ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > "Мистраль" не готов к бою. История одной фотографии
"Мистраль" не готов к бою. История одной фотографии21-05-2013, 08:15. Разместил: VP |
Юбилейная открытка «Вертолетоносец «Мистраль» на набережной лейтенанта Шмидта. Санкт-Петербург, 2009 год». Визит французского корабля стал настоящей «информационной бомбой», взорвавшей новостное пространство – флотские специалисты, аналитики и простые обыватели сошлись во мнении, что заход «Мистраля» в Санкт-Петербург приурочен к новому витку российско-французских отношений. В ближайшей перспективе ожидается покупка французского вертолетоносца для нужд ВМФ России. «Мистраль» для отечественного флота? Насколько оправдана покупка корабля подобного класса? Как приживется французская техника в российских условиях? В каком конфликте возможно применение универсального десантного вертолетоносца с доковой камерой? Может быть, смысл сделки по «Мистралю» следует искать глубже? Доступ к современным западным технологиям, в которых так нуждается отечественное судостроение. Новейшие конструкционные материалы и уникальные компоновочные решения, модульная конструкция, уникальная электроника и новые стандарты размещения личного состава. Звучит убедительно… Или, как всегда, интересы моряков были принесены в жертву целям Большой Политики? Ясного ответа не существует до сих пор – история с покупкой «Мистралей» стала богатой почвой для споров и спекуляций. Оценки разнятся от пошлых русофобских шуток в стиле «русские, утрите грязь с лаптей, ступая на палубу демократичного французского кораблика». Чтобы вы делали без французской помощи? Самостоятельно построить корабль такого уровня вы не в состоянии. Согласно противоположному мнению, «адмиралы купили себе «иномарки» по миллиарду евро каждая». Совершенно бесполезные корабли – «розовые слоны», не вписывающиеся в концепцию применения отечественного ВМФ. Масла в огонь споров подливает Минобороны, периодически выступая с неожиданными заявлениями: «отечественная солярка не пригодна для французских дизелей», «в комплекте с французским кораблем придется закупить французские десантные средства – наши катера не помещаются в док-камере «Мистраля». Кто бы сомневался, что созданный по стандартам НАТО корабль плохо совместим с инфраструктурой ВМФ России. Будет особенно интересно, когда боевая информационно-управляющая система «Зенит-9» откажет в самый ответственный момент. Если бы просто откажет! – заморская электроника способна «слить» на спутник всю хранящуюся в её памяти информацию: боевой ордер эскадры, количество, тип и расположение кораблей и летательных аппаратов, данные о работе корабельных систем, сведения о боевых повреждениях, планах и задачах эскадры (все это хранится в памяти БИУС). Впрочем, я напрасно сгущаю краски – вредительские «закладки» исключительно редки: в морской истории едва ли наберется несколько случаев, когда иностранная техника несла в себе подобные «сюрпризы». Французы - честные и ответственные ребята, заботящиеся о своей репутации. Французским оружием вооружена добрая половина мира. Тем не менее… О ситуации вокруг российских «Мистралей» уже написаны тысячи публикаций и нет смысла затевать очередной безрезультатный, но неукротимый в своей ярости спор, повторять избитые истины и приводить сомнительные оценки. Сегодня мне бы хотелось поговорить о более простых и очевидных вещах. Событие, о котором пойдет речь, состоялось непосредственно во время визита «Мистраля» в Санкт-Петербург: французский корабль удачно «припарковался» на набережной лейтенанта Шмидта – прямо напротив створа 16-17 линий Васильевского острова. Здесь француз оказался в компании советской подлодки С-189 (ДЭПЛ пр. 613, плавучий музей с 2010 года). Панорама с пришвартованным «Мистралем» и стоящей рядом субмариной попала на все кадры фотохроники визита французского вертолетоносца в Россию. Внимательно посмотрите на «Мистраль», теперь переведите взгляд на С-189. Снова на «Мистраль» - и на подлодку. Я не знаю, какие эмоции вызовет эта картина у читателя, но всякий раз, когда я смотрю на вертолетоносец и «дизелюху», меня посещает одна и та же мысль: С-189 просто щепка на фоне «Розового слона». Колоссальный контраст размеров и стоимости, при этом субмарина не так проста, какой кажется на первый взгляд. Что такое «Мистраль»? Огромный тихоходный «паром» полным водоизмещением 21 000 тонн, построенный по стандартам гражданского судостроения. Строго говоря, «Мистралю» противопоказан «дым морских сражений» - у него нет ни должной скорости, ни вооружения, ни броневой защиты. Минимальный огневой контакт с противником губителен для огромного корабля. Французский десантный верлетоносец-док – всего лишь транспортное средство, способное доставить на другой конец Земли батальон морских пехотинцев вместе с их снаряжением и легкой бронетехникой. Фантазии об оснащении «Мистраля» крылатыми ракетами и зенитно-ракетной системой С-400 выглядят просто нелепо – корабль НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН для ведения боевых действий на морских просторах. Главная функция «Мистраля» - перевозка техники и личного состава вооруженных сил. Что такое С-189? Бывшая советская дизель-электрическая подлодка проекта 613 («Виски», по классификации НАТО). Что такое проект 613? Самая массовая серия подлодок ВМФ СССР – 215 построенных кораблей + еще 21 лодка была собрана в Китае из советских комплектующих. Простые, как ведро, дешевые, как китайский магнитофон и вездесущие, словно молекулы воздуха - «Виски» стали настоящим «бичом» морских просторов. Прекрасная родословная – советские «Виски» являлись глубокой модернизацией немецкого проекта XXI «Электробот», самых совершенных подлодок, стоявших на вооружении Кригсмарине. Надводное водоизмещение ~ 1000 тонн, подводное ~ 1350 тонн. Скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 13 узлов. Предельная глубина погружения 200 метров. Автономность 30 суток. Экипаж ~ 50 человек. Вооружение лодки: 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 12 торпед (стандарт). До середины 50-х годов на лодках устанавливалась 57 и 25 мм зенитная артиллерия. С 1960 года часть лодок была оснащена противокорабельным комплексом П-5 (четыре крылатые ракеты во внешних контейнерах, ядерная или обычная боевая часть массой 1000 кг). Посмотрите в очередной раз на «Мистраль» и старую советскую подлодку. При необходимости, стайка таких субмарин расправится с «Мистралем», как с беспомощным теленком. «Розовый слон» совершенно беззащитен от атак из-под воды. Впоследствии, даже уничтожение 10 вражеских субмарин не окупит потерю вертолетоносца и находящейся на его борту техники, вертолетов и сотен морских пехотинцев. Подводная лодка – самое смертоносное и эффективное морское оружие (еще раз взгляд на размеры С-189). В отличие от «Мистраля», который представляет угрозу лишь сам для себя, даже самая маленькая и старая подлодка представляет реальную опасность для любого надводного корабля противника. «Виски» и С-189 - пройденный этап. В настоящее время появились куда более грозные и совершенные лодки аналогичного назначения (неатомные субмарины с малым водоизмещением - менее 2000 тонн): перспективный российский проект 677 «Лада», франко-испанские лодки Scorpene, легендарные немецкие «Тип 209» и «Тип 212», стоящие на вооружении 14 стран мира… Если позволяет бюджет, можно сделать более высокую ставку – советско-российские ДЭПЛ «Варшавянка» (примерно в 2 раза крупнее «Виски-613»), японские подлодки «Сорю» с воздухонезависимым двигателем Стирлинга и т.п. невидимые морские убийцы. Что касается моих горячо любимых атомоходов, здесь все достаточно очевидно – атомный подводный киллер имеет высокую стоимость (сопоставимую со стоимостью «Мистраля»), в то же время, он обладает совершенно фантастическими возможностями. Атомная подлодка идеальна для ведения морской войны и терроризирования коммуникаций противника. Предельная скрытность позволяет лодке «достать» любую морскую цель и пролезть туда, где обычным кораблям входа нет. Лодка способна открыть огонь крылатыми ракетами по целям в глубине континента, провести скрытное минирование коммуникаций, тайно доставить на вражеский берег группу спецназа, обеспечить скрытное наблюдение за побережьем противника, установить шпионское оборудование в территориальных водах другого государства, провести обследование дна в поисках заслуживающих интереса объектов (обломков вражеской техники, поиск следов кораблекрушения, океанографические исследования в интересах ВМФ и т.п.). Наконец, именно лодкам доверена почетная «честь» быть могильщиками человечества – стратегический подводный крейсер может уничтожить жизнь на всем континенте (вариант экзотический и маловероятный, тем не менее, такое стратегическое ядерное оружие размещено только на подлодках – факт, доказывающий высочайшую скрытность и боевую устойчивость подводных атомоходов). Атомная подлодка способна действовать в любом уголке мирового океана, неугасимое пламя ядерного реактора позволяет ей двигаться даже под многометровым панцирем арктических льдов и обеспечивает АПЛ полную независимость от погодных условий на поверхности океана. Эта аксиома была уже не раз доказана историей: В условиях, когда бюджет и возможности промышленности ограничены – для нанесения максимального ущерба противнику предпочтительнее всего строить лодки. Особую ценность представляют атомные «щуки», обладающие исключительными боевыми возможностями. Лодке нет равных по критерию стоимость/нанесенный ущерб. Иногда в качестве доказательства бессилия подводного флота приводят в пример «Битву за Атлантику». На базы не вернулось 783 немецкие подлодки, 28 тысяч моряков оказались заперты в своих «стальных гробах». Ужасно, не правда ли? За это же время немецкие подлодки потопили 2789 кораблей и судов союзников, суммарным тоннажем более 14 МИЛЛИОНОВ тонн!! Потери личного состава союзников превысили 60 тыс. человек. Погром на военно-морской базе Скапа-Флоу, перевернувшийся ударный авианосец «Арк Ройал», взорвавшийся линкор «Бархэм», крейсер «Эдинбург» с грузом золота – маленькие злобные рыбки «загрызли» всех, кто встретился на их пути. И это хлипкие несовершенные «лоханки», проводившие 90% времени на поверхности! При полном господстве союзной авиации в воздухе, при регулярных бомбардировках мест базирования, при наличии сотен противолодочных кораблей и фрегатов, брошенных на нейтрализацию «подводной угрозы» и расшифрованном коде «Энигмы» - даже в таких невыгодных условиях, вездесущие лодки продолжали пачками топить корабли и суда союзников. Еще раз о «Розовом слоне» и подлодках Теперь стоит вернуться в наше время и еще раз взглянуть на корабль «Мистраль». Как уже отмечалось выше, универсальный десантный вертолетоносец-док – не более чем транспортное средство. Паром. Самоходная баржа, для доставки экспедиционных сил. Но что такое батальон морской пехоты? 500 человек и несколько десятков БТРов – этих сил достаточно для урегулирования точечных «колониальных» конфликтов. Проведения полицейских спецопераций в странах третьего мира, усмирения бунтов дикарей в столице очередного «зимбабве». Удобный, комфортабельный «колониальный» корабль. Все. Для других задач «Мистраль» не годится. Для серьезных конфликтов на чужих берегах (вторжения в Ирак и т.п.) требуется совершенно иной масштаб сил и средств: сотни танкодесантных кораблей, ролкеров и контейнеровозов. Необходимы передовые авиабазы и морские порты, эсминцы и подлодки с тысячами тактических крылатых ракет, десятки флотских танкеров, тысячи единиц бронетехники и армия, численностью миллион человек (сравните это с вместимостью помещений «Мистраля»). Т.е. наличие даже четырех (пусть даже сорока) «Мистралей» не дает никаких оснований на «глобальное доминирование» и проведение операций вдали от родных берегов – для этого требуется гигантский флот из многих сотен современных боевых кораблей + командование морских перевозок со своими быстроходными контейнеровозами. Совершенно очевидно, что при остром дефиците корабельного состава, попытка «усилить» флот с помощью десантных вертолетоносцев типа «Мистраль» выглядит, как нецелевое расходование средств. Вторая правдоподобная версия - интересы моряков оказались на десятом месте после каких-либо внешнеполитических интересов России. С точки зрения сложившихся экономических и геополитических условий, очевидно, что самый реалистичный и эффективный способ усиления отечественного флота – развитие, пополнение и модернизация подводной компоненты ВМФ России. Небольшая фотогалерея. Мистраль Стальной гроб. Подлодка С-189 Лодка С-189 была спущена на воду в 1954 году. Регулярно выходила на боевые патрулирования, принимала участие в учебно-боевой работе флота и испытаниях новых образцов оружия. До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров. Прослужив почти 35 лет, была выведена из состава флота в 1990 году. В 1999 году лодка затонула прямо у причала Купеческой гавани в Кронштадте, погрузившись на грунт из-за потери плавучести. В 2005 году за счёт средств бизнесмена и бывшего подводника Андрея Артюшина подводная лодка С-189 была поднята и восстановлена. 18 марта 2010 года у набережной лейтенанта Шмидта г. Санкт-Петербурга открылся частный музей подводного флота, в котором роль главного экспоната играет С-189 Интерьер подлодки, по сравнению с "Мистралем" может вызвать ужас и недоумение: "Здесь заживо гниют в стальном гробу?". Увы, предельно плотная компоновка - дань боевым возможностям и безопасности лодки: чем меньше габариты (а, следовательно, площадь смачиваемой поверхности) - тем меньше шума издает при движении подводный корабль. Маленькой лодке требуется менее мощная (а, следовательно, более тихая) ГЭУ, меньшие размеры обеспечивают снижение магнитного поля и пр. демаскирующих факторов. В конце концов, это не развлекательный круиз - этот корабль создан для войны, где важно выполнить задачу и благополучно вернуться в родную базу. Все остальное имеет мало значения. Стоит заметить, что ДЭПЛ С-189 была построена 60 лет назад - современные субмарины имеют куда более высокий уровень комфорта размещения личного состава. Автор Олег Капцов
Вернуться назад |