. Ударный БПЛА Karrar
Отметим, что в Иране активно ведется разработка и создания собственных образцов боевой авиационной техники. У иранской классификации истребителей есть некоторые отличия от общемировой, так как определяющим фактором является время создания, а не определенные возможности и признаки. Первое поколение представлено истребителем HESA Azarakhsh, который создали в 90-х одах. Ко второму поколению относится истребитель Saeqeh. При этом Saeqeh – это глубоко модернизированный Azarakhsh. В обоих самолетах также просматриваются черты Northrop F-5Е американского производства, который поставлялся в Иран в 70-е годы. Разработку первого истребителя в Иране начали во второй половине 80-х годов. Самолет получил название «Молний» - «Azarakhsh». Работы над ним велись в компании IAMI (Iran Aircraft Manufacturing Industrial, она же HESA) совместно с Университетом имени Шахида Саттари и специалистами иранских ВВС. Основная причина начала собственных разработок – потеря возможности приобретать современную авиационную технику за границей, в первую очередь, в США. В 80-е годы иранские конструкторы еще не приобрели необходимого опыта, поэтому разработка «Молнии» затянулась. Первый прототип подняли в воздух лишь к 1997 году. Azarakhsh несколько больше чем F-5E: длина 17.7 м, размах крыльев – 9.2 м. Иранских истребитель получил площадь крыла примерно в 22 кв.м. Его максимальный взлетный вес составляет 18 тонн при собственном весе без боевой загрузки в 8 тонн. В качестве силовых агрегатов используются два турбореактивных двигателя РД-33 российского производства, максимальная тяга которых составляет 8300 кгс. В 2007 году Иран подписал контракт на поставку пятидесяти таких двигателей на общую сумму в 150 миллионов долларов. Максимальная скорость Azarakhsh составляет 1650-1700 км/ч при запасе хода в 1200 километров. В серийном варианте в экипаж входят два человека. Их рабочие места находятся друг за другом. Разные источники содержат разные массы полезной нагрузки самолета, а также его вооружения. Данный параметр варьируется от 3500 до 4400 килограмм. Самолет оборудован российской БРЛС Н019МЭ «Топаз». С момента первого полета было выпущено около тридцати самолетов «Молния», причем их радиоэлектронное оборудование несколько раз модернизировалось. У самолетов этого типа есть существенные отличия друг от друга, что сильно затрудняет их обслуживание. К моменту испытательных вылетов «Молнии» уже началась глубокая модернизация машины. Самолет второго поколения получил название «Удар молнии» - «Saeqeh». В 2001 году появилась информация о строительстве первого прототипа Saeqeh, но в небо он поднялся только в мае 2004 года. Основное отличие от предыдущей машины – самолет стал одноместным. Серьезные изменения затронули хвостовую часть, которая получила новые обводы и второй киль. Отказ от второго члена экипажа позволил снизить взлетный вес, не меняя двигатели и БРЭО. Вес пустого Saeqeh составляет 7800 кг, а максимальный взлетный вес – 16800 кг. Также были улучшены летные и технические характеристики: скорость поднялась до 2050-2080 км/ч, а дальность полета возросла до 1400 км. Испытательная программа нового самолета стало более успешной, поэтому уже в 2007 году летчики иранских ВВС продемонстрировали новые «Удары молнии» на параде. А в сентябре 2007 году их официально приняли на вооружение. В течение последующих шести лет было выпущено около 30 таких самолетов. Но, на фоне масштабных списаний американских самолетов, этого явно недостаточно. 2 февраля 2013 года был презентован перспективный истребитель Qaher-313 иранского производства. Это событие приурочили в празднованию исламской революции, произошедшей в 1979 году. Иранские военные взахлеб рассказывали о большом боевом потенциале машины, которая не только практически незаметна на радарах, но и оснащена передовыми бортовыми решениями в радиоэлектронике. Основная особенность нового самолета – это небольшая эффективная отражающая площадь, которая делает его слабозаметным для радарных установок противника. Министр обороны Ирана Ахмада Вахиди отметил, что свойства истребителя позволяют эффективно вести боевые действия на небольших высотах. При этом, по словам руководителя проекта Qaher-313 Хассана Парванеха, в самолете используются только иранские комплектующие. Широкой общественности представили самолет с довольно странным внешним видом. У него интегральная компоновка, также использована схема «утка», предполагающая чрезмерное переднее горизонтальное оперения, крыло нормальной стреловидности, законцовки которых отклонены на 50-65 градусов вниз, а также «разваленные» в разные стороны кили. Внешний вид получился рубленым, по всей видимости, для снижения заметности на радарах. Еще одно инженерное решение – беспереплетный фонарь. Вахиди отметил, что при строительстве самолета использовались высокотехнологичные материалы, передовая электроника. Машина может использовать высокоточные боеприпасы иранского производства. Еще одна особенность самолета – способность взлетать и садиться с небольших взлетно-посадочных полос. Однако, даже после громких заявлений иранских военных, при взгляде на показанный в эфире иранских телеканалов и информационных агентств самолет возникает ощущение, что он не способен взлететь. У истребителя настолько маленькая носовая часть, что непонятно, где там могла разместиться радиолокационная станция. В обнародованных снимках можно увидеть примитивную приборную панель, что позволяет предположить, что это был даже не прототип, а просто макет. Стоит отметить, что в целом использованные при создании технические решения довольно интересны, но все же оставляют странные ощущения. Самолет больше похож на большой макет, нежели полноценный истребитель. Кроме того, Иран уже несколько десятилетий не получает информации о мировых технических наработках, поэтому возникают сомнения по поводу заявлений о прорывных технологиях иранских ученых. У Ирана практически отсутствует собственная развитая промышленность и научный потенциал. По всей видимости, основная цель подобной демонстрации – поднять моральный дух простых жителей Ирана. В случае начала полномасштабных столкновений с силами США и союзников у иранских ВВС, скорее всего, не получится сделать чего-либо значительного. Относительная малочисленность, устаревшая техника, отсутствие требуемого количества современных средств поражения – все это не позволит авиационным подразделениям обеспечивать эффективное прикрытие войск и наземной инфраструктуры, а также атаковать американские базы, находящиеся на противоположных берегах Персидского и Оманского заливов. Ситуацию можно было бы исправить проведением закупок современной боевой авиатехники за рубежом. Но наладить поставки из США или Европы попросту невозможно. Баланс сил на территории региона могли изменить несколько десятков современных самолетов Су-30МК2 с комплектами вооружения. Но после срыва поставок ЗРС С-300П в Иран, контракт на которые был разорван под давлением Израиля и США, подобный вариант вряд ли возможен. Использовались материалы: http://www.airwar.ru/history/af/iran/iran.html http://www.waronline.org/mideast/iran/airforce/ http://en.wikipedia.org/wiki/Qaher-313
Автор Сергей Линник, Александр Дедов
Вернуться назад |