ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Авианосец для ВМФ России: масштабная модель и дальнейшие планы
Авианосец для ВМФ России: масштабная модель и дальнейшие планы5-07-2013, 10:00. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Авианосец для ВМФ России: масштабная модель и дальнейшие планы
Одна из самых популярных тем последнего времени вновь вышла на первый план. В течение нескольких последних дней в средствах массовой информации появились высказывания должностных лиц и другие «инфоповоды», касающиеся возможного строительства новых авианосцев для российского военно-морского флота. К сожалению, пока в новостях не появились даты начала строительства таких кораблей или ввода их в строй, но уже сейчас есть возможность делать некоторые оценки и выводы.
В последних днях июня-месяца на тему перспективного российского авианосца высказался заместитель министра обороны Ю. Борисов. Как он рассказал в эфире радио «Эхо Москвы», в действующей государственной программе вооружения, предусматривающей переоснащение вооруженных сил до 2020 года, строительство или даже создание проекта нового авианосца не значатся. При этом отсутствие подобных планов в рамках текущей Госпрограммы не исключает их появление в дальнейшем. По словам Борисова, начало работ над проектом авианосца стоит ждать в следующей государственной программе. Вероятность этого события высока и в будущем российский ВМФ может получить новый авианесущий корабль. Однако авианосная программа имеет ряд характерных спорных особенностей. В первую очередь Борисов отметил высокую стоимость такого корабля. Один авианосец обойдется в десятки миллиардов рублей, что требует уделять особое внимание финансовой стороне проекта. По словам замминистра обороны, в некоторых случаях правильнее и целесообразнее построить не один авианосец, а несколько фрегатов и корветов, которые усилят определенное соединение в составе ВМФ. Авианосец, в свою очередь, сам нуждается в сопровождении другими кораблями. И все же российская судостроительная промышленность располагает возможностями, необходимыми для строительства авианосцев. Поэтому перед началом реализации подобных проектов необходимо оценить финансовые возможности и принять взвешенное решение. Борисов отметил, что возвращение к авианосной тематике возможно в период с 2015 по 2025 год. Стоит отметить, сам Ю. Борисов является сторонником мнения о необходимости авианосцев. Говоря о потенциале таких кораблей и о причинах своей симпатии к ним, он напомнил опыт Соединенных Штатов. Одно появление американских авианосцев в регионе способно повлиять на политику местных стран. Кроме того, авианосцы могут эффективно выполнять боевую работу в условиях локальных конфликтов, характерных для последнего времени. Возможно, в будущем, во время обсуждения необходимости строительства авианосцев для российского флота, Борисов будет отстаивать свою точку зрения и защищать перспективный проект. Однако такие споры в высших кругах министерства обороны начнутся только в будущем, когда стартует подготовка к новой госпрограмме вооружения. Буквально через пару дней после выступления Ю. Борисова его заявления о возможностях отечественного судостроения подтвердил один из руководителей ОСК. Директор департамента по гособоронзаказу Объединенной судостроительной корпорации А. Шлемов заверил общественность в том, что предприятия российской оборонной промышленности готовы к исполнению такого сложного проекта. В качестве подтверждения их готовности Шлемов привел недавние работы по ремонту и переоборудованию авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», ныне носящего имя «Викрамадитья». Этот корабль в течение ближайших месяцев пройдет оставшиеся этапы ходовых испытаний и отправится к месту службы, в Индию. Шлемов отметил, что вопрос необходимости авианосцев в составе ВМФ России носит концептуальный характер. Ведущие страны или имеют, или строят авианесущий флот и это ясно говорит о существующих в мире тенденциях. Что касается авианосцев для российского флота, то Шлемов сослался на многочисленные мнения специалистов, согласно которым такие корабли нужны нашей стране, причем в количестве нескольких единиц. Они должны служить на Северном и Тихоокеанском флотах. При этом решение о начале столь сложного и дорогостоящего проекта должно приниматься на государственном уровне, но не флотом или министерством обороны самостоятельно. Чиновники министерства обороны и руководители Объединенной судостроительной корпорации, поднимавшие в последние дни тему авианосцев, согласны в том, что авианесущие корабли нужны российскому военно-морскому флоту, но их строительство стоит вести лишь в обозримом будущем. Но несмотря на отсутствие авианосцев в текущей государственной программе вооружения, некоторые научные и проектные организации уже занялись тематикой перспективных авианосцев. Первые результаты этого были показаны буквально вчера. В ходе Международного военно-морского салона, работающего сейчас в Санкт-Петербурге, ФГУП «Крыловский государственный научный центр» показало представителям Минобороны и прессы свой вариант облика перспективного корабля. Главкому военно-морского флота адмиралу В. Чиркову и заместителю министра обороны Ю. Борисову продемонстрировали модель нового авианосца, созданную Научным центром. По понятным причинам, этот проект пока носит эскизный характер и не претендует на немедленное начало строительства готового корабля. Тем не менее, показанная модель и заявленные характеристики проекта выглядят достаточно интересно и позволяют сделать некоторые выводы. Показанная модель имеет характерную широкую и длинную летную палубу с трамплином в носовой части и четырьмя взлетными позициями. По правому борту модели расположены две сравнительно небольшие надстройки. Заявленное водоизмещение корабля – 80 тыс. тонн, что дает повод для предположений о размерах корабля. Примерно такое же полное водоизмещение должен был иметь недостроенный атомный авианосец «Ульяновск». Таким образом, можно сделать вывод о том, что перспективный авианосец от Крыловского государственного научного центра будет иметь длину более 300 метров и максимальную ширину летной палубы не менее 70-75 метров. Корабль, как утверждается, должен оснащаться обычной энергетической установкой, позволяющей ему разгоняться до скорости около 30 узлов. Иные подробности не оглашались. На палубе показанной модели находились миниатюрные копии истребителей двух типов. Это были макеты корабельных истребителей МиГ-29К и модели пока еще не существующей (по крайней мере, она пока не анонсирована официально) палубной версии истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Общее количество моделей самолетов – около 25-30 единиц. Исходя из этого, можно сделать некоторые выводы об авиационной группе перспективного авианосца, но его габариты прямо говорят о гораздо больших возможностях по перевозке и обеспечении работы самолетов. Не стоит напоминать, что представленный на МВМС-2013 проект нового авианосца далек от строительства. До закладки перспективного корабля инженерам и военным предстоит определить массу деталей его облика. Более того, перед формированием облика корабля придется обсудить сам факт необходимости авианосцев в составе российского военно-морского флота. Судя по высказываниям руководства Объединенной судостроительной корпорации, наша промышленность способна справиться со строительством авианосцев. Но будет ли поставлена перед ней такая задача? Окончательное решение этого вопроса за руководством министерства обороны и страны. По материалам сайтов: http://itar-tass.com/ http://vz.ru/ http://flotprom.ru/
Автор Рябов Кирилл
Вернуться назад |