ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > ВВС России собираются обновить парк «летающих танкеров»

ВВС России собираются обновить парк «летающих танкеров»


15-03-2013, 12:11. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

ВВС России собираются обновить парк «летающих танкеров»

 

 

К самому знаковому и крупному военному контракту прошлого года на приобретение 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, известных также как Ил-476, Минобороны России собирается добавить еще один не менее значимый контракт на закупку 31 самолета-заправщика Ил-78. Как и Ил-476 заказ планируется разместить на мощностях ульяновского авиастроительного завода «Авиастар-СП». Стоит отметить, что указанное количество «летающих танкеров» в 1,5 раза превышает имеющийся в составе военно-транспортной авиации России парк данных машин. В настоящее время ВВС России располагают 19 самолетами Ил-78М еще советской постройки. Учитывая приобретение данных танкеров, можно сказать, что Минобороны России намеревается значительно повысить возможности Военно-воздушных сил страны по выполнению боевых задач на значительном удалении от существующих авиабаз.

Стоит отметить, что заправочная авиация является одним из наиболее молодых родов ВВС. В условиях ведения современной войны такого рода авиация из вспомогательного превратилась в один из ключевых компонентов ВВС. В войска такая техника начала поступать с начала 1950-х годов. При этом первоначально такие самолеты обеспечивали действие стратегических бомбардировщиков, а теперь от их работы зависит практически вся авиация – от тактической до военно-транспортной.

Стоит отметить, что на протяжении многих лет единственным отечественным самолетом-заправщиком остается Ил-78 (по кодификации НАТО: Midas). Данный самолет был построен на базе военно-транспортного Ил-76МД. В настоящее время Ил-78М – это единственный самолет-топливозаправщик, стоящий на вооружении ВВС России. Самолет Ил-78 предназначен для обеспечения действий как стратегической бомбардировочной авиации и транспортной дальней авиации, так и фронтовых самолетов, а также самолетов ДРЛОиУ. При этом приоритетно, конечно же, обеспечение полетов дальней авиации: российские стратеги Ту-95 и Ту-160 регулярно совершают полеты продолжительностью в 12-16 часов и более, что, естественно, требует дозаправки машин в воздухе. Самолет Ил-78 обеспечивает выполнение задач по нанесению ударов по удаленным стратегическим объектам вероятного противника, а также противодействию средствам воздушного нападения противника на сверхдальнем удалении к границам России.
ВВС России собираются обновить парк «летающих танкеров»

Первоначально самолет мог преобразовываться в военно-транспортный, но в версии Ил-78М, которая была создана в 1987 году, он утратил эту возможность. Усовершенствованный самолет заправщик Ил-78М обладает увеличенной максимальной взлетной массой в 210 000 кг., и способен взять на борт до 80 000 кг. топлива, которое размещается в 3-х топливных баках. Самолет в состоянии передать 60-65 тонн топлива при удалении от точки вылета в 1800 км., или 32-35 тонн при удалении на расстояние в 4000 км. При этом следует учитывать, что при взлете с грунтовых ВПП данные цифры уменьшаются примерно в 2 раза.

По имеющейся на данный момент времени информации 31 самолет-заправщик будет построен в варианте Ил-78М-90, данный самолет создается на основе Ил-76МД-90А, серийное производство которого будет развернуто в Ульяновске. Покупка 31 «летающего танкера» увеличит общее количество таких машин в составе ВВС России сразу в 2,5 раза. Однако необходимо учитывать и тот факт, что в ближайшие 10-15 лет из состава ВВС будут выводиться самолеты-заправщики Ил-78М, построенные еще в советские годы.

Самолет Ил-78М-90 предназначен для заправки топливом в полете самолетов разного назначения, помимо этого он может применяться для наземной заправки летательных аппаратов, а также боевых и транспортных средств. Данный самолет является преемником Ил-78М и сохраняет совершенство конструкции его планера. При этом машина претерпела качественные изменения систем и оборудования. В частности благодаря отсутствию грузового люка и рампы, использованию длинномерных панелей кессона крыла была существенно уменьшена масса пустого самолета, а значит, у него увеличилась полезная нагрузка. Применение новых пермских двигателей ПС-90А-76 позволяет увеличить максимальную дальность полета машины при снижении удельного расхода топлива.

Кабины экипажа, оператора дозаправки и штурмана были оснащены многофункциональными индикаторами и объединены в единое информационное поле. На самолете используется новый пилотажно-навигационный комплекс, комплекс связи, система автоматического управления, а также «стеклянная» кабина. Все эти элементы отвечают требованиям к авионике современных самолетов и существенно повышают точность самолетовождения и безопасность полетов.
ВВС России собираются обновить парк «летающих танкеров»

На базе Ил-76МД-90А существует вариант постройки конвертируемого самолета-заправщика. Такой самолет, в отличие от узкоспециализированного Ил-78М-90, можно будет использовать для перевозки грузов и десантных операций. Дополнительные фюзеляжные баки в таком самолете могут быть съемными, так что в случае их демонтажа он превращается в обычный военно-транспортный самолет.

Решение по началу производства танкеров на базе Ил-76 с учетом возобновления производства модернизированной версии данной машины в Ульяновске выглядит вполне логичным, но есть у этого варианта и 3 минуса.

Во-первых, это цена данных самолетов, которая значительно выросла с переносом производства в Ульяновск. Следует напомнить, что Ил-76МД-90А обходится Минобороны России по цене в 120 млн. долларов за самолет. При том, что характеристики данного самолета практически идентичны Ил-76ТД-90ВД, которые построены в Ташкенте для транспортной авиакомпании «Волга-Днепр» по цене в 55 млн. долларов за штуку.

Во-вторых, выпуск 31 самолета в варианте «летающих танкеров», пусть и с возможностью конверсии данных машин в транспортные самолеты, уменьшит число новых транспортников, которые могут получить ВВС России, при этом обновление транспортного авиационного парка сегодня необходимо. С другой стороны, данный вопрос, возможно, удастся решить за счет ремонта уже существующих Ил-76 советской постройки с заменой их двигателей.

В-третьих, даже 50 самолетов-заправщиков Ил-78 (19 старых + 31 новый) не способны решить проблему дефицита данных самолетов в полном объеме. Для обеспечения возможностей тактической авиации ВВС России в полном объеме подобного рода самолетов требуется еще больше. При этом вовсе необязательно, чтобы все эти машины были столь же грузоподъемными, как Ил-78. К примеру, США, которые обладают крупнейшими военно-воздушными силами в мире, обладают порядка 500 самолетами-заправщиками 3-х основных типов.
ВВС России собираются обновить парк «летающих танкеров»

Вряд ли можно всерьез рассматривать отказ от заключения сделки по приобретению 31 топливозаправщика Ил-76М-90, но вполне очевидно, что данная сделка в обозримом будущем может быть дополнена приобретением дополнительного числа более дешевых самолетов-топливозаправщиков. Задачи самолетов-танкеров для нужд тактической авиации можно достаточно успешно решить за счет создания таких самолетов на основе коммерческих лайнеров. К примеру, в качестве базы для такой машины можно рассмотреть Ту-154 – с учетом большого количества самолетов данного типа с еще не выработанным ресурсом или Ту-204. При этом последний самолет – это достаточно современная машина, которую сегодня можно выпускать крупными сериями. Строительство нескольких десятков танкеров данного типа в течение ближайших 10 лет было бы реальным усилением отечественных ВВС, которые бы получили возможность оперативного маневра большими соединениями тактической (фронтовой) авиации.

Также не исключено, что вполне разумным решением может стать создание легких «летающих танкеров» на базе самолетов типа Ан-148/158 или будущего российско-индийского военно-транспортного самолета МТС/МТА. Данные машины примерно соответствуют по своим возможностям самолету-заправщику KС-130 ВВС США и позволили бы поднять вопрос об оснащении оборудованием для дозаправки в полете в том числе частей морской авиации и вертолетов армейской авиации. Подобные решения сегодня практикуются американцами. Это особенно важно, если учесть, что возможность быстрого маневра позволяет добиваться поставленных целей даже сравнительно малыми силами. Стоит отметить, что данная истина справедлива для всех времен без исключения – маневр считали основой победы практически все известные полководцы еще со времен античных войн.

Источники информации:
- http://rus.ruvr.ru/2013_03_13/Letajushhij-tanker-dlja-VVS-Rossii-voprosi-i-perspektiv
- http://vpk-news.ru/articles/14875
- http://www.aviaport.ru/directory/aviation/il78
- http://www.uac-ta.ru/productsall/2009-11-02-11-30-36/-78.html

 

 

Автор Юферев Сергей

 


Вернуться назад