Копаясь в глубинах истории российского военного оразования, я часто думаю о том, насколько умны и прагматично рациональны были его организаторы и управленцы.
И как много мы потеряли, отказавшись бездумно от своего же опыта в угоду политической конъюнктуре.
Да, предки наши многое еще во времена Петра слямзили на западе, но хорошо прирастили к собственной почве.
Курсант, который учится только на тройки, хорошо знает, что и с такими оценками вуз закончит и его назначат на взвод или батарею. А если троечник еще и блатной, то ему светит и другая должность, да еще наверняка в престижном гарнизоне.
А как решали эту проблему в военных училищах России, скажем, лет так 200 назад? Допустим, в знаменитом Михайловском. Как строилась система выпуска питомцев - умных и тупых, тредолюбивых и ленивых? А вот как.
Из училища выпускали по четырем разрядам.
1. Окончившие по 1-му разряду, производились в прапорщики и переводились в офицерские классы училища.
2. Окончившие по 2-му разряду, - производились в прапорщики и отправлялись в войска.
3. Окончившие по 3-му разряду (туповатые), оставались еще на один год доучиваться.
4. Окончившие по 4 разряду (совсем бездарные), направлялись в армию юнкерами и должны были отслужить там до производства в первый офицерский чин не менее 2 лет. Примечание. В то время в Михайловском училище было 120 штатных и около 30 сверхштатных учащихся. бездарные штатные, которых выголняли, лекго заменялись на лучших сверхштатных. Это работало. Штатные боялись потерять место, сверхштатные зубами грызли науку, пытаясь прорваться в штатные.
Причем, в те годы в училищие принимали только детей ПОТОМСТВЕННЫХ ДВОРЯН.
Вернуться назад
|