ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Подводные планы до 2050 года

Подводные планы до 2050 года


20-03-2013, 11:24. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Подводные планы до 2050 года

Согласно заявлениям министра обороны России С. Шойгу, до 2020 года наш военно-морской флот получит 24 новые подводные лодки. Подобные корабли различных классов и проектов помогут обновить материальную часть флота и ощутимо поднять его боевой потенциал. При этом нельзя не отметить, что обновление ВМФ должно идти в соответствии с четко определенными планами. По последним данным, командование флота и руководство Минобороны уже имеет определенные взгляды на развитие подводного флота в течение ближайших десятилетий.

Общую информацию о будущем российских подводных лодок со ссылкой на главкома ВМФ адмирала В. Чиркова опубликовало агентство РИА Новости. Согласно ей, в настоящее время перспективы и планы относительно субмарин разделены на три периода, каждый из которых будет иметь свои цели и особенности. Первый период уже идет и завершится в 2020 году. Сразу после него начнется второй отрезок, который закончится в 2030 году. Третий этап по своей продолжительности будет равен первым двум вместе взятым и продлится с 2031 по 2050 год. Несмотря на различные планы на каждый из периодов, все они имеют одну и ту же цель: обновить технику российского подводного флота и вывести его на уровень мировых лидеров. Характерно, что количество информация о том или ином этапе обратно пропорционально его близости. Имеется много сведений и подробностей относительно работ до 2020 года, но о событиях после 2031-го остается только гадать на основе имеющихся крупиц информации.

Первый этап

Главная задача в ходе первого этапа обновления – строительство новых атомных подводных лодок, несущих стратегические ракеты. В настоящее время в составе ВМФ России имеются подобные корабли проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин», 941 и 941У «Акула», а также 955 «Борей». При этом проекты 941У и 955 представлены только одной лодкой каждый. Таким образом, состав стратегических сил российского ВМФ нельзя назвать в полной мере современным. У старых лодок со временем закончится срок эксплуатации и понадобится замена. Ей станут атомные подводные лодки проектов 955 и 955А. Головной корабль проекта К-535 «Юрий Долгорукий» уже вошел в состав флота, а второй – К-550 «Александр Невский» начнет службу уже в этом году. На следующий год намечено принятие в строй третьей подлодки «Владимир Мономах». Четвертый подводный ракетоносец, получивший имя «Князь Владимир», уже строится, а летом и осенью текущего 2013 года состоится закладка еще двух «Бореев». Всего до 2020 года планируется построить восемь лодок проектов 955 и 955А. После принятия в строй все восемь АПЛ смогут одновременно держать на дежурстве более двухсот ракет Р-30 «Булава». Это на треть больше, чем одновременно способны нести все имеющиеся у нашего флота лодки проектов 667БДР и 667БДРМ. Также необходимо учесть качественное превосходство новых ракет над старыми.

Как видим, подлодки нескольких проектов, несущие баллистические ракеты, в течение ближайших лет уступят место новым АПЛ одного проекта и его модернизации. То же самое произойдет и с многоцелевыми атомными подлодками. В настоящее время ВМФ России располагает достаточно широким «парком» проектов подобной техники. В составе флота имеются лодки третьего поколения проектов 945 «Барракуда», 945А «Кондор», 949А «Антей», 971 «Щука-Б» и т.д. Командование флота намерено со временем прекратить имеющуюся тенденцию с эксплуатации массы лодок различных проектов. На смену текущему «разнотипью» придут многоцелевые атомные подлодки четвертого поколения – проект 885 «Ясень». Такие АПЛ могут атаковать цели при помощи торпед, противолодочных и противокорабельных ракет нескольких типов. Один «Ясень» имеет десять торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра и восемь пусковых установок на четыре крылатые ракеты каждый. Возможно использование ракет П-800 «Оникс», боеприпасов семейства «Калибр» и Х-101. Таким образом, подлодки проекта 885 могут выполнять более широкий круг задач, нежели любые другие из имеющихся в настоящее время у ВМФ России многоцелевых субмарин. Головной корабль проекта – К-560 «Северодвинск» – войдет в состав флота уже в этом году, также строится вторая АПЛ «Казань». Количество необходимых флоту «Ясеней» неоднократно корректировалось. В разное время назывались цифры от шести до десяти единиц. В течение последних нескольких месяцев фигурировали официальные данные о серии из восьми подлодок. Тем не менее, в недавнем интервью генерального директора СПМБМ «Малахит» В. Дорофеева появилась более чем интересная информация. Из слов чиновника можно сделать вывод, что серия «Ясеней» по каким-то причинам сокращена с восьми кораблей до семи. Подробности не озвучивались и на данный момент есть все основания считать эту информацию простой оговоркой.

"Юрий Долгорукий" - АПЛ проекта "Борей"


Атомная подводная лодка проекта 667БДРМ «Дельфин»


Лодка проекта "Лада"


Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»


Что касается дизель-электрических подводных лодок, то эта часть российского ВМФ отличается малым количеством типом. Все имеющиеся в строю ДЭПЛ построены по проекту 877 «Палтус» и его обновленным версиям. В ближайшие годы к ним присоединятся шесть подлодок проекта 636.3 «Варшавянка». В более отдаленной перспективе планируется построить некоторое количество ДЭПЛ, созданных по обновленному проекту 677 «Лада». Головная лодка этого проекта под названием Б-585 «Санкт-Петербург» уже построена и прошла испытания, но до сих пор находится в опытной эксплуатации. Согласно последним данным, проект 677 будет доработан, получит новую энергоустановку и, вероятно, в дальнейшем будет поставлен в серийное производство. Объемы производства, по понятным причинам, пока не объявлялись.

Второй этап

По все тем же причинам секретности и неопределенности с конкретными планами пока рано говорить о подробностях осуществления второго этапа, рассчитанного на 2021-2030 годы. Как рассказал адмирал Чирков, в это время продолжится обновление морской составляющей ядерной триады. Выработавшие ресурс лодки старых проектов будут постепенно списываться, а им на смену придут АПЛ нового четвертого поколения. Примерно то же самое, очевидно, можно сказать и о других классах субмарин. Таким образом, в течение ближайших 15-20 лет основной задачей будет замена устаревшей техники на новую. Одновременно с этим начнется создание новых проектов подводных лодок пятого поколения.

По мнению гендиректора СПМБМ «Малахит», одним из основных направлений развития лодок пятого поколения могут стать электронные системы. Согласно такой концепции, подлодка должна поддерживать связь с другими кораблями, а также «сторонними» разведывательными системами: авиацией и спутниками. В таком случае она сможет своевременно реагировать на возникающие угрозы. В то же время, интенсивный обмен информацией способен демаскировать подлодку и лишить ее своего главного преимущества. Таким образом, требуются дополнительные исследования на тему перспективности подобного подхода. Прочие детали проектов будут развиваться по тому же пути, что и раньше. Новые лодки будут быстрее, прочнее и менее шумными, чем имеющиеся. При этом в отношении максимальной скорости и глубины погружения также требуются дополнительные изыскания. Максимальные результаты в этих областях были достигнуты еще во времена второго поколения АПЛ, после чего заметные прорывы отсутствовали.

Создание проекта подводной лодки всегда занимает массу времени, поэтому первые работы в направлении пятого поколения начались. Как сообщил несколько дней назад генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» И. Вильнит, уже стартовало формирование облика подводных лодок пятого поколения. При этом рассматриваются вопросы, касающиеся как атомных подлодок, так и дизель-электрических. Уже сейчас в исследованиях занято несколько смежных предприятий и научно-исследовательских институтов. Подробности облика субмарин пятого поколения не оглашались. Известно лишь то, что при формировании требований к перспективным субмаринам учитываются пожелания и критика моряков-подводников. Очевидно, в пятом поколении не будет никаких революционных идей на уровне концепции, а сами подлодки будут представлять собой солидно доработанные корабли предыдущего поколения, оснащенные новыми системами.

Третий этап

К началу осуществления третьего этапа должны сформироваться требования к атомным и дизель-электрическим подлодкам шестого поколения. Именно в столь отдаленные времена до практического использования могут дойти самые смелые из имеющихся сейчас идей. К примеру, адмирал В. Чирков упомянул, что после 2031 года возможно создание и строительство первых отечественных субмарин, представляющих собой как называемую подводную платформу. Это значит, что у судостроителей появится возможность строить универсальный подводный корабль-платформу, на который, в зависимости от требований заказчика, будет устанавливаться необходимое оборудование и вооружение.

При всей кажущейся сложности подобная концепция имеет ряд характерных преимуществ. Прежде всего, это высокая степень унификации подводных лодок различного назначения, но схожего водоизмещения и габаритов. Из унификации следует другой плюс – подобные подлодки в конечном счете будут дешевле аналогичных по оборудованию и вооружению, но построенных в ходе нескольких самостоятельных проектов. Наконец, значительно упростится обслуживание материальной части и обучение личного состава. В то же время, для создания модульных субмарин понадобится пересмотреть ряд концепций, лежащих в основе современных подводных лодок. Поэтому появление подобных кораблей относят только к отдаленному будущему.

К концу третьего этапа развития ВМФ России можно ожидать еще более смелые проекты. Уже сейчас время от времени высказываются предложения, согласно которым лодки должны не строиться, а оборудоваться по модульному принципу. Это значит, что каждая субмарина, в зависимости от военно-политической обстановки, может в небольшой срок быть переоборудованной для других задач. Модули с противокорабельными ракетами в таком случае заменяются на модули с баллистическими и наоборот. Этой идее много лет, но до сих пор она остается предметом споров. Не все видят в подобной унификации многоцелевых и стратегических подлодок целесообразность, а кроме того, реализации такой концепции мешает ряд технических и правовых факторов. Подлодка с возможностью замены вооружения и использования стратегических ракет подпадает под международные соглашения о ядерном оружии и поэтому не слишком выгодна для эксплуатации. В этом контексте можно вспомнить танки с орудиями калибра 152 миллиметра, которые не дошли до серийного производства, в том числе, и из-за теоретической возможности использования специальных (ядерных) снарядов и соответствующих юридических ограничений.

Сейчас можно предположить, что, в соответствии с нынешними планами командования военно-морского флота, в тридцатых годах будет использоваться вариант модульной схемы, позволяющий строить на базе одной платформы корабли разного назначения. При этом не стоит исключать возможность развития идеи субмарин, имеющих возможность сравнительно быстрого перевооружения с изменением назначения. Однако настолько сложные проекты стоит отнести ко второй половине нынешнего столетия.

***

Как видим, уже сейчас определены основные направления развития отечественного военно-морского флота сразу на четыре десятилетия вперед. Вполне понятно, что даже до начала второго этапа (2021-2030) эти планы могут неоднократно поменяться как в сторону сокращения, так и в сторону увеличения количества необходимых подлодок. Кроме того, стоит ждать коррективы уровня оборонной доктрины. Более-менее четким и определенным можно считать только план на первый период, который окончится в 2020 году. В настоящее время уже видны определенные успехи в его воплощении, а также сформировались тенденции, которые пойдут на пользу воплощению всех планов вплоть до середины века.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://itar-tass.com/
http://rosbalt.ru/
Автор Рябов Кирилл

Вернуться назад