ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Строительство подлодок: планы и проблемы

Строительство подлодок: планы и проблемы


14-06-2013, 10:16. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Строительство подлодок: планы и проблемы

 

 

Выполнение текущей Государственной программы развития вооружений связано с колоссальными затратами – до 2020 года будет освоено около 20 триллионов рублей. Однако даже при таком финансировании возникает масса вопросов, касающихся распределения денег. В последние недели вновь была поднята проблема своевременной оплаты работ оборонной промышленности. На этот раз обсуждение коснулось строительства новых подводных лодок для российского военно-морского флота.

В первых числах июня-месяца появилась обновленная информация о планах министерства обороны на строительство атомных подлодок. По словам главкома ВМФ адмирала В. Чиркова, в ближайшие годы флот получит восемь стратегических субмарин «Борей», пять из которых будут построены в соответствии с модернизированным вариантом проекта 955А. Также судостроение поставит семь многоцелевых подлодок проекта «Ясень». Как и в случае с «Бореями», несколько последних лодок серии будут строиться в соответствии с обновленным проектом 885М и флот получит шесть модернизированных подводных кораблей.

Стоит отметить, ранее назывались самые разные цифры, от шести до десяти лодок каждого типа. Однако в последние месяцы количество планируемых к постройке субмарин остается примерно на одном уровне, из чего можно сделать соответствующие выводы. Этот факт может служить подтверждением тому, что министерство обороны окончательно определилось со своими нуждами и намеревается приобрести именно восемь стратегических и семь многоцелевых подлодок. К настоящему времени лишь одна из полутора десятков субмарин принята в состав флота, это ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий». Еще две лодки того же типа в настоящее время проходят испытания. То же касается и головного корабля типа «Ясень», носящего имя «Северодвинск». Весной утверждалось, что эти три подлодки будут приняты на вооружение до конца текущего года. Эти планы пока не корректировались и, вероятно, уже в этом году ВМФ России получит две стратегические лодки и одну многоцелевую.

Строительство подлодок: планы и проблемы


Очевиден тот факт, что строительство новых атомных подводных лодок обходится стране в огромные суммы. Однако, как оказалось, стоимость субмарин оказывается значительно выше запланированной. Несколько дней назад вице-премьер Д. Рогозин привел следующие цифры. Первоначально планировалось, что строительство «Юрия Долгорукого» обойдется бюджету примерно в 20 миллиардов рублей, но в итоге было потрачено около 50 миллиардов. Также Рогозин вспомнил события 2011 года, когда контракты на строительство новых подлодок были заключены только осенью, что едва не привело к срыву гособоронзаказа. Главной причиной тех событий стали разногласия промышленности и чиновников Минобороны. Они долго не могли договориться о системе ценообразования, что в результате привело к столь позднему подписанию контрактов.

Суть конфликта между министерством и отраслью заключалась в следующем. Минобороны желало видеть более прозрачную систему ценообразования с целью сокращения лишних расходов и уменьшения затрат, а судостроители не хотели идти ему навстречу. Такое разногласие между ведомствами, продиктованное, в первую очередь, финансовыми интересами, едва не привело к громкому скандалу. В конечном счете, обеим сторонам удалось найти общий язык, но в дальнейшем проявились последствия подобной договоренности. По словам Рогозина, предыдущее руководство министерства обороны, желая снизить стоимость заказываемой техники, оказывало давление на руководство судостроительной отрасли, что и стало причиной роста стоимости из-за массы дополнительных расходов.

И все же, несмотря на подобные проблемы, строительство новых подлодок идет в соответствии с графиком. Что касается самих дополнительных расходов, то министерство обороны изыскивает возможности для подобного финансирования. Однако если брать во внимание специфическое формирование конечной стоимости «Юрия Долгорукого» и с определенными оговорками экстраполировать его на всю серию подлодок, то перспективы могут быть не слишком хорошими. Регулярные проблемы, требующие дополнительных расходов, могут привести к значительному удорожанию всей программы строительства стратегических и многоцелевых подлодок. Естественно, подобные вещи вызывают негативную реакцию со стороны министерства финансов.

Как сообщают средства массовой информации, руководство Минфина вновь начало выступать с предложением пересмотреть планы финансирования Госпрограммы перевооружения. Так, предлагается немного сократить ассигнования на некоторые долгосрочные проекты и сэкономить деньги за счет увеличения сроков их реализации. В числе подобных долгосрочных проектов может оказаться и строительство атомных подводных лодок. Министерство обороны и правительство пока не приняли решения по этому поводу и, вероятно, предложения финансистов пока только обсуждаются.

Как сказал вице-премьер Д. Рогозин, руководство страны сейчас ищет способы исправить имеющиеся недостатки и обеспечить нормальное и правильное ценообразование. Пока нельзя говорить, каким именно способом будут реализованы все эти планы. Различные предложения на эту тему стали появляться еще в позапрошлом году, во время разбирательств вокруг контрактов на строительство подлодок и надводных кораблей. Часть их была принята к сведению и применялась при формировании цен. По истечении почти двух лет, похоже, настало время оценить существующую систему ценообразования, принятую при старом руководстве Минобороны, и внести в нее необходимые коррективы.


По материалам сайтов:
http://itar-tass.com/
http://vedomosti.ru/
http://vz.ru/
http://argumenti.ru/

 

 

Автор Рябов Кирилл

 


Вернуться назад