Приказом главнокомандующего Военно-Морским флотом Российской Федерации от 15 апреля 1999 года датой образования Тихоокеанского флота (ТОФ) установлено 21 мая 1731 года. В этот день Сенат Российской империи «Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов» учредил Охотскую военную флотилию и Охотский военный порт. Охотская флотилия (Сибирская военная флотилия, Петропавловская флотилия) стала первой постоянно действующей военно-морской единицей Российского государства на Тихом океане. Корабли и суда Охотской флотилии стали начальным звеном в зарождении военно-морских сил России на побережье Тихого океана и сыграли решающую роль в защите интересов державы в регионе. Впоследствии флотилия была преобразована в Тихоокеанский флот, который прошел в своем развитии несколько этапов: от парусного до броненосного, парового, от пушечного до ракетно-ядерного.
Из истории флота
От Северного Ледовитого океана до Корейского полуострова на многие сотни километров протянулись прекрасные и богатейшие земли Русского Дальнего Востока, включающие Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Камчатскую, Магаданскую и Сахалинскую области. Берега Дальнего Востока омывают воды пяти морей - Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское и Японское. Более чем на 15 тыс. километров протянулась морская граница нашего Отечества на северо-востоке и востоке. Огромны просторы Русского Дальнего Востока, его природные ресурсы. Более 100 млн. га занимают здесь таежные леса, в недрах есть залежи золота, серебра, меди, олова, цинка, железа, каменного угля многих других рудных и нерудных ископаемых. Неисчислимы и биоресурсы Тихого океана. Дальний Восток имеет все возможности для того, что стать одним из передовых центров по развитию России.
Дальний Восток - это искони наша земля, открытая и освоенная русскими людьми. Их удивительным мужеством, самоотверженным трудом были утверждены законные права России на берегах Тихого океана. И главным защитником Русского Дальнего Востока был Тихоокеанский флот. Его славное прошлое полностью связано с деятельностью русского народа по освоению этого региона.
XVII век
До наших дней дошли известия о замечательных походах русских землепроходцев и мореплавателей «встреч солнца» к берегам Тихого океана. Весной 1639 г. из Бутальского острога в Сибири двинулся на восток отряд томского казака Ивана Юрьевича Москвитина. Он достиг устья реки Улья и соорудил на берегу Охотского моря первую русскую стоянку. 1 октября (11 октября по новому стилю) отряд вышел в морской поход и устья реки Охота (этот день считается датой начала русского тихоокеанского мореходства). Этот поход показал, что для походов по морю необходимы крупные суда специальной постройки, а небольшие однодеревки, на которых русские казаки успешно передвигались по сибирским рекам. Отряд Москвитина время зимовки на реке Улья основал особое «плотбище», которое исследователи называют колыбелью русского тихоокеанского кораблестроения. На нём были построены два коча длиной около 17 метров каждый. Это были одномачтовые (иногда двухмачтовые), однопалубные, парусно-гребные суда, с особой конструкцией, способной противостоять сжатию во льдах. В 1640 году казаки на кочах побывали у Шантарских островов, устья реки Амур и северо-западного побережья Сахалина.
Летом 1643 года из Якутска на восток по рекам Лена, Алдан и его притокам двинулся отряд Василия Даниловича Пояркова. Казаки вышли к устью Амура, где перезимовали. В 1645 году казаки на кочах вышли в Сахалинский залив и Охотское море. За три месяца Поярков дошел до устья реки Улья. За отрядом Пояркова, уже по известному пути, двинулся отряд Ерофея Павловича Хабарова. Он основал на Амуре первые русские поселения. В 1647 г. отряд Семена Андреевича Шелковникова прошел по Охотскому морю между устьями рек Улья и Охота и основал острог Косой. Это был первый русский порт и город на побережье Тихого океана.
На восток двигались русские люди и побережьем Северного Ледовитого океана. Осенью 1648 года из устья Колымы вышел отряд Семена Ивановича Дежнева. Он открыл «Большой Каменный Нос» (мыс Дежнева) и прошел проливом, который отделяет Азию от Америки. Во время бури на Тихом океане, кочи разбросало, одни прибило к берегам Аляски, другие – Камчатки. 1649 году в среднем течение реки Анадырь был основан Анадырский острог, ставший одной из баз для продвижения на юг и восток.
В конце XVII столетия начинается освоение полуострова Камчатка. Здесь были основаны русские зимовья и остроги, ставшие базами для проникновения на близлежащие острова и Северную Америку. Всюду русские люди несли передовую культуру, более высокие формы ведения хозяйства, которые постепенно перенимались местным населением.
XVIII век
В 1711 г. Иван Петрович Козыревский и Данила Яковлевич Анциферов исследовали первые острова Курильских островов. Затем Козыревский изучил большую часть островов Курильской гряды. На Камчатке в это время было несколько острогов - Нижне-Камчатский, Тагильский, Болынерецкий. Из Якутска в эти остроги добирались через Анадырский острог, а затем через Охотский. Путь на Камчатку из Якутска занимал до не менее полугода.
В 1713 году царь Пётр Алексеевич подписал указ об изыскании морского пути на Камчатку. Вскоре из Петербурга в Охотск направили опытных судостроителей - Кондратия Мошкова, Никифора Треску, Якова Невейцина, Ивана Бутина и других, которые сыграли большую роль в освоении края. В 1716 году на реке Кухтуй, около Охотска, мастера Кирилл Плотницкий, Иван Каргопольцев и Варфоломей Федоров построили первое морское судно, созданное русскими на берегах Тихого океана – ладью «Восток». Ладья совершила плавание до Большерецкого острога, тогдашней столицы Камчатки, с этого времени Охотск и Камчатку связали регулярные рейсы.
В 1720-1721 гг. офицеры русского флота, геодезисты Иван Михайлович Евреинов и Федор Федорович Лужин совершили на ладье «Восток» экспедицию для изучения камчатского побережья и Курил, они составили первую карту полуострова и островов. В 1723 году Охотский отряд был пополнен ещё одной ладьей, в 1727 году Охотская верфь построила шитик «Фортуна», в 1729 году два бота - «Лев» и «Восточный Гавриил».
В конце 1724 г. была организована Первая Камчатская экспедиция, которая получила задачу выяснить есть ли пролив между Азией и Америкой (донесение Дежнева об открытии этого пролива затерялось и было обнаружено позднее). Поход возглавили капитан-командор Витус Беринг и унтер-лейтенант Алексей Чириков. Эта экспедиция в 1725-1730 гг. открыла пролив, названный впоследствии Беринговым, изучила отдельные участки побережья Камчатки и Чукотки.
В 1731 г. Охотск стал военным портом, была учреждена Охотская военная флотилия, её первым командиром стал Г. Г. Скорняков-Писарев. В Охотске создали верфь. В 1740 году основали школу, которая в 1756 г. была преобразована в навигацкую школу, готовившую штурманов для кораблей и судов, ходивших у побережья Дальнего Востока. К середине XVIII века в Охотской флотилии было семь кораблей: 3 бота, 3 галиота и одна бригантина. Охотск стал колыбелью русских морских сил на Тихом океане.
В 1729—1732 гг. казачьего головы Афанасия Шестакова и майора Дмитрия Павлуцкого на «Фортуне» и «Св. Гаврииле» обследовала северные Курильские и Шантарские острова, Удскую губу и Берингов пролив. В 1732 году штурман Иван Федоров и геодезист Михаил Гвоздев совершили поход к мысу Дежнева, а затем к Северо-Западным берегам Северной Америки. В 1741 году пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» под командованием Беринга и Чирикова вышли из Петропавловска для поиска путей к побережью Америки. Шторм их разделил и к берегам Северном Америки первым подошел Чириков, а затем и Беринг. Морской путь в Северную Америку с Камчатского полуострова был открыт. Во время этой экспедиции были открыты и острова Алеутской гряды.
В 1787—1790 гг. экспедиция под началом Иосифа Биллингса и Гавриила Сарычева на судне «Ясачная», изучила берега Северного Ледовитого океана к востоку от Колымы и выявила возможность морского пути вдоль сибирских берегов в Тихий океан. В 1790—1791 гг. Биллингс и Сарычев на корабле «Слава России» обследовали побережье Берингова моря. В 1799 году для усиление военного присутствия России на берегах Тихого океана в Охотск направили три фрегата и три малых корабля под командованием контр-адмирала И. К. Фомина. В этом же году в Охотск направили полк солдат для защиты поселений и сухопутных границ.
К концу XVIII века русские мореходы открыли и освоили не только Камчатский полуостров и Курилы многие острова Алеутской гряды, Командорские и другие острова, разведали пути к Северной Америке. На новых русских землях основываются поселения. В 1784 году на острове Кадьяк русский купец Г. И. Шелехов основывает крепость. Он учреждает Российско-Американскую компанию, сыгравшую большую роль в освоении Русского Дальнего Востока, организации путешествий и укреплении русских позиций в регионе. В 1799 году новый глава компании А. А. Баранов основал на острове Ситха Ново-Архангельск, который стал столицей Русской Америки. На американском побережье одним за другим возникали русские поселения. Самым южным был форт Росс, возведенный в устье реки Славянка, в районе современного Сан-Францжско. Перед Россией открывались блестящие военно-стратегические и экономические перспективы по контролю за всей северной частью Азиатско-Тихоокеанского региона.
XIX век
В 1805 году И. Ф. Крузенштерн на шлюпе «Надежда» исследовал ряд Японских островов восточное побережье острова Сахалин, Цусимский пролив. В 1811 году лейтенант В. М. Головнин на шлюпе «Диана» изучил южные Курилы, а затем на шлюпе «Камчатка» определил координаты нескольких островов Алеутской гряды. Кроме того, большую роль в исследовании региона сыграли О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Ю. Ф. Лисянский, М. Н. Станюкович, М. Н. Васильев и многие другие русские исследователи.
Однако более быстрому освоению края мешала его удалённость от Европейской России. Русские поселенцы испытывали постоянную нужду в продовольствии, оружии, боеприпасах, различных инструментах и т. д. Считалось, что частично эту проблему может решить использование Амура и его притоков. Но для этого надо было выяснить, судоходна ли эта река на всем своем протяжении. Экспедиция французского исследователя Лаперуза в 1783 году пыталась проникнуть в Амурский лиман со стороны Японского моря, но сделала вывод, что Сахалин - это полуостров. Через десять лет такой же вывод сделал британский мореплаватель Браутон. В 1805 году не сумел войти устье Амура с севера и Крузенштерн. В 1845 году искал устья Амура бриг «Константин» под началом А. Гаврилова. После этого вопрос об Амуре на официальном уровне был закрыт. Его фактически по своей инициативе открыл командир транспорта «Байкал» капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской в 1848 году. Он убедился, что в Амур могут проходить большие морские суда и открыл пролив, отделяющий Сахалин от материка. Невельской доказал, что Сахалин – это остров, и, что в устье Амура могут попадать большие суда со стороны Охотского и Японского морей.
Невельской в 1850 году основал Николаевский военный пост (Николаевск-на-Амуре), утвердил позиции России в Приморье, на которое уже зарились американские и английские колонизаторы. Несколько лет трудилась Амурская экспедиция. В 1853 году в бухте Де-Кастри был создан военный пост. Таким образом, самоотверженным трудом русских военных моряков Российская держава получила свободный выход в Тихий океан. В устье Амура, на острове Сахалин, и в ряде мест побережья Охотского и Японского морей были созданы военные посты, которые сыграли большую роль в защите Русского Дальнего Востока.
По мере проведения русских кругосветных путешествий в силу своего более удобного географического положения на первый план выдвинулся Петропавловск-Камчатский. К тому же Охотск имел открытую акваторию и мелководный рейд. В результате главный военный порт решили перенести в другое место. С 1849 года главной базой Охотской флотилии (с 1856 года Сибирской) стал Петропавловск-на-Камчатке. Здесь флотилия получила первое боевое крещение – в августе 1854 года было отбито нападение англо-французской эскадры. Героической обороной Петропавловска-Камчатского руководил Василий Завойко.
Петропавловск-Камчатский недолго был главной базой флота. В 1855 году, из-за уязвимого положения Петропавловска, базу, корабли и население эвакуировали оттуда в Николаевский пост. С 1871 года главной базой стал Владивосток. Главной проблемой флотилии в дореволюционный период было отсутствие судостроительной базы (новее корабли присылали из европейской части России) и слабо развитая система базирования.
Дальний Восток в конце столетия стал сферой интересов всех великих держав и Россия приняла дополнительную к программе 1895 г. судостроительную программу 1898 г. «Для нужд Дальнего Востока». Она предусматривала увеличение военно-морских сил на Тихом океане до 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсеров, 10 бронепалубных крейсеров, 10 крейсеров 2-го ранга, более 30-ти миноносцев. В 1897 году основной базой флота стал Порт-Артур. Была сформирована Порт-Артурская эскадра (будущая Первая Тихоокеанская эскадра).
XX век
К началу Русско-японской войны 1904-1905 гг. Военно-морские силы Российской империи на дальнем Востоке состояли из 1-ой Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии. Основной базой был Порт-Артур. Во Владивостоке базировался созданный в 1901 году Владивостокский отряд крейсеров и миноносцы. Русско-японская война запомнилась рядом героических и трагических событий: подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»; бой миноносца «Стерегущий»; героическая оборона Порт-Артура; гибель 2-я эскадры флота Тихого океана в Цусимском сражении. Несмотря на героизм и мужество русских моряков, главные силы русского флота на Тихом океане погибли. Они со своей стороны сделали все возможное, чтобы победить. Главная причина поражения лежала в области политики правительства на Дальнем Востоке, в течение многих десятилетий она была ущербна.
К началу революции 1917 года военно-морские силы на Тихом океане не были восстановлены, приоритетное внимание уделялось развитию флотов на Балтике и Черном море. В состав Сибирской флотилии в 1914 году входили два крейсера - «Аскольд» и «Жемчуг», одна канонерская лодка, 8 эсминцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок. В годы Гражданской войны матросы Сибирской и Амурской военных флотилий участвовали в борьбе за установление Советской власти на Дальнем Востоке, воевали с белогвардейцами и интервентами. В 1922 году были сформированы Морские силы Дальнего Востока, в них входил Владивостокский отряд кораблей и Амурская флотилия.
В 1935 году Морские силы Дальнего Востока переформировали в Тихоокеанский флот (ТОФ). В годы Великой Отечественной войны на фронтах сражалось более 140 тысяч моряков-тихоокеанцев. Во время Советско-японской войны 1945 года ТОФ участвовал в освобождении Корейского полуострова, операциях по захвату Курил и Сахалина. К началу 1970-х годов был создан новый океанский ракетно-ядерный флот, который решал задачу стратегического сдерживания вероятных противников в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
С 1991 года Тихоокеанский флот переживал упадок, на нём в полной мере отразились проблемы Российского государства. Из строя были выведены его наиболее боеспособные и мощные единицы: авианесущие крейсера проекта 1143 «Кречет» — «Минск» и «Новороссийск»; ТАРК проекта 1144 «Орлан» - «Адмирал Лазарев» (есть вероятность модернизации); БДК океанской зоны проекта 1174; большие противолодочные корабли проекта 1134Б «Беркут»; большая часть эсминцев УРО проекта 956 «Сарыч», все фрегаты УРО и т. д. Критическая ситуация сложилась и в подводном флоте. За два десятилетия флот не получил ни одного корабля первого, второго рангов.
Современное состояние
В настоящее время Тихоокеанский флот является самым крупным оперативно-тактическим объединением ВМФ России и серьёзным фактором мира и безопасности на восточных рубежах нашей Родины. Особенно его роль возрастает в ситуации, когда Азиатско-Тихоокеанский регион становится «пороховым погребом» планеты.
Его боевой основой в настоящее время являются: ракетный крейсер «Варяг» (флагман); 4 БПК проекта 1155 «Фрегат» — «Маршал Шапошников», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Трибуц»; 1 эсминец УРО проекта 956 «Сарыч» — «Быстрый»; несколько атомных подводных лодок с межконтинентальными и крылатыми ракетами.
Надо отметить, что в последние годы, в связи с возрастанием угрозы России на мировой арене, ТОФ стали уделять больше внимания. Увеличилось число учений, выходов в открытое море. Тихоокеанский флот обещают усилить универсальным десантным кораблем типа «Мистраль» - первый французский вертолётоносец «Владивосток» приписан к главной базе КТОФ во Владивостоке. Амурский судостроительный завод строит для ТОФ серию корветов проекта 20380: заложены «Совершенный» (в строй планируют ввести в 2014 году), «Громкий», еще несколько кораблей собираются заложить в ближайшее время. Есть планы модернизации к 2020 году эсминцев проекта 956 «Сарыч», крейсера «Адмирал Лазарев». Запланирована также передача из состава Северного флота в распоряжение ТОФ крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Маршал Устинов».
От души поздравляем всех моряков-тихоокеанцев и их близких с Днём Тихоокеанского флота ВМФ России и желаем им крепкого здоровья, простого человеческого счастья и успехов в службе. А флоту – достойного продолжения боевых традиций, роста боевой мощи во славу Великой России!
Вернуться назад
|