ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Многоцелевые тактические истребители
Многоцелевые тактические истребители19-08-2009, 15:09. Разместил: VP |
Начало ХХI века оказало заметное влияние на современный рынок тактических истребителей. Общей тенденцией его развития является доминирование многоцелевых истребителей, способных в зависимости от обстановки выполнять широкий круг боевых задач. Самолеты этого типа практически вытеснили устаревшие истребители-бомбардировщики и штурмовики, что связано с изменением характера боевых действий и отсутствием четкой границы линии фронта, когда боевые действия могут распространяться на всю глубину территории противника.Журнал Авиапанорама №3 2009,начало в № 2-2009
Учитывая это, США начинали разработку истребителя F-35 с дальним прицелом. Сразу становится понятно их стремление, несмотря ни на какие критические технологии, как можно быстрее начать его серийное производство. Именно для этого еще в 1996 году была утверждена концепция межгосударственного соглашения об участии в программе JSF. По вкладу в эту программу потенциальные партнеры США подразделялись на:
– полноправных партнеров, каждый из которых должен оплатить около 10% стоимости программы (в их число первой вошла Великобритания, взнос $2 млрд);
– ассоциативных партнеров с долей 5%, которые могут оказывать определенное влияние на ТТТ к самолету и принимать ограниченное участие в его разработке (этот вариант выбран Италией и Нидерландами, взнос $1 млрд и $800 млн соответственно);
– информированных партнеров (сюда попали Австралия, Канада, Дания, Норвегия и Турция) со взносом от $125 до $175 млн за 10-летний период, что позволило им получить доступ к информации о программе;
– так называемых «наблюдателей», которые вносят сумму около $10 млн и принимают участие в ранней стадии разработки и демонстрации концепции (в эту группу вошли Сингапур и Израиль).
При этом страны-партнеры не несли никаких обязательств по закупке самолетов JSF в будущем, но, тем не менее, инвестировали в программу около $4,5 млрд. Поскольку никто из них пока не в состоянии разработать самолет 5 поколения самостоятельно, все они, конечно, согласились с возможной перспективой замены своих устаревающих истребителей после 2010–2020гг. на самолет F-35. Таким образом, США убили сразу двух зайцев: решили в какой-то степени свои финансовые проблемы и обеспечили себе на будущее вполне приличный рынок сбыта после неизбежного схода с арены своего детища F-16.
На случай всяких неожиданностей с программой есть запасной вариант – проект самолета F/А-18Е/F фирмы «Боинг», который уже опробован в реальных боевых действиях и выставлен на рынок. И в некоторых случаях этот вариант срабатывает.
Великобритания планирует приобрести 150 F-35B для замены самолетов КВВП типа «Харриер» палубного и аэродромного базирования. ВМС Великобритании планируют ввод в строй двух новых авианосцев примерно в 2014–2016 гг., на которых до 2018–2019 гг. будут базироваться специально для этого модернизированные «Харриеры», а затем самолеты F-35B. Они будут оснащаться РЛС с АФАР, что позволит им наряду с действиями по наземным целям вести дальний ракетный бой с истребителями и осуществлять перехват малоразмерных целей типа крылатых ракет. Кроме этого, в Великобритании будет проведена часть программы летных испытаний самолета КВВП F-35B, начало которых ожидается в 2009 г. В дальнейшем предполагается подключение Великобритании также и к процессу серийного производства самолета.
Но финансовый кризис внес в эти планы свои коррективы. В конце 2008 года МО Великобритании обсуждало планы возможного вывода из боевого состава устаревших самолетов «Харриер» намного раньше намеченного ранее срока, а именно, не позднее, чем в 2013 г. Это могло бы сэкономить для военного ведомства около $1,5 млрд, что существенно. Но, с другой стороны, нечего будет размещать на палубах авианосцев, тогда это может стать горькой пилюлей для королевского флота накануне приближающегося праздника 100-летия с момента его создания. Командование ВМС лоббирует решение о сохранении в боевом составе хотя бы одной эскадрильи самолетов «Харриер» в количестве 20 единиц, на которых можно было бы тренировать летчиков для предстоящих полетов на самолетах F-35B.
Планы Италии заключаются в закупке 130 истребителей F-35 для замены самолетов АV-8B «Харриер», «Торнадо» и АМХ. Начало поставок запланировано на 2014 год. Первоначально планировалось, что Италия будет принимать участие в испытаниях опытных самолетов и даже в окончательной сборке серийных машин на своих заводах. Возможно увеличение количества закупаемых Италией самолетов, каких точно модификаций, пока окончательно не определено, это будет зависеть от результатов переговоров по третьему траншу самолетов EF-2000 «Тайфун». Тем не менее, пока наибольший интерес итальянцы проявляли к самолетам F-35А и В. Считается, что нестабильность доллара и последовавший за этим кризис негативно отразятся на программе самолета F-35, поэтому о конкретных сроках и количестве закупаемых самолетов, вероятно, говорить пока рано.
Израиль присоединился к программе разработки истребителя пятого поколения JSF в 2003 году, уплатив взнос в сумме $20 млн. В качестве партнера страна получила доступ к информации, касающейся разработки истребителя. Первоначально Тель-Авив планировал закупить базовую версию F-35A, поскольку Израиль не располагает авианосцами. Однако, учитывая, что в случае возникновения военного конфликта имеется угроза выведения из строя аэродромов, израильское военное командование в итоге выбрало вариант закупки самолета КВВП F-35B.
В сентябре 2007 года ВВС Израиля заявили о своих планах по закупке не менее 25 истребителей F-35 с возможностью дополнительной закупки еще нескольких десятков самолетов (общее количество может составить 100 самолетов). Первоначально поставка самолетов была намечена на 2014 г. Однако уже в октябре 2008 года израильская пресса сообщила о принципиальной договоренности с США по переносу сроков поставок на 2012 год, поскольку для Израиля главным является иметь суперсовременный истребитель, способный доминировать в воздушном пространстве буквально с первого дня военного конфликта. Новый график был согласован в ходе визита министра обороны Израиля Эхуда Барака в Вашингтон. При этом израильтяне намерены оснастить истребители F-35 некоторыми системами собственной разработки. Здесь могут возникнуть проблемы, так как у Израиля свои взгляды на применение самолета, его вооружения и оборудования, а у США свои. Как будет найден компромисс, пока неясно, однако стремление Израиля сначала заполучить самолеты, а потом решать вопрос замены (или модернизации) оборудования и вооружения, не совпадает с принципами, заложенными в конструкцию истребителя при проектировании. Остается только уповать на громадный опыт фирмы «Локхид Мартин» по разрешению таких проблем, как-никак, а она сумела продать за рубеж более 100 модификаций самолета F-16 за 20 с лишним лет.
Главным требованием к новому самолету израильтяне считают наличие мощного вооружения, при этом не выдвигают никаких серьезных заявок на наличие у самолета малой заметности. Видимо, это связано с акцентом Израиля в данном случае на борьбу с палестинцами, которые не имеют мощной системы ПВО.
Канада намерена в период 2017–2020 гг. заменить 80 устаревающих CF-18 самолетами F-35, при этом полагая, что для этого вполне достаточно закупить всего 65 истребителей нового поколения. В осуществлении программы JSF Канада принимает участие еще с 2002 г., поддержав этот проект сразу вслед за Великобританией. Ожидается, что к 2012 г. будут разработаны основные ТТТ к новому канадскому истребителю для замены самолетов CF-18, с тем, чтобы начать их производство с 2014 г., а первые поставки – с 2016 г. Считается, что Канада отдаст предпочтение варианту самолета F-35С.
Япония рассчитывает на замену в ближайшем будущем устаревших самолетов F-4ЕJ на истребители F-35. Считается, что для Японии в настоящий момент требуется не менее 50 новых самолетов, способных решать задачи по поражению как наземных, так и морских целей. Из всех находящихся на рынке современных самолетов японцы отдают предпочтение самолетам 5 поколения, при этом понимая, что заполучить сегодня истребитель F-22А пока нереально. Тем не менее, это желание японцев пока остается в силе, учитывая, что и Австралия, и Израиль в этом вопросе солидарны с ними. Думается, что Япония все-таки выберет истребитель F-35, так как США пока не планируют применять F-22А для поражения морских целей, а истребители 4 поколения F/А-18Е/F, способные бороться с морскими целями, не обладают малой заметностью, и все равно все больше и больше будут проигрывать истребителям 5 поколения.
Дания приняла решение закупить 48 самолетов F-35А на сумму 1,71 млрд фунтов для замены парка устаревших истребителей F-16. Это решение было принято в ноябре 2008 г., после проведения тендера, в котором также участвовал шведский истребитель «Грипен-NG», а самолет EF-2000 «Тайфун» был снят с рассмотрения еще в 2007 г.
Нидерланды объявили в январе 2009 г. о намерении заменить свои устаревшие самолеты F-16 на F-35. Ожидается, что в скором времени будет принято решение о закупке двух опытных самолетов F-35 для проведения испытаний.
В случае с Австралией, которая очень рассчитывала на F-35 и намеревалась срочно заменить им свои устаревшие F-111, сработал запасной вариант на случай задержки программы создания самолета. Австралии пришлось согласиться подождать завершения программы F-35, а пока закупить самолеты F/А-18Е/F как промежуточный вариант.
Норвегия так же, как и другие члены НАТО, планирует замену самолетов F-16 на новые истребители F-35. Эта замена, видимо, будет производиться практически один к одному, т.к. первых на вооружении всего 47 единиц, а новых заказано 48.
Турция планирует заменить свои значительно устаревшие самолеты F-4 и F-5 новыми современными истребителями 5 поколения. После долгих колебаний и расчетов, рассмотрев несколько возможных кандидатов, в том числе и самолет EF-2000 «Тайфун», Турция остановила свой выбор на более привычном для себя американском партнере «Локхид Мартин», чьи самолеты F-16 она уже эксплуатирует. Это вполне естественно, тем более что взнос в программу самолета F-35 был уже оплачен, а потянуть сразу 2 самолета (по примеру Великобритании и Италии) для такой страны, как Турция, да еще во время кризиса, просто нереально. Предполагается, что в долгосрочном плане турецким ВВС может потребоваться порядка 120 самолетов F-35, сумма контракта составит около $4 млрд.
Финляндия намерена рассмотреть до 2015 г. вопрос замены самолетов F/A-18 C/D на F-35. Считается, что устаревшие самолеты должны быть заменены в период 2025–2030 годов.
Помимо самолетов 5 поколения, США будут активно продвигать на рынок самолеты предыдущего 4 поколения, в частности, истребители F/А-18 Е/F «Супер Хорнет», а также самолеты F-16 последних модификаций. Наиболее современные европейские истребители также относятся к «предыдущему» поколению, и мы их тоже увидим на рынке.
Валерий Антошин, Александр Онищук
Вернуться назад |