ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > ВМФ: текущее состояние и перспективы развития
ВМФ: текущее состояние и перспективы развития17-06-2013, 12:34. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
ВМФ: текущее состояние и перспективы развития
Конец XX века ознаменовал собой окончание целой эпохи, развал страны тяжким бременем лег на плечи народа, отразился на всех сферах жизни общества от с/х и ЖКХ, до машиностроения и науки. Что касается вооруженных сил, то крах системы и последовавший за ней коллапс промышленности привели армию на грань выживания. Но самый, на мой взгляд, тяжелый удар получил ВМФ, ведь без должного финансирования флота корабли были вынуждены ржаветь у причалов, нехватка запчастей и ГСМ сказывалась на боеготовности, постановка корабля на ремонт фактически означала вывод его из состава флота, а плановая модернизация затягивалась на десятилетия. За эти годы флот потерял десятки кораблей, многие из которых в итоге были пущены на иголки. Россия за прошедшие два десятилетия фактически утратила свои позиции не только в мировом океане, но и у своих берегов. В качестве примера можно привести Черноморский бассейн или Дальневосточных регион, где наши соседи за это время существенным образом изменили расклад сил в свою пользу. В последнее время в открытой прессе появляется множество информации о закладке новых кораблей, но они в основном представляют собой суда небольшого водоизмещения (патрульные корабли, ракетные катера, корветы), основной функцией которых является контроль прибрежных вод. Спорить о том, нужны ли данные корабли флоту бессмысленно, потому как ответ возможен только один «однозначно ДА», но сегодня речь пойдет именно о боевых кораблях, способных решать широкий спектр поставленных задач. На текущий момент в состав ВМФ России входит порядка полутора десятков боевых надводных кораблей, способных решать задачи за пределами 200-мильной экономической зоны. Состав отечественно надводного флота выглядит следующим образом: Северный флот: 1 Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 тип «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (введен в строй в 1990 году) 1 Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144.2, тип «Орлан» Петр Великий (введен в строй в 1998 году) 3 БПК проекта 1155 и 1155,1: «Вице-адмирал Кулаков» (введен в строй в 1981 году), «Североморск» (введен в строй в 1987 году), «Адмирал Чабаненко» (введен в строй в 1999 году) 1 Эсминец проекта 956, тип «Сарыч» «Адмирал Ушаков» (введен в строй в 1993 году) Итого 6 боевых кораблей Черноморский флот 1 Ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» (введен в строй в 1982 году); 1 БПК проекта 1134-Б «Керчь» (введен в строй в 1974 году). Итого 2 боевых корабля. Балтийский флот 1 Эсминец проекта 956 «Сарыч» «Настойчивый» (введен в строй в 1992 году) Итого 1 боевой корабль Тихоокеанский флот 1 Ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» (введен в строй в 1989 году); 3 Эсминца проекта 956, тип «Сарыч»: «Быстрый» (введен в строй в 1989 году), «Безбоязненный» (введен в строй в 1990 году), «Адмирал Трибуц» (введен в строй в 1986 году); 3 БПК проекта 1155: «Маршал Шапошников» (введен в строй в 1986 году), Адмирал Виноградов (введен в срой в 1988 году), Адмирал Пантелеев (введен в строй в 1992 году) Итого 7 боевых кораблей Итого в составе ВМФ России на текущий момент находится лишь 16 боевых надводных корабля (без учета кораблей прибрежной зоны, вспомогательных и десантных судов), средний срок службы которых превышает два десятилетия. Если на двух первых флотах (Черноморском и Балтийском), в связи с географическими особенностями акватории, основную массу задач можно возложить на «небольшие суда» (ракетные катера, малые артиллерийские корабли, корветы), то для Северного и Тихоокеанского флотов ключевое значение имеют корабли, способные решать значительно больший спектр задач, в том числе и на просторах мирового океана. Основной целью данных флотов является прикрытие районов патрулирования наших РПКСН и защита территории от угрозы нападения «вероятных друзей» с использованием ЯО и крылатых ракет. Так как основными источниками угрозы являются АУГ и подводные лодки, способные наносить удары по цели, находясь от нее за тысячи километров, то решать задачу охраны страны на дальних рубежах с использованием кораблей, автономность которых существенно ограничена (10-15 дней), представляется мало реализуемым. Для решения подобных задач, на мой взгляд, нужны Корабельные Ударные Группы, состоящие из судов, способных комплексно решать задачи ПВО, противолодочной обороны, РЭБ, обладать значительным ударным потенциалом. На днях в СМИ появилась информация о начале реализации проекта по глубокой модернизации ТАРК проекта «Орлан» «Адмирал Нахимов», а также озвучены планы по усеченной модернизации двух оставшихся атомных крейсеров того же проекта того же проекта, которые с середины 90-х находятся на консервации и планировались к выводу из состава ВМФ. Справка: Крейсера проекта 1144 «Орлан» — серия из четырёх высоко автономных тяжёлых атомных ракетных крейсеров, построенных на Балтийском Заводе в СССР с 1973 по 1989 годы, единственные в составе российского ВМФ надводные корабли с ядерной энергетической установкой. По классификации НАТО проект обозначается как англ. Kirov-class battlecruiser. Главным конструктором проекта был В. Е. Юхнин. По состоянию на 2012 год только один из четырёх построенных крейсеров, ТАРКР «Пётр Великий», находится в строю. Вооружение после модернизации: Главным приобретением станет УКСК — новейшие универсальные корабельные стрельбовые комплексы. В эти же пусковые контейнеры можно будет устанавливать ракеты «Оникс» или «Калибр», которые станут основным оружием. Помимо этого будет усилена и противовоздушная оборона: С-400 и новые системы ПВО ближнего боя. В общей сложности, с учетом зенитных ракет, крейсер будет нести более 300 ракет разных типов. Представители данного проекта: Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» («Адмирал Ушаков») Введен в строй: 30 декабря 1980 года Северный флот ВМФ России Текущее состояние: С 1990 года в резерве. В отстое с 1991 года. Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») Введен в строй: 31 октября 1984 года Тихоокеанский флот ВМФ России Текущее состояние: В отстое с 1999 года. Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» («Адмирал Нахимов») Введен в строй: 30 декабря 1988 года Северный флот ВМФ России Текущее состояние: В ремонте и модернизации с 1999. Фактически модернизация началась в конце 2012 года, окончание модернизации 2018 год Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Юрий Андропов» («Пётр Великий») Введен в строй: март 1998 года Северный флот ВМФ России Текущее состояние: В строю. Также имеется информация о начавшемся ремонте и модернизации РК «Маршал Устинов» проекта «Атлант», который должен войти в состав Тихоокеанского Флота. Дополнительно озвучивались планы по приобретению у Украины РК «Украина» (бывший «Адмирал флота Лобов») того же проекта. Справка: Крейсера проекта 1164 шифр «Атлант» (код НАТО — англ. Slava class) — класс советских ракетных крейсеров, занимающий промежуточное положение между кораблями типа «Ушаков» (пр. 1144 «Орлан», ранее «Киров») и эсминцами типа «Современный» (проект 956). Ракетные крейсера типа «Атлант» с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России после раздела флота СССР. Всего было построено 4 крейсера этого типа, а введено в строй — 3 Вооружение: • Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ракет ПКР П-1000) ракета массой до 6 тонн и скоростью полета 3077 км/ч с частичным бронированием оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кт) боевой частью и способна поражать назначенные цели на дальности до 700 км. Полет ПКР к цели осуществляется по сложной траектории. Она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля. Длина ракеты 11,7 м, размах крыла 2,6 м, диаметр ракеты 0,88 м. • Противолодочное — два торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед для борьбы с подводными лодками противника) калибр 533 мм, длина 7 м, масса 2 т, заряд взрывчатого вещества 400 кг дальность до 22 км, скорость до 55 узлов (100 км/ч). • Две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 (боекомплект из 96 реактивных глубинных бомб, вес бомбы 110 кг, вес боевой части 25 кг, длина 1,8 м, калибр 212 мм) реактивные глубинные бомбы предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед и подводных лодок, путем ведения одиночной или залповой стрельбы, дальность стрельбы 6 км, глубина погружения 500 м. • Противолодочный вертолет Ка-25/Ка-27 корабельного базирования с ангаром и вертолетной площадкой. • Двухорудийная корабельная артиллерийская установка — 130 мм АК-130 (боекомплект 600 снарядов) предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям на дальность до 24 км, при скорострельности 90 выстр/мин. Масса установки достигает 98 т, масса снаряда — 86 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с. В боекомплект АК-130 входят унитарные патроны с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемые тремя типами взрывателей. • Шесть ЗАК — АК-630 (боекомплект 16000 патронов по 2000 патронов в ленте) предназначены для поражения воздушных целей, ПКР, малоразмерных судов, всплывающих мин и легко бронированных наземных целей. Начальная скорость снаряда диаметром 30 мм, массой 0,834 кг достигает 900 м/с, скорострельность 6000 выстр./мин дальность до 8 км. • Две установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 48 ракет, масса ракеты 128 кг) малой дальности предназначены для самообороны корабля от ударов самолетов, вертолетов и ПКР, а также ведения стрельбы по надводным целям. Боевые возможности ЗРК позволяют уничтожать воздушные цели со скоростью до 600 м/с на дальности до 15 км и высоте до 5 км, длина ракеты 3 м, масса 128 кг. • Восемь ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты в 8 пусковых установках револьверного типа под палубой, длина — 7,9 м, диаметр — 0,34 м, вес — 1600 кг) предназначен для защиты ордера кораблей от атак самолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения противника, скорость до 2000 м/с, дальность до 90 км и до 25 км по высоте. На мой взгляд, корабли данных проектов, имеющие на борту вооружение в виде ракетных комплексов Калибр и Вулкан, а также аналоги ЗРК С 400 морского базирования, отлично подходят для решения поставленных задач и могут служить основой для формирования корабельных ударных групп. На мой взгляд, корабли данных проектов, имеющие на борту вооружение в виде ракетных комплексов Калибр и Вулкан, а также аналоги ЗРК С 400 морского базирования, отлично подходят для решения поставленных задач и могут служить основой для формирования корабельных ударных групп. Справка: «Триумф» (С-400, первоначально — С-300ПМ3, индекс УВ ПВО — 40Р6, по классификации МО США и НАТО — SA-21 Growler, буквально «Ворчун») — российская зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) нового поколения. Предназначен для поражения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения — самолётов-разведчиков, самолётов стратегической и тактической авиации, тактических, оперативно-тактических баллистических ракет, баллистических ракет средней дальности, гиперзвуковых целей, постановщиков помех, самолётов радиолокационного дозора и наведения и прочих. Каждая ЗРС обеспечивает одновременный обстрел до 36 целей с наведением на них до 72 ракет Основные характеристики «Триумфа» Максимальная скорость поражаемых целей, км/c 4,8 Дальность обнаружения цели, км 600 Дальность поражения аэродинамической цели, км • максимальная 400 • минимальная 2 Высота поражения цели, км • максимальная 30 • минимальная 0,005 Дальность поражения тактических баллистических целей, км • максимальная 60 • минимальная 7 Количество одновременно обстреливаемых целей (полным составом ЗРС) 36 Количество одновременно наводимых ракет (полным составом ЗРС) 72 6-7 Ударных Корабельных Групп, укомплектованных данными судами в сопровождении эсминцев способны в будущем перекрыть основные удароопасные направления. Основной проблемой при формировании подобных соединений является практически полное отсутствие в составе ВМФ России современных многоцелевых эсминцев. На современном этапе от кораблей подобных классов, которыми фактически должны комплектовать подобные Ударные Группы, требуется в первую очередь универсальность, способность решать широкий спектр задач, таких как ПВО, противолодочная оборона, РЭБ, обладать хорошим ударным потенциалом. Имеющиеся в составе ВМФ эсминцы (проекта 956 «Современный») и БПК (проекта 1155) начали приниматься на вооружение более 30-ти лет назад и уже не в состоянии в полной мере без проведения глубокой модернизации решать весь спектр возложенных на них задач, тем более что их количественный состав оставляет желать лучшего (большая часть кораблей нуждается в капитальном ремонте или находится в резерве), это прекрасно понимает и руководство ВМФ, которое до 2020 года планирует провести модернизацию кораблей данных проектов: ЭМ планируется провести ремонт и модернизацию, а также реконструировать энергетическую установку. БПК планируется оснастить современными пушками А-192, ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут». Для внедрения современных оружейных комплексов придется менять и корабельную систему управления, то есть практически всю электронику. Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями. Но проводить ремонт и модернизацию до бесконечности невозможно, ни кто не отменял такие понятия как "усталость металла" и "физический износ". Исходя из вышеизложенного, пора задуматься о разработке проекта Эсминца, который мог бы в полной мере совмещать в себе лучшие отечественные разработки и корабельную школу, а также вобрать в себя и зарубежный опыт. Но данный проект не только должен быть реализован на бумаге, но и должен фактически запуститься в серию, так как единичными, штучными экземплярами все накопившиеся проблемы на флоте решить не удастся. Подводя итог, хотел бы с надеждой взглянуть в будущее, так как далеко не все потеряно для нашего флота и страны в целом, а панические настроения, которые царили в обществе еще каких-то 5-10 лет назад, постепенно сходят на нет, ведь при реализации намеченных задач и ежедневной слаженной работе нам под силу решить многие проблемы, и Россия в ближайшее десятилетие сможет прочно встать на ноги и восстановить утраченные позиции в мировом океане.
Автор Ермолов Михаил
Вернуться назад |