ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > КС-46 – взлет разрешен
КС-46 – взлет разрешен12-03-2013, 15:57. Разместил: VP |
Пентагон планирует в течение 30 лет заменить весь парк самолетов-заправщиковПриоритетное развитие боевой авиации, позволяющей Соединенным Штатам проецировать силу в глобальных масштабах и оперативно решать поставленные задачи на региональных театрах военных действий, требует закупки воздушных танкеров нового типа. В составе американских военно-воздушных сил сейчас насчитывается около 590 (с учетом выведенных в резерв) самолетов-заправщиков, созданных в основном на базе самолетов «Боинг-707» и DC-10-30CF. В их числе КС-10 «Икстендер» (59 единиц, все в строю) и КС-135 «Стратотанкер» (416 единиц: 169 – в строю, 67 – в резерве и 180 – в составе Национальной гвардии). Их средний возраст – около 45 лет, и они постепенно будут выводиться из боевого состава. В частности, в 2013 финансовом году выведут 20 КС-135. Рынку вопрекиПодавляющее число эксплуатируемых в настоящее время самолетов-заправщиков не в полной мере соответствует сегодняшним требованиям. Например, из 416 КС-135 только восемь могут заправляться в воздухе от другого заправщика. Всего 20 КС-135 имеют возможность установки подкрыльных топливозаправочных контейнеров для осуществления одновременной заправки двух машин.
Эксплуатация устаревающего парка заправщиков требует дополнительных затрат на техническое обслуживание и модернизацию. Например, в 2011 году компания «Рокуэлл Коллинз» получила от ВВС США контракт стоимостью более 160 миллионов долларов на модернизацию авионики транспортных самолетов-заправщиков KC-10 «Икстендер» по программе Communication, Navigation, Surveillance/Air Traffic Management Cockpit Modernization – CNS/ATM. Ранее «Рокуэлл Коллинз» провела модернизацию авионики самолетов-заправщиков KC-135 «Стратотанкер». В соответствии со стратегическими планами развития авиации Пентагон планирует в течение 30 лет заменить весь этот парк заправщиков, сократив при этом его численность. Как ожидается, реализация этих намерений обойдется в 100–200 миллиардов долларов. Данные по оценке перспектив развития рынка военных самолетов-заправщиков разнятся. Так, например, по сообщениям европейской самолетостроительной компании «Эрбас милитари», в ближайшие 30 лет на мировом рынке будет востребовано около 350 стратегических самолетов-заправщиков. Если брать оценки американских аналитиков, то к 2027 году только для ВВС США потребуется 175 самолетов-заправщиков нового поколения на базе «Боинг-767». Создание нового танкера для американских ВВС ведется в рамках программы КС-Х, по которой проводился длительный тендер. К последнему была допущена компания «Эрбас индастри» с заправщиком на базе A330 (A330 MRTT), отвечающим всем требованиям военных. В частности, «Эрбас» разработал принципиально новую систему заправки, которая под управлением одного оператора позволяет заправлять в воздухе самолеты и вертолеты любых типов. A330 MRTT способен брать на борт до 50 тонн топлива и предназначен для заказчиков, которым требуется летающий танкер большой грузоподъемности, способный находиться в воздухе длительное время и покрывать более значительные расстояния. Европейские A310 MRTT и A330 MRTT уже находятся на вооружении бундесвера, а также ВВС Великобритании, Франции, Канады, Австралии, Саудовской Аравии, ОАЭ. В конце 2012 года A330 MRTT выиграл тендер на поставку шести самолетов-заправщиков ВВС Индии. До этого в 2008-м «Эрбас» победил в конкурсе ВВС США, однако затем заказ был аннулирован. В феврале 2010 года был объявлен новый конкурс, условия которого явно отдавали предпочтение конкуренту «Эрбас индастри» – американской корпорации «Боинг». Она и стала победителем повторного тендера в феврале 2011 года. В то же время эксперты отмечают, что КС-46, созданный на базе «Боинга-767», уступает своему бывшему европейскому конкуренту по размерам, эффективности и другим параметрам. Летные испытанияВ рамках реализации программы создания КС-46, которыми планируется заменить две пятых основного парка заправщиков КС-135, необходимо разработать, построить, испытать и развернуть к августу 2017 года 18 КС-46, а к 2027-му – все заказанные 175 машин. Перед этим «Боинг» намерен построить и передать на летные испытания четыре опытных КС-46, которые не входят в число 175, заказанных ВВС США. По результатам летных испытаний, планируемых к проведению в течение 15 месяцев (начало 2015 – конец 2016-го), в конфигурацию самолета могут вноситься изменения, однако первые 18 машин должны быть поставлены в окончательной конфигурации. Летные испытания нового танкера компания «Боинг» планирует проводить по аналогии с тестами своих коммерческих самолетов – пять-шесть дней в течение рабочей недели. В частности, планируется проводить летные испытания КС-46 пять дней в неделю, а при необходимости доводить интенсивность полетов до шести или даже семи дней в неделю. Это намного превосходит интенсивность летных испытаний по программам ВВС США, обычно предусматривающих проведение двух-трех испытательных полетов в неделю для каждого самолета. В то же время ВВС, Министерство обороны и Федеральная авиационная администрация (ФАА) считают, что реализация 15-месячной программы летных испытаний КС-46 такими темпами связана с большими рисками. Ситуацию с выполнением программы создания самолета-заправщика нового поколения прояснило правительственное контрольно-финансовое управление GAO (Government Accountability Office), которое провело запланированный аудит. Как отметили специалисты, по состоянию на конец 2012 года основные параметры программы KC-46 по стоимости и срокам выполнения в целом соответствуют расчетным данным и близки к запланированному бюджету финансирования и графику. Разработка самолета выполнена более чем на 25 процентов, предварительный обзор проекта PDR (Preliminary Design Review) был успешно завершен в апреле 2012 года. Отмечено, что стоимость разработки с учетом постройки четырех самолетов для летных испытаний, на которую выделено 4,9 миллиарда долларов, будет превышена. Кроме того, компания уже израсходовала 80 процентов бюджетных средств, выделенных на управление программой, хотя основной объем работ должен быть выполнен в течение оставшихся пять лет. Цели и ход программыИтак, к 2027 году ВВС США должны иметь 179 самолетов нового типа КС-46, в том числе 175 серийных и четыре машины для летных испытаний. На разработку с учетом постройки последних выделено 7,239 миллиарда долларов. На закупку 175 серийных танкеров, запасных частей и другого сопутствующего оборудования для начального этапа – 40,363 миллиарда, на военное строительство – 4,316. Общая стоимость программы – 51,9 миллиарда долларов. Контракт по программе был выдан в феврале 2011 года. Производство головной партии начнется в августе 2015-го. На май 2016 года намечены войсковые испытания, в июне 2017-го стартует полномасштабное серийное производство. Первые 18 машин намечено передать в эксплуатацию в августе 2017 года. Программа создания нового самолета-заправщика КС-46 для замены парка устаревающих КС-135 «Стратотанкер» предусматривает конвертацию коммерческого лайнера «Боинг-767-2С» в военный самолет. Предусмотрены разработка и установка топливозаправочной станции, новой топливозаправочной штанги, центральной топливозаправочной системы с шлангом и конусом, бортовых средств защиты от ракет с инфракрасными головками самонаведения, авионики военного назначения, оборудования для размещения в самолете пассажиров, грузов и раненых. Операции по заправке топливом в полете новый танкер сможет осуществлять как днем, так и ночью под контролем бортовой компьютерной системы. Предназначен для заправки самолетов ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США, а также самолетов союзных стран. Самолет берет на борт 96,1 тонны топлива (у КС-135 – 90,7 тонны), осуществляет заправку в воздухе с темпом передачи топлива 4542 литра в минуту (4450 – у КС-135). Все машины этого типа могут оснащаться подкрыльными топливозаправочными контейнерами для одновременной заправки двух самолетов. Компания «Боинг» уже приступила к сборке первой топливозаправочной штанги для KC-46. После завершения сборки штанга будет передана на испытания в лабораторию системной интеграции в третьем квартале 2013 года. Это устройство создано на базе системы, применяемой на танкерах KC-10, но использует новую электродистанционную систему управления. Следующим важным шагом в рамках программы KC-46 является критический обзор программы CDR (Сritical Design Review), запланированный на лето 2013-го. К моменту проведения данного этапа производитель должен завершить 90 процентов работ по подготовке конструкторской документации. По состоянию на начало декабря 2012 года конструкторская документация была готова на 60 процентов, из 15 тысяч чертежей завершено девять тысяч. Первоначально ожидалось, что «Боинг» основные работы по программе КС-46 будет вести на своем заводе в Уичито (штат Канзас). Однако в январе прошлого года объявлено о планах перенести военное производство в Сиэттл (штат Вашингтон), где развернут выпуск коммерческих самолетов. Такое решение мотивировалось необходимостью снижения издержек и повышения эффективности производства.
Вернуться назад |