ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Планы США по ЕвроПРО требуют прояснения, заявили в Минобороны

Планы США по ЕвроПРО требуют прояснения, заявили в Минобороны


19-03-2013, 16:39. Разместил: VP

"Заявление США нуждается в очень серьезном прояснении. Необходимо провести переговоры с тем, чтобы понять, о чем идет речь, что конкретно сворачивают Соединенные Штаты, а что будет реализовано", - заявил начальник главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ Сергей Кошелев.

 

БРЮССЕЛЬ, 19 мар — РИА Новости, Александр Шишло. Изменения в планах США по развертыванию системы ЕвроПРО требуют прояснения, заявил начальник главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ Сергей Кошелев.

 

В конце прошлой недели США объявили о намерении отказаться от размещения в Польше дополнительного типа ракет-перехватчиков в рамках создания ЕвроПРО, а также о программе усиления противоракетной обороны до 2017 года в связи с угрозами КНДР. В частности, планируется разместить дополнительные ракеты-перехватчики и радары на Аляске.

 

"Заявление США нуждается в очень серьезном прояснении. Необходимо провести переговоры с тем, чтобы понять, о чем идет речь, что конкретно сворачивают Соединенные Штаты, а что будет реализовано. После этого мы уже будем делать выводы", — сказал Кошелев журналистам в Брюсселе.

 

При этом он отметил, что "российские эксперты еще с год назад предсказывали, что американцы откажутся, и не по бюджетным соображениям", от "четвертой фазы" создания системы ПРО в Европе, которая предусматривала развертывание к 2018 году наиболее современных ракет-перехватчиков, теоретически способных сбивать межконтинентальные ракеты.

 

"Задача ракетного перехвата гораздо сложнее реализуется, чем это предполагается политическим руководством (США)", — указал Кошелев. По его словам, уже элементы третьего этапа так называемого "фазированного адаптированного подхода" к созданию системы ПРО НАТО будут представлять угрозу эффективности российских стратегических ядерных сил. Четвертый же этап в открытую провозглашал возможность перехвата межконтинентальных баллистических ракет, сообщил Кошелев.

 

 

"Сегодня таких ракет, кроме России и Китая, ни у кого нет. И когда нам говорят, что создается система перехвата несуществующих ракет Ирана, мы относимся к этому с большим подозрением", — сказал Кошелев. По его словам, Россия не против создания НАТО и Соединенными Штатами системы защиты от "каких-то гипотетических ракет", но это не должно делаться за счет безопасности РФ.

 

Обманчивая уступка США по ПРО не запустит новую перезагрузку

США не будут размещать в Польше и Румынии ракеты-перехватчики ПРО. Константин Богданов утверждает, что "миролюбивый" жест Вашингтона недорого стоит.

 

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

 

Восточная Европа останется без американской ПРО. Пентагон отказывается от размещения противоракетных перехватчиков Standard SM-3 Block IIB в Польше и Румынии. Однако реакция российского МИД на этот кажущийся реверанс в сторону Москвы была жесткой, и тому есть свое объяснение: в сущности, даже если американцы выполнят заявленное, значительной разрядки двухсторонних отношений в этой сфере не произойдет.

 

"Мы проводим реструктуризацию нашей программы размещения ракет-перехватчиков SM-3 IIB. Как многие из вас знают, мы планировали разместить эти ракеты-перехватчики в рамках нашего плана поэтапного создания системы ПРО в Европе. Задачей этой программы было усиление степени защищенности территории США от ракетных угроз с Ближнего Востока, обеспечивающейся существующими ракетами-перехватчиками. Реализация данной программы отложена, как минимум, до 2022 года из-за урезания бюджетного финансирования", – заявил в пятницу министр обороны США Чак Хейгел.

 

А раз так, то высвобожденные деньги будут перекинуты из Европы на усиление континентальной ПРО. В частности, на аляскинской базе Форт-Грили будут размещены еще 14 перехватчиков типа GBI (баллистические ракеты типа Minuteman III без первой ступени) в дополнение к 26 уже имеющимся там. (Еще четыре такие ракеты размещены на авиабазе Ванденберг в Калифорнии.)

 

Кроме того, сэкономленные ресурсы отправят на доработку "новых версий" другой ракеты-перехватчика – Standard SM-3 Block IIB, которая потенциально способна поражать не только ракеты средней дальности, но и межконтинентальные носители. Особо подчеркнем, что речь идет не о прекращении разработки этих ракет, а, наоборот, о ее ускорении. Обещан лишь отказ от размещения на территории Польши и Румынии. Почему это важно, станет понятно чуть ниже.

 

По словам представителя Пентагона Джорджа Литтла, озвученные Хейгелом решения выражают озабоченность американского руководства необходимостью защиты от иранских и северокорейских ракет и никак не связаны с позицией России.

 

Но Северная Корея – Северной Кореей, Иран – Ираном, а основной интересант процесса вокруг ПРО, как ни крути, и есть Россия. И неизбежный ответ российского МИД не заставил себя ждать.

 

"Это не уступка России, и нами она так не воспринимается. Все аспекты стратегической неопределенности, связанные с созданием системы ПРО США и НАТО, остаются. Соответственно, в силе остаются и наши возражения", – сообщил в интервью газете "Коммерсант" заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков.

 

В переводе с дипломатического языка на бытовой это должно звучать примерно так: задешево купить уступки на переговорах по стратегическим и тактическим ядерным вооружениям не получится. Вы сами заявили, что ваши действия никак не связаны с позицией Москвы. А раз не связаны, то и рассматриваться нами как реверанс они не будут.

 

И было бы еще за что покупать новую перезагрузку. А то ведь, по сути, перед нами если и уступка Пентагона, то никак не Кремлю, а собственному кошельку. Отказ от четвертой стадии европейского гибкого поэтапного плана (European Phased Adaptive Approach) развертывания ПРО (т.е. отказ от размещения Standard SM-3 Block IIB в Восточной Европе) не имеет никакого военного смысла.

 

Подчеркнутая фиксация внимания на перехватчиках Standard SM-3 Block IIB, которые по плану должны были развертываться в Польше и Румынии, и вообще любой акцент на европейском поэтапном плане, отвлекают наблюдателя от ключевого аспекта всей проблематики ПРО.

 

Речь в рамках данного плана уже давно идет не о европейской ПРО, а всего лишь о европейском наземном компоненте американской глобальной системы ПРО. Которая в основе своей базируется на принципе мобильности огневых (пусковые установки) и информационных (радары) систем, а также на интегрированном обмене информацией и целераспределении между всеми компонентами ПРО в глобальном масштабе, в том числе с использованием спутников.

 

Тот факт, что Америка отказывается от развертывания пусковых установок "стандартов" в Польше и Румынии, совершенно не означает отказа от размещения этих ракет на их основных носителях – ракетных крейсерах и эсминцах, оснащенных боевой информационно-управляющей системой Aegis.

 

Таким образом, отказа от раздражающего Россию развертывания противоракетных систем не произошло. Более того, буквально месяц назад (видимо, в рамках подготовки объявленного Хейгелом решения) в прессу утек доклад Счетной палаты США, в котором размещение пусковых в Румынии и Польше как раз критиковалось как бесполезное с точки зрения перехвата иранских ракет, направленных на США. В качестве альтернативы предлагалось… отодвинуть пусковые в Северное море (т.е. развернуть там корабли системы Aegis с перехватчиками на борту).

 

В мае 2012 года на научной конференции в Москве российские военные обнародовали сводный доклад (представлял его нынешний начальник Генштаба Валерий Герасимов) о том, что в ряде случаев восточноевропейские пусковые позиции действительно не смогут перехватить иранские ракеты.

 

Однако каким образом от этого иранского несчастья поможет перенос пусковых в околоарктические моря, понять совершенно невозможно. Зато вполне понятно, как этот перенос может повлиять на возможность нанесения ответного удара российскими атомными лодками-ракетоносцами, чьи стартующие баллистические ракеты оказываются фактически на дистанции кинжального удара.

 

Естественно, что российский МИД не воспринимает подобный шаг как серьезную заявку на "перезагрузку 2.0". В сущности, перед нами всего лишь стремление Пентагона сэкономить бюджет и окончательно освободить себе руки в планировании за счет переноса акцента на морские мобильные платформы, не связываясь с рисками беспокойной Восточной Европы.

 

А это, по сути, очередная попытка Вашингтона выдать нужду за добродетель, после чего обналичить полученные уступки на переговорах по смежной тематике. Все-таки для инициирования новой перезагрузки требуется нечто более весомое.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


http://ria.ru/analytics/20130318/927811850.html


Вернуться назад