Начнем с того, что это "малозаметное" пиндосское бревно, на самом деле - доработанный омериганским напильником советский Як-141. Однако, когда мы говорим про F-35 - нам надо четко понимать, что это не одна машина, под названием Lockheed Martin F-35 Lightning II скрываются три существенно разных самолета.
Между прочим, КБ Яковлева так и задумывало эту машину как триплекс - палубный СВВП Як-141, сухопутный Як-43 с сокращенным взлетом (с длиной разбега 120 метров) и увеличенного радиуса Як-201. Что почти без изменений перекочевало в концепцию F-35.
Мое мнение, что технологию Як-141 (а он уже летал - в том числе и с авианосца) пиндосам продали, убедившись в ее бесперспективности. Я кстати полагаю, что и технология стелс была подсунута им, когда стала понятна ее ограниченность, а ее автор Уфимцев лично в США приехал и помог наступить пиндосам на грабли с самолетом В-2.
Но вернемся к многострадальному F-35. Машина существует в трёх вариантах: вариант для нужд ВВС США (наземный истребитель — CTOL), для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — STOVL), и для нужд ВМС США (палубный истребитель — CV) . Для простоты им даны индексы А, B и C.
По состоянию на март 2013 года произведено 26 F-35A, 26 F-35B и 5 F-35C.
Существенно, что палубная версия не имеет вертикального взлета и посадки - это по сути сухопутный F-35A, доработанный под катапультный старт и с увеличенной площадью оперения (размах крыла 13,1 м против 10,7 м у остальных модификаций).
Вообще весь смысл этого самолета F-35 и вся его компоновка сосредоточены вокруг версии СВВП - с вертикальным взлетом и посадкой. Между прочим, полного СВВП пиндосы так и не добились - вертикально их самолет может осуществить только посадку, а взлет происходит с разбега, хоть и сильно укороченного. Причем в этом случае самолет берет только часть боевой нагрузки (всего около 500 кг) и сжирает столько топлива, что его дальность действия сокращается чуть ли не вдвое.
В заголовке на фото изображена силовая установка F-35B - в ней вся изюминка этой машины. Как вы можете видеть, используется двигатель с сильно отклоняемым вниз соплом, который при помощи идущего от турбины приводного вала вращает размещенный перед центром тяжести самолета взлетный вентилятор. Такая схема в теории позволяет осуществить вертикальный взлет и посадку с единственным двигателем - именно она была придумана в КБ Яковлева (но не реализована в Як-141 - там пришлось использовать отдельные подъемные двигатели), а затем перекуплена американцами.
Однако надо заметить, что схема с подъемным вентилятором только кажется привлекательной. На самом деле она имеет серьезный недостаток, заключающийся в возимой "мертвой массе" двухступенчатого вентилятора, его канала, створок, разобщительной муфты, приводов, вала и подшипников, бесполезной в горизонтальном полете. Эта масса составляет около 1800 кг (при массе отдельного турбореактивного двигателя, обеспечивающего аналогичную тягу, в 1450 кг - это стало ясно сразу после постройки вариантов Як-141).
На самом деле используемые на Як-141 подъемные двигатели РД-41 имеют сухую массу всего по 290 кг. При этом каждый двигатель дает тягу до 4.100 кгс (то есть пара поднимает более 8 тонн - это несколько больше половины максимальной взлетной массы).
Другими словами, по массе конструкции схема с подъемным вентилятором существенно проигрывает схеме с дополнительным подъемным ТРД. Она может быть несколько дешевле - это да, но лишняя масса убивает всю затею.
Как вы думаете, если бы самолеты вертикального взлета решали бы мало-мальски важные задачи для нашей страны, мы бы от них отказались? А мы от них - отказались. Несмотря на эксплуатацию СВВП Як-38 и несмотря на то, что Як-141 уже успешно летал, вертикально взлетал и висел в воздухе:
Более того - Як-141 летал быстрее скорости звука (что для СВВП весьма необычно - скажем, популярные Харриеры это дозвуковые самолеты). До него скорость звука преодолел СВВП Dassault Mirage IIIV (построено 3 штуки, проект закрыт в 1968 году).
Справедливости ради надо отметить, что первым из СВВП преодолел скорость звука немецкий экспериментальный реактивный истребитель вертикального взлёта и посадки Heinkel, Messerschmitt и Bölkow (концерн EWR) VJ-101. Первый полет состоялся 10 апреля 1963 года. Но это была чисто экспериментальная машина (которая как раз и показала немцам бессмысленность разработок в этом направлении). Так что практически пригодными к эксплуатации сверхзвуковыми СВВП принято считать два - Dassault Mirage IIIV и Як-141.
Ну и вот теперь к ним присоединился F-35B. Смешно - пиндосы наступили на грабли, которые немцы прошли в начале 60-х, французы в конце 60-х, русские в конце 80-х. Но, к сожалению для пиндосов, это не случайность.
Своими силами пиндосы создать СВВП вообще не смогли - 20 лет подряд юзали английские Харриеры (причем четверть из них разбилась). Потом Боинг напрягся и создал Boeing X-32 - вот такой:
Да-да - именно так и выглядел бы F-35, если бы конкуренты из Локхид-Мартина не прикупили у русских коррупционеров документацию на Як-141 и не сварили по-быстрому демонстратор Lockheed Martin X-35 - который хоть как-то мог летать, в отличие от поделия Боинга, с трудом отрывавшегося от земли. Как там говорил А. Н. Туполев: "красивые самолеты лучше летают". Ну а такие, как сделал Боинг - сами понимаете:
Чтобы закрыть дискуссии по поводу передирания F-35 с Як-141 - вот вам картинка, слева Як-141, справа F-35. Как мне кажется - любой идиот увидит копирование всех основных компоновочных и аэродинамических решений:
Як-43 еще сильнее похож на F-35 - но, к сожалению, официальных изображений этой машины в Интернете нет, поэтому и обсуждать мы ее не будем. Просто примите к сведению - видели F-35A, значит можете картинки с Як-43 уже не искать.
ТТХ самолета весьма посредственные - даже сухопутный вариант F-35A (самый легкий и быстрый из всех, благодаря полному отказу от СВВП) не имеет крейсерского сверхзвука (то есть не может лететь быстрее скорости звука без использования форсажной камеры) , крейсерская скорость составляет всего 850 км/ч (0,8 маха), максимальная скорость около 1900 км/ч.
Для сравнения - такую же скорость (1900 км/ч) имеют российские тактические бомбардировщики Су-34. Из чего следует тот факт, что F-35 в качестве истребителей для перехвата даже такого бомбардировщика полностью непригодны.
Хуже того. Вполне серийные многоцелевые истребители-бомбардировщики Су-35С имеют максимальную скорость 2500 км/ч и крейсерский сверхзвук (скорость более 1300 км/ч без включения форсажа). Каким образом F-35 могут отбить атаку на авианосный ордер таких самолетов, несущих ракеты X-31АД Криптон - совершенно непонятно. Видимо, поэтому ВМФ США пытается отказаться от F-35 в пользу старых F-18 - даже они дают больше шансов, чем этот новодел.
Ну а в заключение поговорим за экономику.
Вначале они планировали закупать самолеты F-35А (простые сухопутные без СВВП) по 35.6 млн.долл. В этом и был смысл - универсальный самолет за недорого на замену разных модификаций F-16, пусть и с посредственными ТТХ.
А сейчас каждый экземпляр F-35А обходится почти в 160 миллионов. Причем это без учета ранее вбуханных в доводку денег - просто цена машины. Да, это дешевле, чем F-22 - но и F-22 тоже было попадалово, их потому и сняли с производства. И это еще не конец:
Стоимость американского перспективного истребителя F-35 Lightning II превысит 200 миллионов долларов, сообщает Defense Aerospace со ссылкой на новый прогноз Министерства обороны США. Представленный Комитету по делам вооружённых сил при Конгрессе США прогноз предусматривает оптимистический вариант развития программы F-35. Реальная стоимость самолетов может оказаться выше заявленной оценки.
Согласно данным Главного контрольного управления США на 2009 год, истребители F-16 стояли на вооружении 12 подразделений авиации Национальной гвардии. Эти самолеты должны быть списаны к 2020 году. Между тем, согласно планам военных, только одно подразделение к этому времени получит истребители F-35, а остальные рискуют остаться без самолетов.
Вот такая вот она, реальная жизнь.
Автор - Observer специально для takie.org
Вернуться назад
|