ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Состязание килотонного класса. Российская бомба РС-26 против американской В-61

Состязание килотонного класса. Российская бомба РС-26 против американской В-61


14-06-2013, 10:18. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Состязание килотонного класса. Российская бомба РС-26 против американской В-61

 

 

К концу 90-х годов все без исключения члены «ядерного клуба» столкнулись с проблемой старения своих арсеналов. Во время официального визита в Москву в 2001 году бывший министр обороны США Дональд Рамсфелд в одном из интервью так оценивал текущее состояние дел: «Могут возникнуть проблемы с надежностью и безопасностью оружия. И у США, и у России появились эти проблемы. Я могу сказать, что в США в настоящее время практически не осталось людей, которые способны производить ядерное оружие. Они уволились, и если сейчас окажется, что наше ядерное оружие ненадежно, то потребуется много времени, пока мы сможем создать новое. Это реальная проблема».

Это заявление Рамсфелд сделал уже после того, как ушел на пенсию «последний из могикан» – 77-летний руководитель Ливерморской национальной лаборатории Сеймур Сак – талантливый физик, разработчик большинства состоящих ныне на вооружении армии и флота США ядерных зарядов, участник 85 ядерных испытаний. Помимо всего прочего в сентябре 1991 года конгресс США нанес ощутимый удар по собственному ядерному ОПК, приняв закон, запрещающий разрабатывать и производить новые типы ядерных зарядов, а также проводить испытания ядерного оружия. Одномоментно были закрыты все прежние программы по разработке и производству новых боеприпасов.

Состязание килотонного класса. Российская бомба РС-26 против американской В-61

После трагических событий 11 сентября 2001 года администрация Буша запросила у сената средства на НИОКР по программе модернизации ядерного арсенала. В новых условиях американский президент связывал будущее ядерного арсенала страны с постепенной заменой устаревших ядерных зарядов на перспективные, высоконадежные, более технологичные в изготовлении и не требующие ядерных испытаний для принятия на вооружение. Разработку таких боеприпасов в соответствии с программой «Комплекс-2030» планировалось поручить Министерству энергетики по проекту RRW (Reliable Replacement Warhead – надежная боеголовка на замену). Но администрации Буша так и не удалось продавить эту программу через сенат и конгресс.


В июне 2006 года Национальная администрация по ядерной безопасности США (National Nuclear Security Administration, NNSA) закончила инспекцию технического состояния арсенала авиабомб B-61, продлившуюся без малого шесть лет. После этого было принято решение провести ее через программу Life Extension Program (LEP), дословно – программу продления жизни бомбы серии 61-4. Заряд W-61 последний из существующих, вовлечен в LEP, ранее через эту программу проведены W-76, W-78 и даже более новые устройства W-87, W-88.

Заявка Вашингтона

Проект ядерного устройства TX-61 (такое наименование он получил на начальных стадиях создания) разработан в 1963 году в Лос-Аламосской национальной лаборатории (LANL). Имеет классическую двухступенчатую конструкцию. Базовое устройство W-61 находилось в производстве рекордное время – с октября 1966 до начала 90-х годов, вплоть до запрета конгрессом США. Всего было произведено 3155 авиабомб девяти модификаций. Проект получился настолько удачным, что на его базе создана целая серия боеголовок для крылатых и баллистических ракет – W-69 (AGM-69 SRAM), W-73 (AGM-53 Condor), W-80-0 (BGM-109 Tomahawk TLAM-N), W-80-1 (ALCM), W-81 (SM-2), W-84 (GLCM),W-85, W-86 (Pershing-2).

Все модификации авиабомбы B-61 имеют одинаковые размеры: полная длина – 11,95 фута (4,15 метра), диаметр корпуса – 13,4 дюйма (0,34 метра) и незначительно отличающийся вес – 695–716 фунтов (315,5–325 кг). Только «Модель 11» тяжелее остальных – 520 килограммов. Современные модели состоят из 6000 деталей, собранных в 1800 модулей. Изготавливались модули в широкой кооперации предприятиями, разбросанными практически по всей территории США, 570 субподрядчиками и девятью основными подрядчиками.

Индивидуальные особенности моделей, состоящих на вооружении в настоящее время

«Модель 3». Тактическая бомба переменной мощности в четырех вариантах – 0,3, 1,5, 60, 170 килотонн. Снята с вооружения в 2012 году.

«Модель 4». Тактическая бомба переменной мощности в четырех вариантах – 0,3, 1,5, 10, 45 килотонн. На вооружении 200 единиц. Почти все развернуты в Европе на шести авиабазах в пяти европейских странах. Еще 300 бомб находится на хранении в США (активный резерв).

Состязание килотонного класса. Российская бомба РС-26 против американской В-61«Модель 7». Стратегическая бомба переменной мощности от 10 до 340 килотонн. Модифицированный вариант более старой версии B-61-1. Инициирующая взрывчатого вещества (ВВ) в первичном модуле PBX-9404 OH заменена на PBX-9502 IHE, более соответствующую современным требованиям по пожарной и взрывобезопасности ядерного оружия. Все имеющиеся в наличии на конец 1996 года прошли модернизацию в вариант B-61-11.

«Модель 10». Тактическая бомба переменной мощности в четырех вариантах – 0,3, 5, 10, 80 килотонн. Реконвертированный вариант устройства W-85 (БРСД «Першинг-2»). Снята с вооружения в 2005 году.

«Модель 11». Многоцелевая бомба переменной мощности от 10 до 340 килотонн. На вооружении 50 единиц (по другим данным – 48). Новая модификация B-61-11 по сути представляет собой старое зарядное устройство W-61-7, переупакованное в новый усиленный корпус иглообразной формы, материал которого содержит обедненный уран (U 238). Начала поступать на вооружение в январе 1997-го, заменяя B-53. В течение всего 1997 года носовую часть нового оружия производили на заводе U-12 в Ок-Ридже (штат Теннеси), хвостовую – на заводе в Канзас-Сити (штат Миссури), затем поставляли в части САК (Стратегическое авиационное командование) конверсионные комплекты и уже на местах технический персонал авиабаз переоборудовал B-61-7 в B-61-11 Bunker Busters. Авиабомба свободного падения (носителем является бомбардировщик B-2) предназначена для сброса с большой высоты штатно – 40 000 футов (12 200 метров). Не имея тормозного парашюта, к моменту столкновения с землей набирает скорость до 610 метров в секунду. Испытания показали, что B-61-11 способна проникать в сухой грунт средней плотности на глубину до 20 футов (шесть метров). Глубина проникновения небольшая, но вполне достаточная для того, чтобы большая часть энергии (до 90 процентов), выделившейся при ядерном взрыве, перешла в сейсмическую волну. Этой энергии достаточно для уничтожения любой высокозащищенной подземной цели. Бомбы B-61-11 хранятся на территории четырех авиабаз: Barksdale AFB в штате Луизиана, Minot AFB в Северной Дакоте, Nellis AFB в штате Невада и Kirtland AFB в Новой Мексике.

Имевшиеся в арсенале ВВС США 50 единиц B-53 выводились из эксплуатации в активный резерв, попросту говоря, складировались. 13 октября 2010 года NNSA объявила о начале программы утилизации B-53, стоявших на вооружении ВВС на протяжении 35 лет. Уничтожение производилось на заводе Pantex в Техасе. 25 октября 2011 года был утилизирован последний экземпляр.

«Модель 12». Новейшая модификация, планируется принять на вооружение в 2018 году.

27 ноября 2012 года Пентагон заключил контракт с фирмой «Боинг» стоимостью 178,6 миллиона долларов на разработку программы «Фаза 1» (только НИОКР) управляемой ядерной авиабомбы. Базой для новейшей бомбы должна послужить B-61-4. Новым будет лишь хвостовой отсек, оснащенный управляемыми аэродинамическими поверхностями и системой наведения по спутниковой навигации GPS. КВО (круговое вероятное отклонение) нового оружия должно по расчетам составить менее одного метра. Частичной замене подлежат неядерные компоненты бомбы – электронная начинка, радиолокационный взрыватель и некоторые другие элементы, в частности система безопасности (отдельная программа «Фаза 6.3»). Контракт должен быть реализован к октябрю 2015 года. Следующий этап – договор на производство «Фазы 2», предусматривает выпуск 500 хвостовых комплектов для переоборудования всего имеющегося запаса B-61-4 в B-61-12. Сумма контракта – шесть миллиардов долларов, срок реализации – три года.

Потратив сотни миллионов долларов на реставрацию B-61-7, NNSA теперь планирует пересмотреть взгляды на новое оружие и заменить его на B-61-12. Администрация Обамы объявила программу универсальной авиабомбы B-61-12 приоритетной. Носителями нового оружия должны стать как стратегические бомбардировщики В-2, так и тактические истребители-бомбардировщики F-15E, F-16, F-35 и «Торнадо». Вашингтон готов предложить Москве новое соглашение по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений. Об этом сказал президент США в своей ежегодной речи в конгрессе 13 февраля этого года. Сокращение, по расчетам американских экспертов, составит на первом этапе до 1000 единиц, на втором – до 500. Американцы, судя по всему, готовы пойти на столь существенное сокращение ядерного арсенала, приближаясь по абсолютным величинам к уровню китайского и французского арсеналов.

Наш ответ

После того знаменательного визита Дональда Рамсфелда в Москву и в России предприняты долгожданные меры по перевооружению стратегических ядерных сил на новые образцы. Приняты на вооружение два новых комплекса МБР – мобильный «Тополь-М» и РС-24. Постепенно в РВСН идет замена старых комплексов на новые. Аналогичные меры по перевооружению проводятся и в морской компоненте. Нашему ОПК в отличие от американского новые ядерные боеголовки производить никто не запрещал. Если на американских носителях стоят модернизированные, но все же старые боеголовки, то на российских носителях «Тополь-М», РС-24, «Булава», Р-29РМУ2 «Лайнер» – новехонькие. В РВСН 186 боеголовок из 1092 – новые (17,03 процента). В морских силах 256 боеголовок из 400 (64 процента) являются новыми.

Состязание килотонного класса. Российская бомба РС-26 против американской В-6114 декабря 2012 года командующий РВСН официально объявил о том, что в России ведутся НИОКР по новой тяжелой жидкостной МБР. Последние пару лет официальными лицами периодически проводится вброс дозированной информации в печать. Из опубликованных сведений известно, что ракета – 100-тонного класса, будет оснащена десятью боеголовками мегатонного класса. Забрасываемый вес – от четырех до пяти тонн. Над ней работает ОКБ имени Макеева. Из того, что осталось у нас после развала СССР, это самый опытный и профессиональный коллектив в области разработки жидкостных баллистических ракет. Все их последние работы – Р-29РМ «Штиль», Р-29РМУ1 «Синева», Р-29РМУ2.1 «Лайнер» – выполнены очень качественно, на высочайшем технологическом уровне.

С 31 марта 1976 года по двустороннему соглашению между СССР и США запрещены подземные ядерные испытания устройств мощностью более 150 килотонн. По этой причине не должно быть и речи о новых разработках боеголовок для МБР среднего класса мощности. Можно будет использовать только то, что создано ранее. Конечно, в модернизированном виде. В распоряжении у макеевцев для новой ракеты два существующих варианта ГЧ.

ГЧ тяжелой МБР Р-36 М2 «Воевода». Забрасываемый вес – 8800 килограммов. 10 боеголовок 15Ф175, 450 килограммов весом каждая. Проблемной частью являются огромный блок разведения и платформа. Вес блока, оснащенного двигателем РД-869, заправленного топливом, вместе с платформой для боеголовок – 4266 килограммов. Еще одна труднопреодолимая проблема – большой мидель – 3000 миллиметров. У ракеты он вряд ли будет свыше 2500 миллиметров. К тому же все десять боеголовок по весу займут весь лимит.

ГЧ от РТ-23 УТТХ, оснащенной 10 боеголовками индивидуального наведения 15Ф14 по 430 килотонн мощностью каждая. Блок разведения и по габаритам, и по весу легко впишется в конструкцию новой МБР. Наиболее совершенная на сегодня. Боеголовки обладают самой высокой удельной мощностью в сравнении со всеми существующими боеголовками МБР и БРПЛ как у нас, так и у американцев.

Новая ракета будет оснащена жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) на низкокипящих компонентах топлива: горючее – несимметричный диметилгидразин (НДМГ), окислитель – азотный тетраоксид (АТ), что позволит значительно уменьшить стартовый вес в сравнении с твердотопливной РС-22 (РТ-23). Энергетическое совершенство МБР и БРПЛ характеризуется удельным импульсом двигательных установок их ступеней, развиваемой тягой на секундный расход топлива. Часто в прессе приводится антинаучный термин «энергомассовое совершенство – величина забрасываемого веса, отнесенная к стартовому весу». Авторы необоснованно объединяют в один критерий два совершенно не связанных друг с другом параметра. Видимо, имеются в виду два параметра: первый – конструктивное совершенство РН, коэффициент конструктивного совершенства представляет отношение пассивной массы РН к ее активной массе (топливу), и второй – энергетическое совершенство.

Первый параметр напрямую зависит от уровня научно-технической мысли и состояния промышленной базы в стране, второй – от типа топлива и двигателя.

Энергетические возможности твердых топлив в целом ниже, чем жидких, но их применение упрощает конструкцию ракетных блоков, повышает надежность. Для увеличения удельного импульса со средних значений – 170–240 секунд до максимальных – 260–285 секунд в твердые топлива добавляют мелкодисперсные порошки алюминия, магния, бериллия. Иногда в топливо добавляется в небольших количествах взрывчатка для ускорения процесса горения, например ВВ HMX в составе топлива NEPE 75 («Трайдент-2»). Ракета становится очень капризной и чувствительной к условиям хранения (температура, влажность).

В варианте второй ступени с ДУ РГЧ (MIRV) расчетный стартовый вес составит порядка 80 тонн, в варианте третьей ступени с ДУ РГЧ – и того меньшую величину – порядка 65 тонн. То есть всего на 13–13,5 тонны больше, чем у «Ярса». Это притом что забрасываемый вес у новой ракеты втрое больше – 4050 килограммов против 1400 килограммов. С такими массогабаритными параметрами вполне реально создать и мобильный вариант – ПГРК.

НИОКР по ракете по плану завершатся в 2018 году. Еще год-два на летные испытания. В 2019–2020-м она должна поступить на вооружение.

 

 

Автор Сергей Кетонов

Первоисточник http://vpk-news.ru/


Вернуться назад