Флориан Штарк (Florian Stark)
© flickr.com Bundeswehr-Fotos Wir.Dienen.Deutschland
Сообщение из Ростока изобилует сдержанными по тону выражениями: подводная лодка U32 совершила 18-дневное плавание в погруженном состоянии, и это «пока самый продолжительный и самый длинный подводный переход субмарины немецкого военно-морского флота», сообщили представители морского командования бундесвера. Во времена, когда американские и советские атомные подводные лодки водоизмещением до 15 000 тонн и больше способны проводить под водой несколько месяцев, все это звучит как смешное подстрочное замечание стороннего наблюдателя. Однако на самом деле за этим подводным маршрутом длинной в 8519 километров, проделанным подводной лодкой U32, скрываются несколько рекордов.
Подводная лодка U32 и родственная ей U31 находятся на вооружении Бундесмарине с 2005 года. Обе они принадлежат к классу 212A, который был разработан на предприятиях Howaldtswerke - Deutsche Werft и Nordseewerke. Речь в данном случае идет об охотнике за подводными лодками водоизмещением 1830 тонн (в погруженном состоянии) с шестью торпедными отсеками и с экипажем в 27 человек. На сегодняшний день Бундесмарине располагает четырьмя лодками подобного типа, и планируется приобрести еще две. Стоимость каждой лодки – около 400 миллионов евро.
Уже в 2006 году во время плавания из города Эккенферде (Eckenfoerde) в Испанию U32 установила мировой рекорд для неатомных подводных лодок по погружению, который теперь в очередной раз был побит. К тому же лодки класса 212 A считаются самыми малошумными в мире. И это происходит, несмотря на то, что немецкие строители подводных лодок по-прежнему обязаны соответствовать главному критерию: немецкие субмарины должны следовать по проходу Кадетринне (Kadetrinne) в Мекленбургскую бухту в погруженном состоянии, то есть на глубине в 17 метров.
Наряду с Италией, которая также имеет на вооружении лодки класса 212 A, и шведскими разработками, немецкие охотники считаются самыми эффективными в мире среди неатомных подводных кораблей. Все считают, что вслед за установлением рекорда в 8519 километров они успешно выполнят и вторую часть испытаний во время плавания из Эккернферде в Мейпорт (Mayport) во Флориде: учебное нападение на авианесущее соединение.
Американский адмирал был вне себя
Еще несколько лет назад U24 – немецкая подводная лодка сегодня уже устаревшего типа 206 A - во время учений в Карибском море смогла преодолеть систему обороны американского авианосца «Enterprise» и имитировала пуск торпедного веера. Говорят, что американский адмирал был вне себя, когда ему показали фотографии, сделанные через немецкий перископ.
Другая лодка такого же типа якобы несколько раз обошла на близком расстоянии американского охотника класса «Los Angeles», а американцы ничего не заметили. Свидетели говорят, что у американских офицеров, находившихся в то время на борту немецкой подводной лодки, «на лбу выступили капли пота».
Ключевым элементом современных немецких технологий, связанных со строительством подводных лодок, являются топливные элементы, способные вырабатывать электрический ток независимо от атмосферного воздуха. В надводном состоянии лодка движется за счет дизельного агрегата. С удивительными результатами. Под водой субмарина этого класса развивает скорость до 20 узлов, тогда как над водой – всего 12.
Такого рода великолепные технические показатели позволяют подводной лодке U32 стать кульминационным моментом в совсем не бедной истории строительства немецких подводных лодок. Однако наиболее известные кульминационные моменты этой истории были настоящими катастрофами.
За этим последовало объявление войны США
Самой большой катастрофой, несомненно, была неограниченная подводная война, которую Германский рейх начал в Атлантике в ходе Первой мировой войны. Его руководители слишком поздно поняли, что подводные лодки значительно эффективнее могут быть использованы против британского господства на море, чем дорогой линейный флот. Однако спустя некоторое время было потоплено все, что немецкие капитаны видели в прицелах торпедных аппаратов и артиллерийских установок. А после атаки на пароход «Laconia» в феврале 1917 года, в результате которого погибли также и американские граждане, Соединенные Штаты объявили войну блоку стран во главе с Германией. В противостоянии с потенциалом США у Германской империи не было никаких шансов.
Не случайно Версальский договор запрещал Германскому рейху строить подводный флот. В то же время нацистский режим в рамках своей программы по перевооружению уделял особое внимание созданию гигантского подводного флота, который в 1941 году стал участвовать в битве, развернувшейся в Атлантике. В то время подводные лодки, как правило, вели боевые действие в надводном положении, они медленно погружались и были в высшей степени уязвимы. В ходе войны союзникам (по антигитлеровской коалиции) удалось расшифровать немецкие секретные коды, их радары стали более эффективными, а дальние бомбардировщики с мощными прожекторами и ночью получили господство на море - в результате потери в 1943 году с немецкой стороны увеличились до такой степени, что нападения на конвои были прекращены.
В очередной раз с этим не согласились создатели немецких подводных лодок. Они соединили доказавший свою надежность дизель-электрический двигатель со шнорхелем. Таким образом в конце войны была создана подводная лодка XXI, средств борьбы с которой в то время практически не было. Однако эти лодки так и не были использованы в той войне и стали собственностью держав-победителей. Из 40 000 подводников 30 000 погибли – ни один другой род войск не имел таких потерь.
Нет недостатка в заинтересованных покупателях
В то же время немецкая стратегия использования подводных лодок не против боевых кораблей противника, а против торгового флота, оказалась достойной подражания. Вскоре американские военно-морские силы стали атаковать в Тихом океане с помощью подводных лодок японские маршруты снабжения.
Что касается подводных лодок императорского флота Японии, то они, возможно, были самыми инновационными в мире, но неправильно использовались. Япония строила маленькие подводные лодки и гигантские надводные авианосцы, который были способны один раз обогнуть экватор и которые должны были атаковать прибрежные районы Соединенных Штатов или Панамский канал. Борьба против безоружных торговых судов не была предусмотрена императорской военно-морской доктриной, что привело к огромным потерям и неудовлетворительным результатам.
Ограничения, связанные с отказом от использования атомных двигательных установок, а также опыт Второй мировой войны стали причиной активного развития после образования Бундесмарине небольших, малошумных и быстроходных подводных лодок. С того времени проявляемый к ним интерес иностранных покупателей постоянно приводил к внутриполитическим дебатам. После сообщений об успехах U32, вероятно, вновь возникнет желание предложить экспортный вариант этой лодки, который немецкие верфи по-прежнему имеют в своих программах.
Оригинал публикации: Die Rekorde der deutschen U-Boot-Flotte
Вернуться назад
|