3 апреля группа экспертов из нескольких стран мира представила свой доклад «Укрепление взаимной безопасности в Евроатлантическом регионе» (Building Mutual Security in the Euro-Atlantic Region). Три десятка политических деятелей и военных проанализировали нынешнее состояние стратегических ядерных сил (СЯС) ведущих стран мира и сделали выводы по поводу их перспектив. Во главе экспертной группы были бывший британский министр обороны Д. Браун, российский экс-министр иностранных дел И. Иванов, немецкий дипломат В. Ишингер и американский политик С. Нанн.
Прежде всего в докладе отмечается тот факт, что в мире много самых разных проблем, в первую очередь экономических, но при этом на повестке дня остаются вопросы, возникшие еще несколько десятилетий назад. Ядерное оружие в современном состоянии и при текущих тенденциях его развития обходится странам слишком дорого. Так, на создание новых и совершенствование старых ядерных вооружений США в ближайшие годы собираются потратить более 400 миллиардов долларов; в российском бюджете на эти же цели предусматривается до 1,9 триллиона рублей, а Великобритания на замену только одних ракет для подводных лодок потратит 25 миллиардов фунтов. Вполне очевидно, что стоит искать способы сократить эти расходы без ущерба для обороноспособности стран.
Авторы доклада констатируют, что, несмотря на все геополитические процессы последних лет, общий вектор развития СЯС ведущих стран остался прежним и не претерпел серьезных изменений. В таких условиях стратегия гарантированного взаимного уничтожения может противоречить необходимому политическому партнерству и ряду других процессов. Причиной текущих проблем эксперты считают отсутствия доверия между странами. Говоря о взаимовыгодном сотрудничестве, они продолжают развивать вооружение, в том числе и ядерное, что соответствующим образом сказывается на международных отношениях. Теперь же появилась возможность решить некоторые из существующих проблем при помощи предлагаемой экспертами методики. Главная ее идея – создать и поддерживать на высшем уровне диалоговый процесс, задачей которого будет решение всех возникающих проблем.
Раскрывая предложенную идею, эксперты огласили список из шести пунктов, соблюдение которых поможет облегчить переговоры и дальнейшее сокращение ядерных арсеналов. В первую очередь, требуется наладить переговорный процесс, чтобы он давал реальные результаты и помогал приходить к общему мнению, не ущемляя интересы одной из сторон. Второй пункт списка касается поддержки со стороны правительств. Для успешного ведения переговоров делегация должна располагать доверием правительства страны. В противном случае все консультации и дискуссии могут оказаться напрасными. Третье предложение подразумевает выработку неких общих принципов, понимание которых поможет быстрее договориться о конкретных шагах. К примеру, таким принципом может стать пересмотр текущих концепций обеспечения безопасности государства в свете последних инноваций в оборонной области или отказ от идеи ядерного оружия как основного инструмента сдерживания вероятного противника.
Четвертое предложение интересно тем, что оно подразумевает необязательность заключения твердых международных соглашений. В ходе диалога могут вырабатываться общие принципы дальнейшего сотрудничества. Уже на их основе, при необходимости, возможно создание новых договоров. Пятый пункт предложенной программы касается действий на несколько лет вперед. Переговоры, соглашения и т.п. постепенно могут повышать доверие между странами и давать определенные последствия, при помощи которых будет легче проводить следующие шаги. Таким способом уже в ближайшие 15 лет удастся добиться заметных успехов. Наконец, группа экспертов не исключает возможности создания специального дискуссионного органа в масштабах Евроатлантического региона. Такой Форум способен облегчить переговорный процесс и оптимизировать некоторые дипломатические вопросы.
Эксперты видят определенный риск в современной ситуации со стратегическими ядерными силами. Архитектура СЯС такова, что сохраняется вероятность ошибочного начала ядерной войны с соответствующими последствиями. Единственным способом обезопасить мир от подобного развития событий является вывод ядерного оружия из состояния постоянной готовности к применению. Однако при существующих взглядах на его задачи это не выглядит реалистичным. Тем не менее, группа экспертов полагает, что именно отказ от постоянной боевой готовности СЯС поможет избежать катастрофических последствий, поскольку у стран появится дополнительное время на анализ обстановки перед ответным запуском ракет.
Что касается тактического ядерного оружия (ТЯО), то оно также представляет опасность, но другого характера. Сравнительная простота и удобство эксплуатации делают подобные боеприпасы интересными для террористических организаций. В то же время количество ТЯО за последние годы сократилось незначительно. Геополитические процессы в Европе не позволяют странам утилизировать большое количество таких боеприпасов, что принимает форму устойчивой тенденции, отдаленно напоминающей классическую гонку вооружений. Здесь так же требуется согласие между несколькими странами, которое поможет начать полномасштабное сокращение тактических ядерных вооружений и, как следствие, уменьшить соответствующие риски.
В докладе отмечается, что успешный ход ядерного разоружения США и России в самом ближайшем времени может благотворно сказаться на целом ряде международных вопросов. В первую очередь, эти страны обезопасят себя. Во-вторых, в таком случае стоит ожидать улучшение обстановки в евроатлантическом регионе. Наконец, третьи страны, которые недавно обзавелись ядерным оружием или готовятся к этому, могут отказаться от своих исследовательских и конструкторских программ ввиду отсутствия соответствующей угрозы со стороны ведущих стран. Для этого странам евроатлантического региона предлагается всеми силами содействовать процессам ядерного разоружения и активно участвовать в нем.
Продолжая предлагать свои варианты решения проблемы, международная группа экспертов выводит очередной список мер, призванных решить проблему ядерного оружия в евроатлантическом регионе. Предлагаемые шаги выглядят следующим образом:
1. Россия и США берут на себя обязательства вывести часть СЯС из состояния готовности к немедленному применению оружия. Условия вывода предлагается согласовывать с требованиями договора СНВ-III;
2. Страны должны договориться о неких мерах по укреплению доверия друг к другу. К примеру, Соединенные Штаты могли бы в одностороннем порядке согласиться отвести маршруты патрулирования подлодок со стратегическими ракетами на определенное расстояние от российской территории;
3. Ядерным державам следует создать согласованную стратегию развития своих СЯС. Иными словами, необходимо составить «дорожную карту», согласно которой ракеты будут выводиться из состояния готовности к скорейшему запуску. Также необходимо обговорить ряд других важных вопросов, касающихся хода разоружения;
4. Участие в переговорах других стран евроатлантического региона, располагающих ядерным оружием. Великобритания и Франция также могут присоединиться к переговорам и, возможно, войти в один из договоров;
5. Обеспечить прозрачность своих СЯС для партнеров по договорам. Так, США или Россия могли бы уточнить данные, предоставленные ранее, а также сделать эти сведения более подробными. К примеру, возможно раскрытие информации о количестве тактического вооружения, его типах и распространении подразделениям вооруженных сил;
6. Совместными усилиями добиться сокращения количества тактических ядерных зарядов. В настоящее время большое количество подобных вооружений находится на территории Европы, что соответствующим образом влияет на обстановку в регионе. Выведение и/или уничтожение тактических боеприпасов поможет сократить угрозу их применения, а также снизить роль ядерного оружия в политике европейских государств;
7. Создать план на ближайшие пять лет, согласно которому будет идти сокращение запасов ТЯО. В первую очередь, оно должно коснуться американских запасов в Европе. Тем не менее, подразумевается взаимное уменьшение числа тактических ядерных боеприпасов.
Подводя итог, группа экспертов составила примерную хронологию требуемых действий, которые, по ее мнению, приведут к заметному сокращению ядерного оружия всех классов, а также значительно уменьшат возможные риски. Согласно ей, в течение ближайших пяти лет ядерные державы должны взять на себя обязательство вывести все СЯС из состояния постоянной боевой готовности. На это дается срок в 10-15 лет. Одновременно с этим требуется увеличивать степень доверия друг к другу. Также в течение ближайших пяти лет Соединенные Штаты должны вывезти из европейских стран половину размещенного там тактического ядерного оружия. России следует приготовиться к ответным мерам в отношении ТЯО.
В течение следующих десяти лет ведущие страны должны продолжать сокращение средств доставки на постоянном дежурстве, а также следить за состоянием чужих стратегических ядерных сил. К концу указанного периода следует пригласить в существующие соглашения Францию и Великобританию и договориться с ними о принятии условий по поводу вывода всего ядерного оружия из состояния постоянной боевой готовности.
Нельзя не признать, что взгляды международной группы экспертов в ряде вопросов, как минимум, не сходятся с текущими геополитическими тенденциями. В связи с этим не стоит ждать такого развития событий, при котором ведущие страны евроатлантического региона сразу же начнут следовать указаниям экспертов. Даже наоборот, некоторые способы решения текущих проблем могут вызвать непонимание или отторжение со стороны военно-политического руководства некоторых стран. К примеру, идея постепенного снятия ракет с постоянного дежурства и постоянной боевой готовности открыто противоречит принятой во всех ядерных державах концепции их применения. Сейчас считается, что ответный удар должен последовать в течение нескольких минут после обнаружения атаки. Реализация предложения экспертов, в свою очередь, не позволит вовремя принять ответные меры. Более того, при определенных обстоятельствах удачный первый удар противника может лишить страну, снявшую ракеты с постоянного дежурства, возможности ответить.
Стоит отметить, сокращение арсеналов СЯС в соответствии с договором СНВ-III уже идет. При этом пока что Соединенные Штаты опережают Россию по количеству имеющихся носителей и боевых частей. Согласно недавно опубликованным данным, в настоящее время в США на дежурстве находится 792 баллистических ракет и также стратегических бомбардировщиков, вооруженных ядерными боевыми частями. Общее количество боеголовок на этих ракетах – 1654. В России, в свою очередь, развернуто только 492 носителя с 1480 боевыми частями. Согласно условиям договора СНВ-III, в ближайшее время страны должны довести количество развернутых носителей до 700, а боевых частей до 1550 единиц.
Что касается тактического ядерного оружия, то контроль за ним в настоящее время представляется чрезвычайно сложным, если не невозможным. Кроме того, большинство стран могут не согласиться с таким предложением. Дело в том, что для полноценного отслеживания тактических боеприпасов понадобиться создать некую специальную международную организацию, которая будет проверять склады и части. Поскольку ТЯО предполагается к применению теми же единицами военной техники, что и конвенциональные снаряды, ракеты и т.п., это обернется необходимостью слежения за всеми базами сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота. Ни одна страна не пойдет на такое, поскольку подобные действия – при незначительном дипломатическом эффекте – самым прямым образом бьют по обороноспособности армии.
Тем не менее, нельзя не признать, что ряд предложений экспертной группы представляет интерес и имеет неплохие перспективы. Европейским странам, располагающим ядерным вооружением, действительно нужно войти в международные договоры, а не наблюдать со стороны, как США и Россия ведут переговоры и подписывают соглашения. В таком случае все ядерные державы окажутся в примерно равных условиях, а разоружение с последующим снижением рисков будет идти гораздо эффективнее.
Комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь КОРОТЧЕНКО:
Текст доклада:
http://www.nti.org/media/pdfs/BMS_Long_Report_FINAL_RU.pdf
Прежде всего в докладе отмечается тот факт, что в мире много самых разных проблем, в первую очередь экономических, но при этом на повестке дня остаются вопросы, возникшие еще несколько десятилетий назад. Ядерное оружие в современном состоянии и при текущих тенденциях его развития обходится странам слишком дорого. Так, на создание новых и совершенствование старых ядерных вооружений США в ближайшие годы собираются потратить более 400 миллиардов долларов; в российском бюджете на эти же цели предусматривается до 1,9 триллиона рублей, а Великобритания на замену только одних ракет для подводных лодок потратит 25 миллиардов фунтов. Вполне очевидно, что стоит искать способы сократить эти расходы без ущерба для обороноспособности стран.
Авторы доклада констатируют, что, несмотря на все геополитические процессы последних лет, общий вектор развития СЯС ведущих стран остался прежним и не претерпел серьезных изменений. В таких условиях стратегия гарантированного взаимного уничтожения может противоречить необходимому политическому партнерству и ряду других процессов. Причиной текущих проблем эксперты считают отсутствия доверия между странами. Говоря о взаимовыгодном сотрудничестве, они продолжают развивать вооружение, в том числе и ядерное, что соответствующим образом сказывается на международных отношениях. Теперь же появилась возможность решить некоторые из существующих проблем при помощи предлагаемой экспертами методики. Главная ее идея – создать и поддерживать на высшем уровне диалоговый процесс, задачей которого будет решение всех возникающих проблем.
Раскрывая предложенную идею, эксперты огласили список из шести пунктов, соблюдение которых поможет облегчить переговоры и дальнейшее сокращение ядерных арсеналов. В первую очередь, требуется наладить переговорный процесс, чтобы он давал реальные результаты и помогал приходить к общему мнению, не ущемляя интересы одной из сторон. Второй пункт списка касается поддержки со стороны правительств. Для успешного ведения переговоров делегация должна располагать доверием правительства страны. В противном случае все консультации и дискуссии могут оказаться напрасными. Третье предложение подразумевает выработку неких общих принципов, понимание которых поможет быстрее договориться о конкретных шагах. К примеру, таким принципом может стать пересмотр текущих концепций обеспечения безопасности государства в свете последних инноваций в оборонной области или отказ от идеи ядерного оружия как основного инструмента сдерживания вероятного противника.
Четвертое предложение интересно тем, что оно подразумевает необязательность заключения твердых международных соглашений. В ходе диалога могут вырабатываться общие принципы дальнейшего сотрудничества. Уже на их основе, при необходимости, возможно создание новых договоров. Пятый пункт предложенной программы касается действий на несколько лет вперед. Переговоры, соглашения и т.п. постепенно могут повышать доверие между странами и давать определенные последствия, при помощи которых будет легче проводить следующие шаги. Таким способом уже в ближайшие 15 лет удастся добиться заметных успехов. Наконец, группа экспертов не исключает возможности создания специального дискуссионного органа в масштабах Евроатлантического региона. Такой Форум способен облегчить переговорный процесс и оптимизировать некоторые дипломатические вопросы.
Эксперты видят определенный риск в современной ситуации со стратегическими ядерными силами. Архитектура СЯС такова, что сохраняется вероятность ошибочного начала ядерной войны с соответствующими последствиями. Единственным способом обезопасить мир от подобного развития событий является вывод ядерного оружия из состояния постоянной готовности к применению. Однако при существующих взглядах на его задачи это не выглядит реалистичным. Тем не менее, группа экспертов полагает, что именно отказ от постоянной боевой готовности СЯС поможет избежать катастрофических последствий, поскольку у стран появится дополнительное время на анализ обстановки перед ответным запуском ракет.
Что касается тактического ядерного оружия (ТЯО), то оно также представляет опасность, но другого характера. Сравнительная простота и удобство эксплуатации делают подобные боеприпасы интересными для террористических организаций. В то же время количество ТЯО за последние годы сократилось незначительно. Геополитические процессы в Европе не позволяют странам утилизировать большое количество таких боеприпасов, что принимает форму устойчивой тенденции, отдаленно напоминающей классическую гонку вооружений. Здесь так же требуется согласие между несколькими странами, которое поможет начать полномасштабное сокращение тактических ядерных вооружений и, как следствие, уменьшить соответствующие риски.
В докладе отмечается, что успешный ход ядерного разоружения США и России в самом ближайшем времени может благотворно сказаться на целом ряде международных вопросов. В первую очередь, эти страны обезопасят себя. Во-вторых, в таком случае стоит ожидать улучшение обстановки в евроатлантическом регионе. Наконец, третьи страны, которые недавно обзавелись ядерным оружием или готовятся к этому, могут отказаться от своих исследовательских и конструкторских программ ввиду отсутствия соответствующей угрозы со стороны ведущих стран. Для этого странам евроатлантического региона предлагается всеми силами содействовать процессам ядерного разоружения и активно участвовать в нем.
Продолжая предлагать свои варианты решения проблемы, международная группа экспертов выводит очередной список мер, призванных решить проблему ядерного оружия в евроатлантическом регионе. Предлагаемые шаги выглядят следующим образом:
1. Россия и США берут на себя обязательства вывести часть СЯС из состояния готовности к немедленному применению оружия. Условия вывода предлагается согласовывать с требованиями договора СНВ-III;
2. Страны должны договориться о неких мерах по укреплению доверия друг к другу. К примеру, Соединенные Штаты могли бы в одностороннем порядке согласиться отвести маршруты патрулирования подлодок со стратегическими ракетами на определенное расстояние от российской территории;
3. Ядерным державам следует создать согласованную стратегию развития своих СЯС. Иными словами, необходимо составить «дорожную карту», согласно которой ракеты будут выводиться из состояния готовности к скорейшему запуску. Также необходимо обговорить ряд других важных вопросов, касающихся хода разоружения;
4. Участие в переговорах других стран евроатлантического региона, располагающих ядерным оружием. Великобритания и Франция также могут присоединиться к переговорам и, возможно, войти в один из договоров;
5. Обеспечить прозрачность своих СЯС для партнеров по договорам. Так, США или Россия могли бы уточнить данные, предоставленные ранее, а также сделать эти сведения более подробными. К примеру, возможно раскрытие информации о количестве тактического вооружения, его типах и распространении подразделениям вооруженных сил;
6. Совместными усилиями добиться сокращения количества тактических ядерных зарядов. В настоящее время большое количество подобных вооружений находится на территории Европы, что соответствующим образом влияет на обстановку в регионе. Выведение и/или уничтожение тактических боеприпасов поможет сократить угрозу их применения, а также снизить роль ядерного оружия в политике европейских государств;
7. Создать план на ближайшие пять лет, согласно которому будет идти сокращение запасов ТЯО. В первую очередь, оно должно коснуться американских запасов в Европе. Тем не менее, подразумевается взаимное уменьшение числа тактических ядерных боеприпасов.
Подводя итог, группа экспертов составила примерную хронологию требуемых действий, которые, по ее мнению, приведут к заметному сокращению ядерного оружия всех классов, а также значительно уменьшат возможные риски. Согласно ей, в течение ближайших пяти лет ядерные державы должны взять на себя обязательство вывести все СЯС из состояния постоянной боевой готовности. На это дается срок в 10-15 лет. Одновременно с этим требуется увеличивать степень доверия друг к другу. Также в течение ближайших пяти лет Соединенные Штаты должны вывезти из европейских стран половину размещенного там тактического ядерного оружия. России следует приготовиться к ответным мерам в отношении ТЯО.
В течение следующих десяти лет ведущие страны должны продолжать сокращение средств доставки на постоянном дежурстве, а также следить за состоянием чужих стратегических ядерных сил. К концу указанного периода следует пригласить в существующие соглашения Францию и Великобританию и договориться с ними о принятии условий по поводу вывода всего ядерного оружия из состояния постоянной боевой готовности.
Нельзя не признать, что взгляды международной группы экспертов в ряде вопросов, как минимум, не сходятся с текущими геополитическими тенденциями. В связи с этим не стоит ждать такого развития событий, при котором ведущие страны евроатлантического региона сразу же начнут следовать указаниям экспертов. Даже наоборот, некоторые способы решения текущих проблем могут вызвать непонимание или отторжение со стороны военно-политического руководства некоторых стран. К примеру, идея постепенного снятия ракет с постоянного дежурства и постоянной боевой готовности открыто противоречит принятой во всех ядерных державах концепции их применения. Сейчас считается, что ответный удар должен последовать в течение нескольких минут после обнаружения атаки. Реализация предложения экспертов, в свою очередь, не позволит вовремя принять ответные меры. Более того, при определенных обстоятельствах удачный первый удар противника может лишить страну, снявшую ракеты с постоянного дежурства, возможности ответить.
Стоит отметить, сокращение арсеналов СЯС в соответствии с договором СНВ-III уже идет. При этом пока что Соединенные Штаты опережают Россию по количеству имеющихся носителей и боевых частей. Согласно недавно опубликованным данным, в настоящее время в США на дежурстве находится 792 баллистических ракет и также стратегических бомбардировщиков, вооруженных ядерными боевыми частями. Общее количество боеголовок на этих ракетах – 1654. В России, в свою очередь, развернуто только 492 носителя с 1480 боевыми частями. Согласно условиям договора СНВ-III, в ближайшее время страны должны довести количество развернутых носителей до 700, а боевых частей до 1550 единиц.
Что касается тактического ядерного оружия, то контроль за ним в настоящее время представляется чрезвычайно сложным, если не невозможным. Кроме того, большинство стран могут не согласиться с таким предложением. Дело в том, что для полноценного отслеживания тактических боеприпасов понадобиться создать некую специальную международную организацию, которая будет проверять склады и части. Поскольку ТЯО предполагается к применению теми же единицами военной техники, что и конвенциональные снаряды, ракеты и т.п., это обернется необходимостью слежения за всеми базами сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота. Ни одна страна не пойдет на такое, поскольку подобные действия – при незначительном дипломатическом эффекте – самым прямым образом бьют по обороноспособности армии.
Тем не менее, нельзя не признать, что ряд предложений экспертной группы представляет интерес и имеет неплохие перспективы. Европейским странам, располагающим ядерным вооружением, действительно нужно войти в международные договоры, а не наблюдать со стороны, как США и Россия ведут переговоры и подписывают соглашения. В таком случае все ядерные державы окажутся в примерно равных условиях, а разоружение с последующим снижением рисков будет идти гораздо эффективнее.
Комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь КОРОТЧЕНКО:
– Усилия Госдепартамента США, связанные с втягиванием России в переговорный процесс по сокращению ядерных вооружений, «подкрепляются» различного рода экспертными докладами. Не хочу проводить никаких аналогий, но в данном случае эта вещь заслуживает внимания: с точки зрения принятия важнейших внешнеполитических решений в России.
К вопросам сокращения ядерного оружия мы продолжим подходить комплексно, никакие экспертные доклады не будут оказывать существенного влияния на политику российских министерств и ведомств, причастных к выработке внешнеполитического курса страны.
В практическом плане переговоры по сокращению тактических ядерных вооружений могут начаться лишь при условии полного вывода всего тактического ядерного оружия из Европы на территорию США. Второе условие – подписание юридически обязывающих документов, которые гарантируют, что Соединённые Штаты откажутся от развёртывания баз ракет-перехватчиков вблизи территории России, дабы не создавать каких-либо угроз для функционирования наших стратегических ядерных сил в будущем.
Любые попытки размыть переговорные позиции России по дальнейшему сокращению ядерных вооружений абсолютно бесперспективны. Поскольку те методы «мягкой силы», которые использовались в предшествующие периоды администрацией США для склонения российского военно-политического руководства к принятию тех или иных решений, не отвечающих российским национальным интересам, на нынешнем этапе работать не будут.
Владимир Путин как сильный политик, как лидер мирового уровня абсолютно самостоятелен в принятии решений по отстаиванию наших национальных приоритетов в области сокращения стратегических наступательных вооружений. Поэтому вышеуказанные советы и рекомендации – не более чем сотрясение воздуха, при всём, может быть, уважении к тем людям, которые подписались под данным документом.
К вопросам сокращения ядерного оружия мы продолжим подходить комплексно, никакие экспертные доклады не будут оказывать существенного влияния на политику российских министерств и ведомств, причастных к выработке внешнеполитического курса страны.
В практическом плане переговоры по сокращению тактических ядерных вооружений могут начаться лишь при условии полного вывода всего тактического ядерного оружия из Европы на территорию США. Второе условие – подписание юридически обязывающих документов, которые гарантируют, что Соединённые Штаты откажутся от развёртывания баз ракет-перехватчиков вблизи территории России, дабы не создавать каких-либо угроз для функционирования наших стратегических ядерных сил в будущем.
Любые попытки размыть переговорные позиции России по дальнейшему сокращению ядерных вооружений абсолютно бесперспективны. Поскольку те методы «мягкой силы», которые использовались в предшествующие периоды администрацией США для склонения российского военно-политического руководства к принятию тех или иных решений, не отвечающих российским национальным интересам, на нынешнем этапе работать не будут.
Владимир Путин как сильный политик, как лидер мирового уровня абсолютно самостоятелен в принятии решений по отстаиванию наших национальных приоритетов в области сокращения стратегических наступательных вооружений. Поэтому вышеуказанные советы и рекомендации – не более чем сотрясение воздуха, при всём, может быть, уважении к тем людям, которые подписались под данным документом.
Текст доклада:
http://www.nti.org/media/pdfs/BMS_Long_Report_FINAL_RU.pdf