ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Финансовый кризис ударил по ключевым европейским программам военных самолетов

Финансовый кризис ударил по ключевым европейским программам военных самолетов


28-06-2013, 20:53. Разместил: poisk-istini

Финансовый кризис ударил по ключевым европейским программам военных самолетов

Начавшийся в 2008 году финансовый кризис не обошел стороной и самый совершенный в технологическом аспекте вид вооруженных сил европейских стран – военно-воздушные силы. Изменения, большей частью не всегда позитивные, коснулись разных сторон ВВС. Наблюдается, в частности, сокращение численности авиационного парка, находящегося на вооружении. По оценкам западных аналитиков, количество военных самолетов уменьшилось на 15 процентов. Многие национальные программы военных закупок в области авиационной техники задерживаются или имеют тенденцию к сокращению, что приводит к устареванию состоящих на вооружении самолетов. В результате средний период нахождения самолетов в эксплуатации за последний пятилетний период возрос с 22,2 до 24,4 года.

По данным аналитической службы военно-технического издательства «Джейнс», военные бюджеты стран Западной Европы с 2009 по 2013 год уменьшились примерно на 8,5 процента и имеют тенденцию к сокращению в последующие годы. Если в 2009-м максимальный уровень ассигнований на оборону в Европе составил 256 миллиардов долларов, то в 2013-м он уменьшился до 234,3 миллиарда. При этом расходы на ВВС за этот период несколько возросли: с 27,5 процента в 2008 году до 28,1 процента в 2013-м, а в конце текущего 10-летия ожидается их увеличение до 29,1 процента. Это связано с тем, что Министерства обороны ведущих европейских стран переориентируют свои вооруженные силы с наземных сетецентрических операций на воздушные. Тем не менее, хотя общие ассигнования на ВВС в целом сохранили свой уровень, суммарные потери военных бюджетов по этой статье за пятилетний период (2008–2013) составили 5,5 миллиарда долларов и в 2013 году оставались на уровне 65,7 миллиарда долларов. При этом расходы на закупку новой авиационной техники сократились в большей степени, упав с 2009 по 2013 год на 14,1 процента, и составили в текущем году около 17,2 миллиарда долларов. Это привело к тому, что ключевые программы военных самолетов были отложены, сокращены или аннулированы.

«Тайфун» и F-35

В частности, эта тенденция затронула европейскую программу истребителя «Тайфун» консорциума «Еврофайтер», которая предусматривала закупку 620 истребителей Германией, Италией, Испанией и Великобританией. Теперь объем закупок по этой программе пересмотрен в сторону существенного сокращения. Кроме того, продолжаются переговоры между четырьмя странами – участницами программы относительно условий закупки 124 истребителей «Тайфун» на финальном этапе «Транш 3B» (Tranche 3B), которые планируется завершить в текущем году. Из четырех стран – участниц программы планы по закупке этой партии самолетов остались неизменными только у Испании. Остальные три страны намерены сократить объем закупок. В 2008 году Германия в общей сложности планировала приобрести 180 самолетов, Италия – 121, Испания – 87, Великобритания – 232. Теперь вместо 620 самолетов страны – участницы программы закупят только 472 истребителя, то есть примерно на 25 процентов меньше.

Отложены, сокращены или аннулированы

Ежегодный темп производства «Тайфунов» постепенно снижается. Если на четырех авиационных заводах в 2011 году выпущено 53 истребителя, то в 2012-м – 43, а в 2013-м будет собрано 35. Производство истребителей «Тайфун» в рамках первого этапа «Транш 3А» (Tranche 3A) задержится примерно на два года и завершится в 2017 году.

Наряду с выпуском истребителя «Тайфун» пять европейских стран (Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия и Великобритания) участвуют в американской программе создания многоцелевого малозаметного истребителя пятого поколения F-35 «Лайтнинг II» наряду с компанией «Локхид Мартин». Вполне очевидно, что в связи с бюджетными ограничениями объемы закупок F-35 европейскими странами могут быть пересмотрены.

В 2008 году Министерство обороны США оценивало объем продаж F-35 пяти европейским странам на уровне 450 машин. Однако ситуация для F-35 на европейском рынке к настоящему времени изменилась, причем не в лучшую для США сторону.

В частности, Италия уже объявила о том, что ей будет достаточно 90 истребителей вместо первоначально планировавшихся 131. Великобритания, партнер США по программе F-35, пока подтвердила закупку только 48 истребителей короткого взлета и вертикальной посадки F-35B для оснащения авианосной ударной группы (АУГ). ВВС и ВМС Великобритании, сокращающие парк ударных самолетов «Торнадо GR.4», на смену которым должны прийти F-35, намерены приобрести около 50 самолетов F-35, хотя первоначально планировали заказать 138 машин.

Несмотря на то, что Норвегия объявила о намерении увеличить программу закупки F-35 с 48 до 52 самолетов, общее количество американских истребителей для пяти европейских стран в ближайшие годы будет сокращено до 330 единиц, то есть на одну треть от первоначально планировавшегося объема закупок. Тем не менее «Локхид Мартин» ожидает в долгосрочной перспективе дополнительные заказы из европейского региона от Бельгии, Португалии и Испании.

«Рафаль» и «Грипен»

Наряду с «Тайфуном» и F-35 компании «Дассо авиасьон» (Франция) и «СААБ» (Швеция) реализуют на европейском рынке программы выпуска истребителей «Рафаль» и «Грипен». Первоначально программой «Рафаль» предусматривалась постройка 234 истребителей для ВВС и еще 60 для ВМС Франции. Однако в соответствии с недавно объявленными планами развития вооруженных сил Франции общий парк «Рафалей» для ВВС и ВМС сокращен до 225 единиц. Поскольку на вооружении наряду с «Рафалями» продолжают оставаться истребители «Мираж 2000», эксперты не исключают дальнейшего сокращения финального количества новых истребителей. Чтобы поддерживать программу и сократить издержки, годовой темп выпуска «Рафалей» сокращен до 11 единиц.

Программа «Грипен» получила дополнительный импульс в декабре 2012 года, когда парламент Швеции одобрил разработку и закупку одноместного варианта «Грипен-Е». Новый вариант самолета будет оснащен бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР), усовершенствованной авионикой, модернизированным двигателем «Дженерал электрик» F414G, расширенным боекомплектом и увеличенными топливными баками. В феврале 2013-го «СААБ» получила от управления закупок Министерства обороны Швеции контракт стоимостью 380 миллионов долларов (2,5 миллиарда шведских крон) на разработку нового варианта «Грипен-Е», а в марте – контракт стоимостью 10,7 миллиарда крон на работы по программе до 2023 года.

Несмотря на это, программа «Грипен» остается под воздействием финансовых ограничений, в связи с чем предложенный двухместный вариант «Грипен-F» не будет разрабатываться для ВВС Швеции. Вместо этого принято решение модернизировать только 60 истребителей «Грипен-С» в вариант «Грипен-Е». В связи с этим численность парка этих самолетов в перспективе будет сокращена со 100 имеющихся сейчас самолетов до 60.

Как полагают эксперты, несмотря на намерение Швейцарии приобрести шведские истребители, программа «Грипен» столкнется с серьезными финансовыми трудностями, если Швейцария не разместит до 2014 года твердый заказ по крайней мере на 20 самолетов.

Попали под сокращение

С 2008 по 2013 год численность парка боевых самолетов в Западной Европе сократилась на 15,1 процента – с 1900 до 1600 единиц. Это сокращение произошло вследствие курса, взятого на экономию, сокращения расходов на техническое обслуживание и удовлетворения требованиям на этапе выхода из финансового кризиса.

ВВС Великобритании, в частности, сократили свой парк боевых самолетов на одну треть – с 315 до почти 200 самолетов. Это произошло в связи с принятием решения о снятии с вооружения истребителей «Харриер GR.9» и «Торнадо F.3», а также по причине задержки поставок новых истребителей «Тайфун». Решение о постепенном сокращении более чем наполовину парка ударных самолетов «Торнадо GR.4» к марту 2015 года вполне очевидно будет способствовать дальнейшему сокращению истребительного парка ВВС Великобритании до менее 150 единиц.

В недавно опубликованной Белой книге Министерства обороны Франции указывается на планы по дальнейшему сокращению численности истребителей в составе ВВС и ВМС до 225 единиц. В предыдущем издании Белой книги указывалась численность в 300 единиц.

Отложены, сокращены или аннулированы

По данным аналитиков «Джейнс», с 2008 года во Франции снят с вооружения или выведен в резерв примерно один из пяти боевых самолетов. В настоящее время имеется контракт на поставку 48 истребителей «Рафаль-М» в морском варианте для ВМС Франции вместо ранее планируемых 58 самолетов. Парк истребителей ВВС будет постепенно сокращаться до численности в 167–177 самолетов, в то время как в настоящее время он составляет 248 самолетов.

В Дании за последние пять лет парк истребителей F-16AM/BM сократился примерно наполовину – с 61 до 30 самолетов, в то время как Нидерланды сократили парк своих F-16 со 105 до 87. Норвегия также сократит парк F-16 с 57 до 48 единиц.

Тем не менее боеготовность истребительного парка Европы остается на уровне около 36 процентов.

Перспективы ударных БЛА

Хотя кажется маловероятным, что численность истребительного парка будет увеличиваться в будущем, эксперты не исключают возрастания в дальнейшем роли беспилотного компонента боевой авиации Европы. Принятие на вооружение беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в Европе связано с двумя основными реализуемыми в настоящее время программами создания демонстраторов ударных БЛА UCAV (Unmanned Aerial Combat Vehicle).

Участниками европейской программы ударного БЛА «Нерон» (Neuron), возглавляемой французской «Дассо» (Dassault), являются греческая «Хелленик аэроспейс индастриз» (Hellenic Aerospace Industry), итальянская «Аления Аэрмакки» (Alenia Aermacchi), испанская «ЕАДС КАСА» (EADS CASA), шведская «СААБ» (SAAB) и швейцарская «РУАГ» (RUAG). Первый полет натурного демонстратора БЛА «Нерон» состоялся 1 декабря 2012 года. В Великобритании ведутся работы по созданию ударного БЛА «Таранис» (Taranis), которые возглавляет «БАЕ системз» (BAE Systems). Первый полет этого аппарата ожидается в текущем году. Обе эти программы предназначены только для оценки систем и технологий, которые могут в дальнейшем применяться в качестве боевых платформ, и не ориентированы на дальнейшее серийное производство испытываемых демонстраторов.

Великобритания и Франция заинтересованы в перспективных технологиях ударных БЛА типа UCAV и в ноябре 2010 года подписали договор о сотрудничестве, который предусматривает изучение возможности совместной разработки беспилотной авиационной платформы. В 2012-м две страны подписали меморандум о взаимопонимании (МОВ) по первому этапу работ по программе перспективной боевой авиационной системы FCAS (Future Combat Air System). Согласно МОВ Франция и Великобритания объединят полученные результаты по программам БЛА и прежде всего по программам «Таранис» и «Нерон» на первоначальном 18-месячном этапе работ.

Учебно-тренировочные самолеты

Наряду с сокращением парков истребительной авиации в Западной Европе значительно уменьшилась численность учебно-тренировочной авиации. С 2008 года примерно один из пяти учебно-тренировочных самолетов (УТС) был выведен из состава ВВС, а в целом парк УТС сокращен примерно на 300 единиц. Сокращение парка УТС связывают с перспективными европейскими планами перехода на усовершенствованные самолеты, на которых будут готовить летный состав для истребительной авиации. По данным правительств США и Великобритании, стоимость обучения одного летчика-истребителя сегодня составляет три-четыре миллиона долларов.

В настоящее время Европа ищет пути обеспечения единых стандартизованных методов обучения летчиков. Однако начатая в 1997 году европейская программа подготовки летчиков AEJPT (Advanced European Jet Pilot Training), также называвшаяся «Евротрейнинг», не получила продолжения после завершения исследовательского этапа и была закрыта в апреле 2012-го Европейским оборонным агентством EDA (European Defence Agency).

Отложены, сокращены или аннулированы

Вместо программы AEJPT начата новая многонациональная программа. Девять европейских стран (Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Греция, Италия, Португалия, Испания, Швеция) должны сформулировать новый план переоснащения парка УТС или перехода к многонациональной программе, которая является альтернативой американской программе ENJJPT (Euro-NATO Joint Jet Pilot Training).

В зависимости от принятого решения в течение следующих пяти лет возможно как дальнейшее сокращение парков УТС для подготовки летчиков-истребителей в рамках национальных программ, так и консолидация национальных программ подготовки летного состава.

Военно-транспортная авиация

Вероятно, одной из областей, где европейские возможности могут быть расширены в среднесрочной перспективе, является стратегическая военно-транспортная авиация.

ВВС Великобритании, в составе которых имеется восемь самолетов «Боинг» С-17 «Глоубмастер III», единственные европейские военно-воздушные силы, способные осуществлять стратегические военно-транспортные перевозки. Ограниченные возможности европейских стран по транспортировке грузов пытаются расширить за счет двух многонациональных программ. В их числе: программа по обеспечению временного решения для стратегических воздушных перевозок SALIS (Strategic Airlift Interim Solution), которая выполняется за счет привлекаемых по гибкому чартерному контракту транспортных самолетов Ан-124-100, а также программа НАТО по стратегическим авиаперевозкам SAC (Strategic Airlift Capability), в которой принимают участие три самолета С-17.

Обе программы в настоящее время имеют существенную поддержку в связи с необходимостью обеспечения операций НАТО в Афганистане.

Долгосрочные перспективы европейских военно-транспортных перевозок в большой степени связаны с программой военно-транспортного самолета «Эрбас милитари» A400M.

Из-за целого ряда проблем, возникших на этапе разработки, программа А400М была задержана почти на три года. Тем не менее поставка этих самолетов начнется с 2013-го. Первый серийный самолет должен быть поставлен ВВС Франции в ближайшее время. В целом шесть европейских стран – участников программы А400М получат 160 самолетов этого типа, что позволит кардинально увеличить возможности по перевозке военных грузов.

Если не принимать во внимание Великобританию, то в настоящее время европейские возможности по военно-транспортным перевозкам в основном обеспечиваются за счет сравнительного небольшого парка из 69 тактических транспортных самолетов «Локхид Мартин» С-130 «Геркулес», дополненных небольшим количеством самолетов С-160 «Трансаль» и самолетов «Эрбас милитари» С 295 и CN 235. Максимальная полезная нагрузка С-130 составляет около 22 тонн (и существенно меньше для более ранних вариантов этого самолета), в то время как масса полезного груза А400М – 37 тонн.

Координация региональных военно-транспортных перевозок осуществляется европейским авиатранспортным командованием EATC (European Air Transport Command), образованным в 2010 году для координации применения имеющихся парков военно-транспортных самолетов. Его возможности в перспективе будут расширены за счет использования части парков А400М Бельгии, Франции и Германии. Ожидается, что к этим трем странам присоединится Испания, которая получит 27 А400М.

Сокращение количества военно-транспортных самолетов в составе ВВС стран Западной Европы, которое началось с 2008 года, должно прекратиться в течение следующих трех лет, как только сборочная линия по выпуску А400М достигнет в 2015-м максимального темпа производства – 2,5 самолета ежемесячно.

Проблема заправщиков

Еще одной проблемой для европейских ВВС является недостаточное количество самолетов-заправщиков. Например, самолеты-заправщики ВВС США почти наполовину обеспечили потребности французских летчиков, выполняющих боевые вылеты в Мали с января этого года в рамках операции «Сервал». По словам бригадного генерала ВВС Франции Жан Жак Бореля, ответственного за военно-воздушную составляющую операции, из 10 тысяч тонн топлива, заправленного в баки французских боевых самолетов с 11 января по 15 мая, 4,63 тысячи тонн было доставлено американскими заправщиками. Таким образом, конфликт в Мали выявил недостаточную обеспеченность французских ВВС в средствах дозаправки самолетов в воздухе в условиях удаленности от основных баз на тысячи километров. Как напомнил генерал, первые боевые вылеты с целью бомбардировки позиций моджахедов на севере Мали производились с военно-воздушной базы в Сен-Дизье на востоке Франции, в связи с чем для четырех самолетов «Рафаль», задействованных в той миссии, потребовалось пять дозаправок.

В настоящее время модернизацию парка самолетов-заправщиков в рамках программы перспективного стратегического самолета-заправщика FSTA (Future Strategic Tanker Aircraft) проводит Великобритания. Новые самолеты-заправщики А330 «Вояджер» должны заменить самолеты BAC VC10 выпуска 60-х годов, которые будут сняты с эксплуатации в сентябре текущего года, а также самолеты «Локхид» L-1011 «Тристар» (TriStar) производства 70-х, которые будут сняты с вооружения в марте 2014 года.

Всего ВВС Великобритании должны получить 14 самолетов А330 «Вояджер» производства «Эрбас милитари». Девять самолетов будут эксплуатироваться как основная часть парка заправщиков, а еще пять могут привлекаться в качестве резервных при необходимости. По состоянию на май этого года четыре А330 поставлены ВВС Великобритании, а все заказанные самолеты останутся в строю до конца 2016 года. Однако из 14 заказанных самолетов-заправщиков А330 только семь оснастят тремя заправочными агрегатами – одним подфюзеляжным FRU (Fuselage Refuelling Unit) и двумя подкрыльевыми. Помимо увеличения возможности одновременной дозаправки небольших летательных аппаратов, наличие подфюзеляжного агрегата FRU позволит «Вояджер» заправлять в полете большие военно-транспортные самолеты ВВС Великобритании типа А400М «Атлас».

Хотя первый А330 «Вояджер» поступил на вооружение ВВС Великобритании в апреле 2012 года, этот самолет имел проблемы с установленной системой дозаправки в воздухе типа «шланг – конус». «Эрбас милитари» и головной контрактант консорциум «Эйр танкер» убеждены, что данная проблема будет устранена до момента официального срока принятия самолетов на вооружение в 2014 году. Первый транспортный самолет-заправщик A330-200 с тремя системами дозаправки в воздухе (четвертый по счету) был поставлен ВВС Великобритании 30 апреля этого года.

Следующей основной европейской программой смены самолетов-заправщиков может стать проект по замене самолетов KC-135R и C-135R ВВС Франции. Компания «Эрбас милитари» сообщила, что близка к заключению сделки на поставку самолетов-заправщиков A330 MRTT (MultiRole Tanker Transport) Министерству обороны Франции. Ранее компания представила свои предложения французским военным на поставку 12–14 самолетов этого типа и ожидает подписания контракта до конца текущего года.

Самолеты A330 MRTT для ВВС Франции будут оснащены грузовой дверью на верхней палубе, что позволит применять их в качестве транспортных самолетов. Хотя этот вариант компоновки пока не поставлялся заказчикам А330 MRTT, «Эрбас милитари» отработала эту концепцию во время этапа опытно-конструкторских работ при участии в тендере ВВС США по программе нового самолета-заправщика KC-X. Самолет будет иметь конфигурацию «комби», предусматривающую размещение центральной топливозаправочной штанги и подкрыльных топливозаправочных агрегатов. Согласно Белой книге Министерства обороны Франции общее количество заправщиков в составе ВВС страны планируется сократить до 12 единиц.

В 2010 году Испания также подтвердила намерение приобрести A330 MRTT для замены самолетов-заправщиков «Боинг-707» и транспортных самолетов A310 для ВИП-перевозок. Однако эти планы в настоящее время приостановлены из-за экономических трудностей, в связи с чем самолеты «Боинг-707» останутся на вооружении в обозримом будущем.

Как отмечают эксперты, несмотря на начавшийся процесс переоснащения парка самолетов-заправщиков стран Западной Европы, региональные возможности для дозаправок в воздухе будут оставаться на невысоком уровне. По состоянию на 2013 год, ВВС стран Европы имели 46 заправщиков, в то время как у ВВС США на вооружении 471 самолет-заправщик. Соотношение боевых самолетов и заправщиков в Европе составляет 34:1, в то время как в США этот показатель находится на уровне 5:1.

В целом хотя экономические ограничения последних лет в странах Европы и привели к существенному сокращению авиационных парков ВВС, они инициировали процесс приведения в соответствие потребностей военных и возможностей их финансирования. Надо полагать, что в ближайшее время будет найден определенный компромисс, который позволит оптимально сбалансировать боевые возможности европейских ВВС с реально допустимым уровнем их финансового обеспечения.

Николай Новичков,
главный редактор Агентства АРМС-ТАСС
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/16491

Вернуться назад