ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Взгляд в будущее
Взгляд в будущее5-05-2013, 05:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|||||
У российских авиаконструкторов есть десять лет для создания перспективной авиационной платформы, востребованной и отечественными ВВС, и на внешнем рынке Хотя первый полет прототипа истребителя МиГ-29 состоялся еще в далеком 1977 году, авиационные комплексы на базе этой платформы по-прежнему сохраняют высокую конкурентоспособность. Этому способствует как своеобразие общей ситуации на рынке, где все оставшиеся предложения в легком и среднем классе имеют серьезные ценовые, технологические и политические ограничения, так и постоянные усилия инженеров и конструкторов РСК «МиГ» по наращиванию возможностей истребителей этого семейства. Жизненный цикл истребителей четвертого поколения необычно длителен. Ранее поколения сменялись каждые десять-пятнадцать лет (если не считать особого случая с F-22), а вот массовый переход к пятому поколению начинается только сейчас — спустя более 35 лет после первых полетов прототипов предыдущей генерации. При этом не факт, что F-35 сможет вытеснить более старые машины: слишком высокой оказалась стоимость этого «дешевого» истребителя, слишком дорог он в эксплуатации. Возможности новейшей американской машины все еще неочевидны для одних или очевидно избыточны для других ВВС. Между тем самолеты четвертого поколения демонстрируют поразительную рыночную живучесть. Например, в то время как производство американского истребителя пятого поколения F-22 прекращено, новейшая «стелсизированная» версия Silent Eagle его предшественника F-15, на замену которому, собственно, и создавался Raptor, продолжает рассматриваться некоторыми военно-воздушными силами как возможный вариант будущих закупок. Хотя предложения пятого поколения уже оказывают очевидное влияние на рынок, продажи машин четвертого поколения будут продолжаться, если не доминировать, еще десять-пятнадцать лет, поскольку финансово и технологически они более доступны для подавляющего большинства стран. Но даже среди истребителей четвертого поколения МиГ-29, будучи относительно легкой машиной, выделяется дополнительными ценовыми и политическими преимуществами. Это не только один из самых доступных по цене из всех присутствующих на рынке современных боевых самолетов, его поставки отличаются еще и низкой по сравнению с продажами мощных тяжелых истребителей политической чувствительностью. Этот фактор приобретает особую важность, когда речь идет о контрактах с государствами или режимами, отношения которых с западными менторами всего человечества не вполне хороши. На МиГ работают также многочисленные ценовые, политические и технологические ограничения, с которыми сталкиваются конкуренты. КонкурентыРынок вооружений подвержен влиянию множества разнообразных факторов, но грубо, упрощая и вульгаризируя, их можно свести к трем большим группам: политике, стоимости и технологии. С точки зрения политических предпосылок и стоимости самыми опасными конкурентами МиГ-29 могли бы стать китайские истребители FC-1 и F-10. Китайцы обладают колоссальными возможностями экономического стимулирования своего оборонного экспорта — от демпинга до предоставления сверхльготных кредитов или предложения комплексных программ сотрудничества, основное содержание которых касается строительства инфраструктуры и развития сырьевого сектора, а поставки вооружений — приятное, но далеко не самое важное дополнение. Будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, КНР может предлагать и политическую поддержку, в которой нуждаются, прежде всего, государства, склонные к приобретению как раз российской техники. Вообще почти любой российский клиент, за исключением Индии и Вьетнама, может считать приемлемыми или даже желательными закупки в Китае. Венесуэла и Алжир, Египет и Судан, Иран и Сирия — все эти страны в разное время проявляли или могли проявить интерес к китайским самолетам. В общем, Китай работает на тех же рынках, что и Россия, но при этом может предлагать более заманчивые финансовые условия сделок. А после того как Россия присоединилась к санкциям против Исламской Республики Иран не помешала европейским неоколонизаторам и аравийским мракобесам растерзать и разграбить Ливийскую Джамахирию, политически Китай, пожалуй, стал даже предпочтительнее России. Однако истребители условно четвертого поколения проданы Китаем только в Пакистан. Тому есть множество объяснений, но одно не вызывает сомнений: Россия пока еще в состоянии заблокировать любую потенциальную продажу FC-1 и F-10, поскольку оба истребителя оснащаются российскими двигателями. Китай ведет активные работы по созданию собственных аналогов наших моторов АЛ-31Ф/ФН и РД-93, но судя по тому, что в последние два года закупки российских двигателей не только не уменьшились, но и стали более масштабными, результаты этих работ пока оставляют желать лучшего. Другой потенциально весьма опасный конкурент МиГ-29 — сверхлегкий шведский истребитель Gripen — сочетает высокотехнологичность и отличные ценовые параметры. Это самый дешевый в эксплуатации из истребителей четвертого поколения, час его полета стоит 4,7 тыс. долларов по сравнению с 17–18 тыс. у Typhoon и Rafale и запредельными 31 тыс. у F-35. Самолет оптимизирован для обслуживания солдатами срочной службы в полевых условиях. При этом Gripen стал первым европейским истребителем, который реализует концепцию сетецентричных действий и первым же авиационным комплексом, способным применять новейшую европейскую загоризонтную ракету Meteor. В целом это идеальная машина для стран с небольшой территорией и скромными ресурсами не только на закупку, но и эксплуатацию современных истребителей. Минусом этого шедевра шведской инженерной мысли стало наличие в конструкции самолета критических важных элементов иностранного производства, прежде всего американского двигателя, а также предельно строгое шведское экспортное законодательство, закрывающее продажи этого самолета в целый ряд стран. Подобно тому как Россия пока может контролировать экспортные продажи моторизованных нашими двигателями китайских самолетов, американцы всегда могут заблокировать контракты на Gripen. Есть достоверные сведения о том, что военно-воздушные силы как минимум двух стран, а именно Польши и Иордании, предпочли бы в свое время купить маленький шведский самолет, но под давлением США были вынуждены выбрать неоптимальные с точки зрения потребностей ВВС этих государств американские F-16. Жесткий шведский экспортный контроль, в системе которого велико влияние в том числе и представителей законодательной власти, затрудняет поставки боевых систем в страны с неидеальными с точки зрения западных стандартов политическими системами. Известно, например, что активный интерес к Gripen проявлял полковник Каддафи, однако шведы отказались даже вступить в переговоры с ливийцами. В результате до сих пор у Gripen только четыре иностранных заказчика, причем два из них — Чехия и Венгрия — не купили самолеты, а арендовали. Сейчас будущее машины целиком и полностью зависит от исхода их покупки швейцарскими ВВС, которые готовы заказать 22 единицы и профинансировать создание новой версии Gripen NG. Однако это решение должно быть одобрено на всенародном референдуме. Если швейцарцы проголосуют против, фактически это будет означать конец героической истории блестящего шведского авиастроения. Прямые европейские аналоги МиГ-29 по массогабаритным показателям — двухдвигательные истребители Rafale и Typhoon — как платформы на полпоколения современнее микояновской машины и прошли испытание боем (против беззащитных ливийцев и еще более беззащитных исламистов в Мали). Однако как боевые комплексы они не имеют радикального преимущества перед современными и перспективными представителями семейства МиГ-29. Мало того, в некоторых областях микояновцы даже опережают европейцев. На сегодняшний день только демонстратор МиГ-35 производил пуски ракет по наведению с радара с активной фазированной решеткой, ни один европейский истребитель такой способностью пока не обладает. Фантастическая цена этих, безусловно, серьезных машин и дороговизна эксплуатации сильно ограничивают их экспортные возможности. Рекордсмен по стоимости среди истребителей четвертого поколения Typhoon продается лишь в Австрию, где в этой связи разгорелся коррупционный скандал, и в Саудовскую Аравию, правящая династия которой узурпировала после Первой мировой войны власть на этой территории только благодаря британцам, с которыми и находится с тех пор в симбиотической связи. Rafale, проигравший американцам тендеры в Южной Корее и Сингапуре, неоднократно был буквально в шаге от успеха на внешнем рынке. Но всякий раз сделки срывались. Ни Бразилия, ни ОАЭ, ни Катар, ни Оман пока так и не купили французскую машину. Dassault остается финалистом индийского мегатендера MMRCA, но и в этом случае контракт пока не заключен, и перспективы его подписания неочевидны. В общем, европейские машины позиционируются в более высокой ценовой категории. Похоже, даже бывшие в эксплуатации Eurofi ghter первого транша, возможность предложения которых на продажу в условиях экономического кризиса начинает обсуждаться в Британии, будут сильно проигрывать МиГ-29 по цене и требованиям к качеству обслуживающего персонала. Как это ни парадоксально, серьезную конкуренцию российским МиГ-29 могут составить… МиГ-29. Из наличного состава ВВС братских, а временами и местами даже союзных стран СНГ. Во всяком случае, вопреки тому, что часто пишется, главным конкурентом при заключении крайнего на сегодня экспортного контракта на продажу российских МиГ-29 (а это сделка стоимостью 410 млн евро на поставку 20 машин в Мьянму) был не Китай, а Белоруссия. В сущности, летом 2009 года бирманцы уже обо всем договорились с Минском, и лишь экстренное и оказавшееся весьма эффективным вмешательство ≪Рособоронэкспорта≫ и специалистов по внешнеэкономической деятельности РСК ≪МиГ≫ выправило ситуацию. Контракт с Россией был подписан в декабре того же года. Известно также, что Азербайджан приобрел украинские МиГ-29, на месте которых вполне могли быть российские машины. Кстати, именно украинцы, а не американцы наиболее активно интригуют против закупок российского оружия Ираком, который интересуется МиГ-29. Каждый иракский доллар, потраченный на российскую продукцию, это потеря для Киева. В ноябре прошлого года украинским агентам удалось приостановить реализацию пакетного соглашения с Россией на закупку вертолетов и систем ПВО, однако сейчас контракты вновь переподписаны. В принципе у России есть все инструменты воздействия на Киев и Минск. Но иногда, как в случае с Мьянмой, они срабатывают, а порой, как в случае с Азербайджаном, нет. Констатируем: на рынке нет недостатка в конкурентах МиГ-29, но все они либо располагаются в другой ценовой нише, либо сталкиваются с серьезными политическими и технологическими ограничениями при продвижении на экспорт. Наиболее современные модификации МиГ-29 — МиГ-29М/М2 и МиГ-29UPG —а особенно перспективный МиГ-35 —сохраняют высокую конкурентоспособность. Среднесрочная перспектива «корабелки»В перспективе ближайших 8–10 лет основные возможности фирмы связаны с уникальным нишевым предложением палубного истребителя МиГ-29К и непревзойденным по критерию стоимость/эффективность модернизационным решением МиГ29UPG. Первичный импульс к созданию корабельного истребителя МиГ-29К в его современном виде был дан с началом программы по строительству индийского авианесущего крейсера Vikramaditya. В соответствии с контрактом, подписанным 20 января 2004 года, РСК ≪МиГ≫ должна была провести значительный объем НИОКР по созданию нового самолета и поставить индийским ВМС 16 таких машин. Разработка нового палубного истребителя — задача нетривиальная, в данном конкретном случае осложненная еще и необходимостью создать с нуля полноцикличное производство и выстроить новую кооперацию. Эта задача была успешно решена, и уже в 2010 году компания начала формальную передачу истребителей заказчику, хотя строительство носителя — собственно, авианесущего крейсера — отстало от графика. Отношение индийцев к проведенной в РСК работе лучше всего отразил факт подписания в 2010 году второго контракта на закупку еще 29 МиГ-29К. Благодаря индийскому заказу был создан и запущен в крупносерийное производство уникальный нишевой продукт. На сегодня это единственное в мире предложение палубного истребителя горизонтального взлета, который может эксплуатироваться с авианесущих кораблей с трамплином. В перспективе, наверное, появится еще тяжелый китайский J-15, который, однако, вряд ли когда-либо будет предложен на экспорт. Оба других имеющихся на рынке корабельных истребителя — американский F-18E/F Super Hornet и французский Rafale — нуждаются для взлета дорогостоящими, капризными и пожирающими массу объема и веса катапультами. Нет сомнений, что полноценные авианосцы с катапультами получат среди новых авианосных держав менее широкое распространение (если вообще будут строиться), чем корабли с трамплином. Перспективы новых заказов на МиГ-29К связаны с развитием российского ВМФ и индийских ВМС. Отечественный флот уже заказал в феврале 2012 года 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29К-УБ, решившись, таким образом, на смену типа своего палубного самолета. Как и в случае с российскими заказами на фрегаты проекта 11356 и истребители Су-30СМ, предыдущие индийские закупки детерминировали российскую военно-техническую политику, что само по себе интереснейший феномен. Нет сомнений, что российские моряки продолжат закупки и последует как минимум контрактация еще одной такой же партии. Возможны и новые индийские контракты. Программа развития индийского авианосного флота предполагает приобретение в дополнение к Vikramaditya еще двух авианесущих кораблей национальной постройки. Сорок пять законтрактованных истребителей на три корабля с учетом необходимости иметь резерв или даже сменные авиакрылья явно недостаточно. Дополнительная потребность составит еще как минимум 20–25 самолетов. Более того, бурное развитие китайской авианосной программы вообще может поставить перед индийскими ВМС вопрос о расширении авианосной базы. С учетом медленного строительства авианесущих кораблей на национальных верфях лучшим решением был бы заказ у России еще одного авианосца — sister ship Vikramaditya или его улучшенной и модернизированной версии. В дополнение к закупке второго авианосца было бы логично заказать вторую атомную подводную лодку в пару к АПЛ Chakra II и третий транш фрегатов Talwarclass. Cеверное машиностроительное предприятие и Невское проектно-конструкторское бюро в ходе выполнения контракта на Vikramaditya приобрели необходимую компетенцию, а их нынешнее финансовое и производственное положение заметно лучше, чем в середине нулевых годов. Так что строительство с нуля такого корабля потребует даже меньше времени и чревато меньшими техническими рисками, чем контракт 2004 года. Понятно, что подобное решение повлечет за собой и увеличение заказа на МиГ-29К. Резюмируем. По состоянию на сегодняшний день корпорация «МиГ» имеет и частично выполнила контракты на производство в общей сложности 69 корабельных истребителей: 45 МиГ-29К для индийских ВМС и 24 машины для ВМФ России. По самым скромным оценкам, новые заказы увеличат это число на 40–50 единиц, доведя их общую численность до 110–120 палубных самолетов. Если не брать в расчет недосягаемые США, в перспективе только КНР может потенциально развернуть более масштабное производство корабельных истребителей. МодернизацияВ атмосфере надвигающейся глобальной экономической стагнации даже относительно динамично развивающиеся азиатские страны уделяют все больше внимания модернизации. В условиях растущих бюджетных ограничений модернизация представляется все более привлекательной альтернативой закупкам новых вооружений. Не без помощи индийских партнеров корпорация «МиГ» вовремя поймала этот тренд. По заказу индийских ВВС компания разработала относительно недорогой, но весьма эффективный вариант модернизации МиГ-29 по стандарту МиГ-29UPG. Самолеты получают новую систему вооружения, построенную вокруг современного радара «Жук-МЭ», новые авиационные средства поражения и новые двигатели. Модернизация обеспечивает возможность продлить цикл эксплуатации истребителей на 15 лет. Главное, устраняются самые неприятные недостатки старых версий МиГ-29 — отсутствие многофункциональности, малый радиус действия и дороговизна эксплуатации. Новая система управления оружием превращает этот маневренный истребитель ближнего боя в полностью многофункциональную машину. Дополнительные топливные баки позволяют ощутимо увеличить явно недостаточный в прошлом радиус действия. Наконец, переход на эксплуатацию по состоянию резко снижает ее стоимость. В сущности, программа MiG-29UPG — это возможность получить фактически новый и относительно современный истребитель по более чем скромной цене. В марте 2008 года индийские ВВС подписали контракт стоимостью 964 млн долларов на модернизацию 63 МиГ-29 по стандарту UPG. Корпорация «МиГ», воспринимая Индию как стратегического партнера, с которым существуют давние доверительные отношения, ускорила заключение этого соглашения, хотя могла бы затянуть переговоры и получить более высокую цену. Однако понимая острую необходимость индийцев поддержать эксплуатацию парка МиГ-29, а значит, и численный состав военно-воздушных сил в условиях затянувшегося тендера MMRCA, РСК пожертвовала сиюминутной коммерческой выгодой ради долговременных интересов обоих партнеров. В результате российская программа модернизации МиГ-29 на два года опережает аналогичную и более дорогую программу модернизации французских Mirage 2000. Похоже, что пример Индии повлиял на малайзийских военных, которые также задумались о возможности модернизации своего парка МиГ-29N. Ранее существовали планы списания оставшихся в составе Королевских малайзийских ВВС 16 МиГо в и их замены новыми многоцелевыми истребителями, для выбора которых предполагалось провести тендер между американскими, европейскими и российскими предложениями. Суровая экономическая реальность и внезапные военно-политические осложнения в штате Сабах скорректировали амбициозные планы малайзийцев (в марте в этом отдаленном штате высадились вооруженные отряды сепаратистов, имеющих тыловую поддержку на Филиппинах). Хотя мятеж ликвидирован, высока вероятность продолжения конфликта. Чтобы избежать такого развития событий, малайзийским военным нужно, прежде всего, заблокировать возможность проникновения новых отрядов боевиков, которые используют для переправы на малайзийскую территорию небольшие плавсредства. Модернизированные по стандарту UPG или хотя бы СМТ истребители МиГ-29 станут эффективным и дешевым инструментом борьбы с попытками прорыва в Сабах новых мятежников. Сама модернизация может занять меньше года, тогда как проведение тендера, получение и освоение машин нового производства — пять–семь лет. Радар «Жук-МЭ» позволяет осуществлять обзор морских целей и наведение на них противокорабельных ракет или их поражение с помощью пушки. Заметим, что, например, европейский Typhoon такими противокорабельными возможностями не обладает. Модернизация МиГ-29 и установка нового современного радара — привлекательное решение не только для таких продвинутых ВВС, как индийские или малайзийские, но и для менее обеспеченных стран. Более того, для таких государств модернизация становится насущной необходимостью, продиктованной бюджетными ограничениями. На сегодняшний день на всех рынках, в том числе и на рынке продукции военного назначения, сталкиваются две во многом противоположные тенденции. Сами производители стремятся к постоянному повышению сложности своих изделий, насыщению их дополнительными и, как правило, дорогими, но при этом неочевидными функциями. Следуя моде, потребитель иногда воспринимает этот диктат предложения, но в большинстве случаев следует рациональной логике поиска лучшего соотношения между стоимостью и возможностями. Топовые продукты всегда и везде будут занимать относительно узкую нишу, но массовый покупатель хочет иметь простые и функциональные изделия. Комплексы на базе МиГ-29 — это именно вторая категория предложений. Ничего избыточного, никаких навязанных дополнительных ненужных функций, но при этом абсолютная способность выполнить свою миссию с минимальным расходом ресурсов. В условиях депрессии и финансовых рестрикций все больше военновоздушных сил мира начинают ценить именно эти качества. Вернуться назад |