ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Сергей Шойгу предложил создать в армии подразделения, занимающиеся исследованиями
Сергей Шойгу предложил создать в армии подразделения, занимающиеся исследованиями12-03-2013, 20:48. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Служить наукеСергей Шойгу предложил создать в армии подразделения, занимающиеся исследованиями
Глава Минобороны Сергей Шойгу предложил создать так называемые научные роты по аналогии со спортивными, в которых талантливые студенты могут служить, занимаясь исследованиями на благо оборонной промышленности. Эксперты отмечают, что научные роты – название условное, но пользу Минобороны они могут принести вполне реальную
Министр обороны России Сергей Шойгу встретился со студентами МГТУ, где состоялось обсуждение проекта «Программа военного обучения студентов с углубленной войсковой подготовкой» или, как его назвали студенты, «служба в рассрочку». «Речь идет о том, чтобы задействовать потенциал, существующий в технических вузах» Глава военного ведомства заявил, что в университетах России могут быть созданы так называемые научные роты, в которые войдут талантливые студенты, выполняющие научно-технические работы в интересах военного ведомства. «Мы рассматриваем возможность создания подразделений, которым придумали пока рабочее название – научные роты – по примеру спортивных рот. В них будут служить талантливые ребята, которые, не покидая университетских стен, будут вместе с преподавателями выполнять те работы, которые нужны Минобороны. Мы готовы финансировать научно-исследовательские и конструкторские работы таких групп, но вправе ожидать от них понятных результатов, а не каких-нибудь фантазий. Вы первые на очереди», – сказал Шойгу в ходе общения с преподавателями и студентами Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Баумана, его слова приводит РИА «Новости». При этом Шойгу подчеркнул, что для Минобороны подобная инициатива – непростое решение. «Мы делаем вам шаг навстречу. Для нас было бы проще встретить вас в одночасье с новенькими дипломами, коротенько подстричь и отвезти туда, куда нам нужно, но нам сегодня нужен другой солдат – подготовленный и высокопрофессиональный защитник отечества», – заключил Шойгу. Также министр пообещал рассмотреть инициативу Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н.Э. Баумана, которая предусматривает для студентов возможность службы в армии без утраты их статуса в вузе. Согласно инициативе МГТУ, юноши могут отдать свой воинский долг, не прерывая обучение в университете. Вместе с вузовской программой обучения добровольные участники программы смогут получить военное образование. При этом они пройдут учебные сборы в воинских частях, а после окончания вуза получат воинское звание с последующим зачислением в резерв.
«Мы пока не можем сказать, что такое решение принято, и мы готовы уже в сентябре начать эксперимент с 15–20 вузами страны по новой программе военного обучения студентов», – сказал Шойгу в ходе общения со студентами. По его словам, если подобное решение будет принято, то программа будет реализовываться поэтапно, в рамках всей страны, а не только отдельного вуза. «Если мы примем эту программу, то обратной дороги не будет никому – ни Минобороны, ни вузам. Зато мы дадим шанс студентам добровольно пройти военную службу во время учебы и сделать это в достаточно комфортных условиях – три месяца теории в университетских стенах и трижды пройти трехмесячные учебные сборы в элитных частях», – сказал Шойгу. Он особо подчеркнул, что для реализации инициативы бауманцев нужны понимание и поддержка всех российских студентов и общественности. «Многое нужно подготовить и детально продумать, как в самой армии, так и в вузах, изменить отношение молодежи к службе в армии. Затем потребуется обращение в адрес Верховного Главнокомандующего страны, внесение соответствующих изменений в действующее законодательство», – отметил глава Минобороны. Отвечая на вопрос одного из студентов, министр подчеркнул, что твердо выступает за сохранение студенческих каникул, срок реализации которых все-таки придется корректировать с учетом графика военного обучения. В заключение студенты поблагодарили Шойгу за честные и откровенные ответы на их вопросы и подарили фирменную футболку МГТУ. Министр обороны также вручил грамоты победителям университетского конкурса на лучшие разработки по военно-технической тематике.
В Московском авиационном институте газете ВЗГЛЯД сообщили, что никакой информации на этот счет в вуз не поступало и как может выглядеть такая система, они представления не имеют. В МГТУ им. Баумана, где Шойгу и сделал свое заявление, признались, что тоже не очень представляют, как должны функционировать такие подразделения. «Мы долго обсуждали нашу инициативу по службе в рассрочку, как мы ее называем. Он сказал, что будет думать. А еще сказал, что у него есть идея создать научные роты, где студенты под руководством преподавателей проводили бы исследования в интересах Министерства обороны. По словам министра, он готов это финансировать, но ему нужен реальный результат, а не фантазии», – сказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД представитель пресс-службы вуза. «Роты – это чисто условное название. Никто ходить строем ротами их заставлять, естественно, не будет, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор издания «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Речь идет о том, чтобы задействовать потенциал, существующий в технических вузах, для выполнения работ в интересах Министерства обороны. Применительно к МГТУ им. Баумана это создание роботов, причем таких, чтобы их комплектующие и электроника выдерживали жесткие радиоактивные воздействия, это необходимо для ликвидации техногенных катастроф; разработка специального программного обеспечения, в частности, для беспилотников, и разработка программного обеспечения для других боевых систем и комплексов. Кроме того, учитывая, что МГТУ им. Баумана специализируется на подготовке инженеров по практически всем ведущим оборонным специальностям, в каждой лаборатории и по каждому направлению обучения можно выделить сегменты, которые будут интересны Министерству обороны. Эти работы будут оплачены в рамках госконтрактов, чтобы задействовать потенциал инженерных вузов, чтобы сделать вклад в гособоронзаказ». «Думаю, что это будут не только трехмесячные периоды службы, это будет еще и оплачиваемая работа за пределами этих трех месяцев. Это будут долгосрочные контракты, возможно, они будут заключаться с конкретными вузами, кафедрами, лабораториями, а те уже будут привлекать студентов, способных генерировать технический продукт», – добавил он. «Поскольку сейчас идет поиск и нет готовых рецептов, возможно, включение в эти научные роты будет тоже засчитываться в срок службы», – предположил эксперт. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в феврале Министерство обороны, руководители вузов и представители общественности начали обсуждать идею о новой форме обучения студентов на военных кафедрах: чтобы три месяца в год на время каникул они проходили службу в воинских частях, на практике закрепляя полученные во время обучения знания. Военные инициативу поддержали, сами же студенты отнеслись к ней настороженно.
Так, глава Российского студенческого союза, член Общественного совета Минобрнауки Артем Хромов заявил, что относится к инициативе «с подозрением». «У меня вызывает сомнение эта инициатива, сама идея проходить службу по три месяца в год нелогична. Проблема заключается в том, что летние каникулы у студентов длятся месяца полтора, в остальное время они сдают сессию, проходят производственную практику. Если эта мера будет введена, придется отменять и сессию, и практику, и каникулы», – сказал Хромов. По его мнению, по вопросу прохождения студентами службы в армии стоило бы провести широкое общественное обсуждение, прежде чем внедрять конкретные предложения. «Вероятнее всего, будет реализована идея с отправкой разных групп студентов в течение года, – рассказывал в интервью газете ВЗГЛЯД проректор МГТУ им. Баумана Борис Падалкин. – Двигателисты, к примеру, убывают на службу с 1 сентября, радиотехники – с 1 февраля, кто-то еще – с 1 мая. Естественно, будут организационные сложности, но они решаемы, как с точки зрения формирования образовательных программ, как с точки зрения выстраивания блоков дисциплин, так и с точки зрения управления контингентом, работы деканата и всего остального». Он также отметил, что в период нахождения студента в войсках на него распространяются все требования воинских уставов. «В его статусе есть отличия, связанные со временем нахождения. Но этот человек является военнослужащим в это время», – сказал проректор. Вернуться назад |