ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации.)

ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации.)


12-08-2009, 13:15. Разместил: VP

 

В далеких девяностых годах еще тогдашний Главком ВВС Дейнекин мечтал о новом, дешевом бомбардировщике для замены Ту-22М и Ту-160: "...многофункциональный средний бомбардировщик (МСБ или МФСБ), стратегический самолет с большими ударными возможностями, меньшей заметностью и стоимостью...".

Возможно он имел ввиду "объект 54С" (размещено на стр. №2) который после приостановки работ в 1991 году вновь пытались запустить в производство в суровом 1994. Хотя справедливости ради стоит отметить, что эта в целом революционная машина не могла заменить собой Ту-160 в силу ограниченной дальности полета.

В 1999 году было объявлено о начале работ над проектом стратегического бомбардировщика для замены Ту-95МС и Ту-160 , и о нереальности создания в ближайшее время среднего бомбардировщика. По плану новая машина должна была быть готова к 2010 году. К этому времени стало очевидно, что довести 20-ти тонный двигатель АЛ-41Ф (изд.20) не представляется возможным и этот факт автоматически закрыл путь в небо "объекту 54С" и истребителям МиГ 1.42 и С-37.

Что такое "средний бомбардировщик" в современных условиях понять сложно: Су-34, Ту-22М или где-то между ними? В разное время в эту категорию попадали СБ, Ту-16, Ту-22, Ил-54, Б-58 "Хастлер" и Ту-22М, хотя последний официально именуется "дальним" (практическая дальность 7000 км).

То есть понятие "стратегический" подразумевает дальность полета не менее 12000 км, у Ту-160 - 14000 км.

На основании прогноза в период 1992 - 2027 годов Россия может себе позволить:

5 стратегических бомбардировщиков Ту-160 с общей стоимостью 1.2 млрд.долл. На 2007 год поставлено 2 вновь построенных самолета (на Казанском авиационном заводе осталось еще 4 - 5 бомбардировщиков в разной степени готовности).

И 100 перспективных бомбардировщиков стоимостью около 100 млн. долл. за штуку. Цена разработки подобной машины может достигать 35 млрд.долл. Также в рамках прогноза определен и максимальный взлетный вес ПАКДА - не более 125 тонн, что выводит его в нишу занятую ныне Ту-22М. Первый полет вновь разработанной машины следует ожидать в период 2015 - 2021 год. Тогда для выполнения программы строительства 100 бомбардировщиков до 2027 года темп сдачи новых машин должен достигать 10 - 12 шт. в год или одна в месяц.

 

Очевидно, что проект ПАК ДА обязан решить несколько проблем, среди них:

- ответ на разработку "Регионального бомбардировщика" в США,

- замена стареющих Ту-22М,

- дополнение, а возможно в перспективе и замена Ту-160.

 

Насколько известно перспективный американский бомбардировщик начнет поступать в войска с 2018 года, что согласуется с планами поставок ПАК ДА (программа разработки рассчитана до 2015 года). Американская машина является "промежуточной" до появления в 2030 году революционного самолета (насколько "революционного" пока не определено).

 

Какой же он,  ПАК ДА?

 

Заявлено, что новый самолет продолжает идеологию Ту-160 и не будет подобен американскому бомбардировщику-невидимке B-2.

Подобные B-2 проекты были приостановлены в середине 90-х. Это так называемый Ту-202 и МиГ, хотя относительно последнего имеют место быть серьезные сомнения, по крайней мере в плане достоверности рисунка. Присутствие в одном планере кабины явно срисованной с дозвукового B-2 и треугольных крыла и ПГО как у сверхзвукового YF-23 выглядит нонсенсом.

 

Полагаю, что  хотя бы подобие конкурса будет иметь место. "Сухой" надо полагать предложит дальнейшее развитие темы "Бомбардировщик - 90" в которой он шёл как основной разработчик, "МиГ" может развить идею гиперзвукового самолета, благо наработки в этой области у них есть, а "Туполев" предложит дальнейшее развитие Ту-22М, 150 тонный, двухмоторный самолет с крылом изменяемой стреловидности - "половинку" Ту-160.

Большой революции, в наше время становления экономики, от новой машины ожидать не следует, большие деньги, высокая степень риска сейчас ни кому не нужны. Опять же благополучный "дядя Сэм" решил повременить с "революцией" до 2030 года. Поэтому ПАК ДА останется ярким представителем продвинутого пятого поколения, генерация "5+" для него выразится в возможности беспилотного выполнения задания. Возможно, что новый бомбардировщик по компоновке будет близок "объекту 54С", проблема лишь в том, что на сегодняшний день нет подходящих двигателей, для двухмоторной машины такого класса требуется мотор с тягой от 25 тонн.

Несколько лет назад велись разговоры о проекте нового мотора с форсажной тягой 25000 кгс ( "Союз" ), но на сегодняшний день по этой теме иссякли даже слухи. Возможна глубокая модернизация Д-30Ф6 с увеличением тяги до этого уровня, а также новый этап в жизни Р-79. По свежим данным на базе последнего обещают создать модификацию с тягой около 22 тонн.

В деле создания ПАК ДА имеет место еще один немаловажный нюанс - "суперкруиз". Сверхзвуковая крейсерская скорость - один из краеугольных камней "пятого поколения". Что бы довести этот параметр у бомбардировщика с максимальным взлетным весом в 125 тонн до приемлемых значений М=1.5 - 2.0 (1600 - 2100 км/ч) необходимо располагать тяговооруженностью от 0.5. В нашем случае это потребует суммарной тяги двигателей в 62 тонны ( 2 х 31 т). Сегодня и в ближайшем будущем появления таких моторов ждать не следует. Что же делать?

Одним из направлений по созданию перспективного многофункционального истребителя (ПАКФА,Т-50,И-21) является отработка и запуск в серийное производство нового мотора АЛ-41Ф1 или "изд117С". Форсажная тяга его невелика, всего 15500 кгс., что обусловлено взлетным весом нового истребителя, но на сегодняшний день в его конструкции нашло применение всё лучшее из созданного отечественными конструкторами. Само собой этот мотор оптимизирован для длительного полета на сверхзвуковой скорости без включения форсажа.

Итак, в потребные 62 тонны тяги "удивительным" образом укладываются 4 "изд.117С". Преимущества такого решения очевидны, унификация с ПАК ФА, Су-34, и возможно с ЛМФС (на сегодняшний день у данного проекта есть вариант установки двух РД-33+ вместо одного АЛ-41Ф1).

Этот мотор, в целях дезинформации носящий имя АЛ-41Ф1, скорее всего в плане расхода топлива не сильно отличается от двигателя АЛ-31Ф установленного на  Су-27, где этот параметр равнялся 1.25 кг/км. Предположим, что новые технологии и более совершенная аэродинамика бомбардировщика позволят довести расход одного мотора до 1 кг/км. Тогда при стратегической дальности 12500 км и четырех АЛ-41Ф1 потребуется порядка 50000 кг топлива, что составит 40% от максимальной взлетной массы - достигнутый уровень.

По программе ПАКФА окончательная версия мотора должна быть готова к серийному производству истребителя в 2014 - 2015 годах: "...он получит вентилятор с увеличенным расходом воздуха, новую камеру сгорания и цифровую систему управления, что позволит увеличить тягу, а также системы реверса и всеракурсного управления вектором тяги."

Очевидно, что всеракурсное сопло для бомбардировщика не нужно, а вот реверс тяги как раз согласуется с требованием базирования на укороченных взлетно-посадочных полосах.

И еще. На основе статьи "Авиация и реинкарнация" напрашивается однозначная аналогия нашего ПАК ДА с американским Б-1А.

По сумме обозначенных выше факторов считаю, что сомнения в силовой установке из четырех "изделий 117С" для перспективного бомбардировщика - излишни.

 

Относительно боевой нагрузки бомбардировщиков сказано следующее:

"...Усовершенствованные самолеты будут вооружены стратегическими неядерными крылатыми ракетами (КР) Х-101 HПО "Радуга", а также их ядерным вариантом Х-102.
Первые испытательные запуски ракет Х-101 проводились несколько лет назад. Масса изделия - 2200-2400 кг, боевой части - 400 кг. Х-101 имеет максимальную дальность действия 5000-5500 км, изменяемый профиль полета (высоты от 30-70 м до 6000 м), крейсерскую скорость полета 190-200 м/с и максимальную скорость 250-270 м/с. Ее вполне можно отнести к малозаметным летательным аппаратам, поскольку эффективная поверхность рассеяния Х-101 всего 0,01 кв. м. Ракета оснащена оптоэлектронной системой коррекции траектории полета, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Это обеспечивает точность попадания в цель 12-20 м.
Другой программой в сфере ракет большой дальности, по мнению британского издания, является разработка на базе ядерной КР Х-55СМ новой ракеты Х-555.

В числе другого вооружения, предназначенного для российских стратегических бомбардировщиков, рассматривается ракета Х-СД средней дальности, в которой предполагается использовать некоторые узлы Х-101, в частности, систему наведения. Работы над ней находятся на начальной стадии.
...Hовая ракета Х-32, разрабатываемая HПО "Радуга", как и Х-22, будет оснащена усовершенствованными двигателем и головкой самонаведения.

По данным британских экспертов, для бомбардировщиков российской Дальней авиации создается новый вариант управляемой бомбы КАБ-1500 массой 1500 кг.

Официальные российские источники информировали о некоторых из упомянутых проектов, однако, по традиции, за рубежом об этом пишут более подробно. Анализ открытой информации о программах развития Дальней авиации свидетельствует, что командование ВВС взяло курс на превращение стратегических и дальних бомбардировщиков в многоцелевые самолеты, способные действовать как в ядерных, так и в неядерных конфликтах различной интенсивности. Нельзя не отметить, что как и в американской стратегической авиации, курс взят на придание ракетоносцам способности наносить удары высокоточным оружием без входа в зону ПВО противника. Причем в случае с Х101 и Х-102 речь идет о том, что ракетоносцы смогут запускать ракеты задолго до их обнаружения современными системами ПВО, например, такой, как североамериканская HОРАД. Отсюда, кстати, следует, что при определенных условиях форсированное развитие программ модернизации вооружений Дальней авиации может рассматриваться как эффективный ответ на развертывание так называемой национальной ПРО территории США."

 

 
Предполагаемые летно-технические характеристики ПАК ДА КБ "Сухой"

 

двигатели                                                                           4 * 15500 кгс (АЛ-41Ф1)

 

максимальный взлетный вес                                               124000 кг

пустого                                                                                     50000 кг

топливо                                                                                    50000 кг

нагрузка                                                                                    24000 кг

дальность перегоночная                                             12000-15000 км

крейсерская скорость                                                                      2 М

 

 

--------------

 

В России начата разработка самолета нового поколения для дальней авиации России, сообщил заместитель командующего 37-й воздушной армией Верховного главнокомандования стратегического назначения генерал-майор Анатолий Жихарев.
"В настоящее время выданы тактико-технические задания на разработку нового авиационного комплекса для дальней авиации, которому не будет аналогов в мире", - сказал Жихарев.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по этому самолету уже включены в госбюджет, добавил генерал.
"На НИОКР самолета нового поколения из госбюджета на текущий год выделены необходимые средства", - сказал он.
Говоря о возможностях нового авиационного комплекса, заместитель командующего пояснил, что "это будет совершенно новый самолет, отличающийся от существующих в настоящее время".
По его словам, самолет будет способен взлетать с различных типов аэродромов, даже грунтовых и укороченных взлетно-посадочных полос, способен нести обычное и специальное высокоточное оружие (ракетное и бомбовое), преодолевать любые системы противовоздушной обороны, действовать на любых театрах военных действий (сухопутных и морских), в любых погодных и климатических условиях.
По мнению Жихарева, при производстве нового самолета будут широко применяться технологии "стелс", понижающие эффективную отражающую поверхность.
Говоря о сроках появления самолета нового поколения, Жихарев сказал, что "из опыта - от начала финансирования до поступления в войска проходит десять лет".
Он добавил, что все зависит от воли руководства и стабильности финансирования.
Генерал напомнил, что сейчас, кроме создания самолета нового поколения, проводится глубокая модернизация самолетов дальней авиации, стоящих на вооружении, таких как Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3. Он пояснил, что после модернизации на самолеты устанавливается совершенно новое электронное оборудование и системы управления авиационным вооружением.


- Если честно, несколько странный источник для первой информации о суперсамолете нового поколения, - считает главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. - Заместитель командующего армией, генерал-майор, а не генеральный или на худой конец главный конструктор, не чиновник министерства или федерального агентства. Даже не главком ВВС, к чьим экзотическим высказываниям помаленьку уже привыкла даже пресса, и кому, по сообщениям агентств, новый министр обороны уже предложил освободить "воздушное пространство". Уж не готовится ли генерал Жихарев на роль нового главкома?
"Информация выглядит несколько странно, - продолжил Анатолий Баранов. - В бюджете на 2007-й год следов финансирования такого масштабного проекта, а это как ни крути должны быть сотни миллионов долларов, мы не обнаружили. КБ, способных провести такие работы, не так уж много, точнее - всего три: Туполевское в первую очередь, Микояновское и Сухие. Но признаков разработки принципиально нового самолета пятого поколения тоже пока не выявлено, а в сверхсекретные разработки, после того, как о них спокойно сообщает замкомандующего армией, тоже верится с трудом. Пока нет для новой машины и двигателя, и даже следов разработки принципиально нового двигателя".
- Внушают сомнения и заявленные параметры новой машины, - заканчивает Анатолий Баранов. - Судя по всему, это должен быть какой-то очень скоростной самолет - и вдруг требование садиться на укороченные, да еще грунтовые аэродромы? Зачем? Только что первый вице-премьер Иванов заявил, что у нас даже новый пассажирский самолет "Сухого" не сможет садиться на все существующие в России ВПП из-за их низкого качества. А тут дальний бомбардировщик пятого поколения будет садиться на грунт? Ну и заявление о способности действовать на морских театрах военных действий - он что, будет садиться на палубы несуществующих у нас авианосцев? Или это будет гидросамолет? Все это напоминает техническое задание, которое Г.К.Жуков дал для системы безаэродромного взлета МиГ-15 - потребовал разработать систему "безаэродромной посадки". Естественно, это техническое задание не выполнено до сих пор, и перешло в разряд исторических анекдотов. В общем, похоже, с уверенностью можно сказать только, что новая машина будет скомпонована по схеме "утка" - сегодня это самая популярная в российских ВВС конструкция.

http://forum.msk.ru/material/news/329406.html

 

 

В России разрабатывают новый стратег для ВВС

 

Работа над перспективным самолетом стратегической авиации в России в ближайшие 10 лет не завершится, сообщил главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов.
"Мы работаем над перспективным самолетом дальней (стратегической) авиации, но скажу прямо - эта машина вряд ли появится в ближайшие десять лет, это более далекая перспектива", - сказал Михайлов в интервью "Интерфаксу".
По его словам, "в эти годы ставка будет делаться на модернизацию самолетов, состоящих на вооружении, тем более что крупных изъянов у наших стратегических - Ту-160, Ту-95МС и дальнего - Ту-22М3 - бомбардировщиков за 20 лет эксплуатации не обнаружено, у них большой запас прочности и модернизационный резерв".
"Эти самолеты будут служить еще не 20 лет и даже не 50, а несколько больший срок", - сказал главком.
При этом он подчеркнул, что в результате модернизации боевые возможности самолетов резко выросли. "Например, в ходе бомбометания на полигоне с самолета Ту-22М3, которое проводилось после модернизации, отклонение бомбы составило буквально один метр, что говорит о его способности обеспечивать высокую точность поражения целей", - сообщил В.Михайлов.

Aviaport.ru

 

До 2015 года в России не будут создаваться перспективные стратегические бомбардировщики — эксперт

 

До 2015 года в России не появятся новые стратегические бомбардировщики, заявил «Интерфаксу-АВН» руководитель департамента оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и энергетики РФ Юрий Коптев.

«Разворот работ по перспективному авиационному комплексу дальней авиации вряд ли будет возможен до 2015 года», — заявил Ю. Коптев, отвечая на вопрос о перспективах появления в России новых стратегических бомбардировщиков.

По его словам, программа создания авиакомплекса дальней авиации до 2015 года будет носить в основном исследовательский характер.

«Эта программа будет носить концептуальный, исследовательский характер. Возможно, будут проведены некоторые опережающие исследования по облику самолета», — сказал Ю. Коптев.

По его словам, в этой области будет создаваться научно-технический задел, а стоящие на вооружении самолеты будут модернизироваться.

«Те же США максимально сохраняют имеющийся самолетный парк стратегической авиации, проводя его постоянную модернизацию», — сказал он.

«Для России такая работа связана с продлением ресурса трех основных типов самолетов стратегической авиации (дальние бомбардировщики Ту-22М3, стратегические самолеты Ту-95 и Ту-160 — «ИФ-АВН») и глубокой их модернизацией, обеспечивающей совместимость с новыми образцами вооружения» — сказал глава департамента.

По его словам, в России сегодня модернизированы единичные образцы.

«Работа ведется, в частности, по сопряжению систем самолетов с новым вооружением. Эти работы необходимо превратить в программу доведения всего самолетного парка стратегической авиации до уровня модернизированных единичных образцов», — сказал он.

Москва. 09.11.2004

 

 

Стратегические бомбардировщики XXI века

Независимое военное обозрение

Каким должен быть перспективный авиационный комплекс Дальней авиации России.

В последние время на страницах специальных и периодических изданий активно обсуждаются проблемы, связанные с созданием в развитых странах мира авиационной техники 5-го поколения, перспективных средств воздушно-космического нападения (СВКН) и борьбы с ними. При этом тематика обсуждаемых проблем создания в России перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), касающихся в основном путей достижения тактико-технических характеристик и показателей боевых возможностей этого комплекса, наводит на грустные мысли о том, что создается комплекс в основном под решение очень важной, но далеко не единственной задачи фронтовой (оперативно-тактической) авиации в будущих войнах. Для достижения успеха в любой войне помимо оборонительных средств ведения вооруженной борьбы необходимо иметь и эффективные ударные средства.

Именно поэтому в настоящее время и в перспективе одной из наиболее важных систем вооружения ВВС РФ будут дальние и стратегические авиационные комплексы Дальней авиации, которая 23 декабря 2004 года отметила свое 90-летие. До недавнего времени она являлась только авиационной компонентой стратегических ядерных сил страны - авиационными стратегическими ядерными силами (АСЯС). Подобные АСЯС в мире имеют только США. Однако с уменьшением угрозы всеобщей или крупномасштабной ядерной войны в обоих государствах наметилась тенденция расширения перечня задач, решаемых стратегическими (дальними) бомбардировщиками в обычной войне. Данная тенденция реализуется через программы модернизации стоящих на вооружении комплексов и должна учитываться при обосновании требований к перспективным авиационным комплексам стратегической (дальней) авиации.

 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ США

 

Для определения оперативных и тактических требований к перспективному авиационному комплексу Дальней авиации (ПАК ДА) ВВС России, который вне всякого сомнения должен разрабатываться и лет через 20-25 прийти на смену существующим авиационным комплексам, в первую очередь целесообразно проанализировать применение стратегической авиации США в войнах последнего десятилетия и взгляды командования ВВС США на ее применение в войнах первой половины XXI века.

Основными направлениями развития стратегической бомбардировочной авиации США в прогнозируемый период являются: модернизация самолетов В-52Н и В-1В; развертывание новых бомбардировщиков В-2А, изготовленных по технологии "Стелc"; оснащение бомбардировщиков всех типов высокоточными неядерными средствами поражения.

Согласно объявленному перспективному плану развития стратегической авиации, начиная с 2004 года в составе АСЯС останутся 76 (по другим сообщениям - 71) модернизированных самолетов В-52Н и 21 В-2А. Количество В-2А планируется довести до 42 единиц. Самолеты В-1В в количестве 95 единиц выведены из состава АСЯС США, хотя некоторые эксперты полагают, что возврат их в состав АСЯС не представляет технической трудности.

Доминирующей тенденцией совершенствования стратегических бомбардировщиков США, которые по-прежнему остаются основой АСЯС, является расширение их возможностей по применению высокоточного оружия (ВТО) в обычном снаряжении и придание им статуса средства "двойного назначения".

Бомбардировщикам В-52Н отводится особая роль, поскольку они в перспективе будут единственным в ВВС средством доставки стратегических крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) с ядерной и обычной боевой частью, управляемых ракет (УР) класса "воздух-земля" средней дальности и противокорабельных ракет "Гарпун". Кроме того, В-52Н модернизированы для применения новых систем ВТО, включая управляемые авиационные бомбы (УАБ) семейства JDAM, кассеты WCMD, УР JSOW и JASSM. Самолеты В-52Н предполагается сохранить на вооружении до 2025-2030 годов.

Для повышения боевых возможностей самолетов В-1В осуществляются программы оснащения их УАБ семейства JDAM, кассетами WCMD, УР JSOW и JASSM, неуправляемыми кассетами с самонаводящимися противотанковыми суббоеприпасами. Предполагается модернизация средств навигации и связи, установка усовершенствованной автоматизированной системы планирования боевой задачи, а также модернизация комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ), который должен обеспечивать преодоление системы ПВО противника на средних и больших высотах.

Некоторые итоги применения высокоточного оружия в обычном снаряжении авиацией США и их союзников в нескольких операциях последнего десятилетия прошлого столетия и начала XXI века по материалам средств массовой информации приведены в таблице.

Как видим, доля применяемых в ходе боевых действий высокоточных авиационных средств поражения выросла за эти годы более чем в 7 раз, но общее их количество и среднее количество их применений в сутки снизились. Хотя интенсивность их применения в первых воздушных наступательных операциях (ВНО) значительно возросла. Например, за 73 часа операции "Лис пустыни" (1998 г.) по объектам Ирака было выпущено крылатых ракет почти в 1,5 раза больше, чем за 43 суток операции "Буря в пустыне" (1991 г.). По заявлениям представителей Пентагона из всех бомб и ракет, примененных в Афганистане, около 60% были оборудованы системами лазерного или спутникового наведения.

Важную роль в проведении афганской операции сыграли высокоточные авиационные боеприпасы нового поколения JDAM, оборудованные системой наведения с использованием космической системы радионавигации и определения места нахождения GPS. Всего было сброшено более 6600 этих боеприпасов, и ВВС США, по некоторым сообщениям, планируют закупить в ближайшие годы еще 236 000 таких боеприпасов.

 

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАК ДА

 

Для определения оперативно-тактических требований к ПАК ДА целесообразно уточнить и его роль в войнах будущего, а также место в системе вооружений ВС РФ. Как представляется, основное предназначение ПАК ДА: во-первых, стратегическое (ядерное) сдерживание и ведение боевых действий в составе стратегических ядерных сил РФ; во-вторых, сдерживание (не стратегическое, не ядерное) и ведение боевых действий в конфликтах, локальных и региональных войнах с применением обычного оружия в составе группировок войск (сил) на континентальных и морских (океанских) театрах военных действий (ТВД).

Задача стратегического сдерживания связана с угрозой уничтожения в случае начала военных действий с применением ядерных средств поражения важных административных и политических центров, экономических и военных объектов тех стран, которые определяют стратегический баланс в мире.

Исходя из решения этой задачи, основными требованиями к ПАК ДА, на наш взгляд, могут быть следующие. Это межконтинентальная досягаемость системы "самолет-ракетное оружие"; высокая гарантийная вероятность применения оружия по стратегическим целям, которая обеспечивается в первую очередь высокой выживаемостью системы "самолет-ракетное оружие" при преодолении системы ПВО противника и применением высокоточного оружия большой дальности; высокая боеготовность и выживаемость комплекса на земле.

Межконтинентальная досягаемость авиационных стратегических комплексов РФ достигается системой "бомбардировщик - стратегическая крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ)". Учитывая, что при базировании авиационных полков ДА в средней части России удаление 75-80% возможных ее объектов, например, на Североамериканском континенте составляет около 12000 км, требование к тактическому радиусу перспективного дальнего бомбардировщика будет определяться возможностями по дальности пуска перспективной КРВБ.

Высокая вероятность применения оружия по стратегическим целям за счет повышения выживаемости в полете системы "самолет-КРВБ" может быть достигнута за счет пусков ракет без входа самолетов-носителей в зону огня наземных средств системы ПВО противника.

Требование высокой выживаемости ПАК ДА на земле обусловлено возможностью нанесения противником упреждающего ядерного удара. В современных условиях и прогнозируемой перспективе внезапная всеобщая ядерная война при отсутствии острого международного кризиса маловероятна.

В условиях сравнительно долго развивающегося острого международного кризиса выживаемость ПАК ДА на земле может быть обеспечена их рассредоточением на большом числе аэродромов (в том числе гражданских, на которых имеется множество самолетов тяжелого класса различного назначения). Для реализации этого требования перспективный тяжелый бомбардировщик должен обладать возможностью базирования и автономного дежурства на аэродроме рассредоточения не выше 1-го класса. Пожалуй, это и есть основная причина необходимости увеличения в стране количества постоянно действующих унифицированных аэродромов (т.е. аэродромов, способных обеспечить одновременное базирование самолетов любых типов). При этом ПАК ДА должен иметь пониженную заметность для средств космической разведки противника или не иметь отличительных признаков по сравнению с окружающими его гражданскими самолетами.

В условиях достижения противником стратегической внезапности дальний бомбардировщик является единственной стратегической системой вооружения, которая в режиме дежурства на земле потенциально обладает возможностью выживания посредством выхода из-под удара при своевременном оповещении системой предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Совершенно очевидно, что выполнить это возможно только при высоком уровне боевой выучки экипажа и боеготовности авиационного комплекса в целом, сравнительно небольшом времени, потребном для экстренного взлета, достаточной стойкости самолета и его систем к поражающим факторам ядерного взрыва. Именно поэтому обеспечение высокого уровня боевой (летной) выучки экипажей бомбардировщиков Дальней авиации уже сегодня должно быть одной из важнейших задач Главного командования ВВС РФ.

При базировании частей Дальней авиации на приморских направлениях основную угрозу для бомбардировщиков составляют баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) противника, особенно при стрельбе по настильным траекториям. Подлетное время ракет может составлять до 10 минут, поэтому аэродромы базирования и рассредоточения бомбардировщиков должны находиться за рубежами досягаемости БРПЛ противника при стрельбе по настильным траекториям.

Решение задач в конфликтах, локальных и региональных войнах на континентальных ТВД может быть связано с нанесением первых ракетных и авиационных ударов высокоточным обычным (не ядерным) оружием по важнейшим объектам на всю глубину территории противника или КТВД в условиях сильной системы ПВО и нестратегической противоракетной обороны (ПРО); а также с нанесением авиационных ударов в ходе боевых действий сравнительно дешевым и эффективным обычным высокоточным оружием по важнейшим объектам на всю глубину территории противника (ТВД) в условиях слабой, очаговой или подавленной его системы ПВО.

Возможность (потенциальная угроза) нанесения в случае начала военных действий эффективных ракетных и авиационных ударов высокоточным обычным (не ядерным) оружием по важнейшим объектам на всю глубину территории противника (ТВД) и является одним из основных военных факторов неядерного сдерживания противника от развязывания агрессии против России.

При боевых действиях в условиях слабой, очаговой или подавленной системы ПВО противника (истребительной авиации, ЗРК большой и средней дальности), когда обеспечивается высокая выживаемость самолета при действии с больших высот, ПАК ДА является оптимальной по критерию "эффективность-стоимость" системой вооружения для нанесения ударов с воздуха. Это обусловливается высокой боевой нагрузкой, большой досягаемостью комплекса и высокой точностью доставки боеприпасов к целям (в том числе и высокоточных авиационных бомб и управляемых ракет малой дальности); сравнительной дешевизной перспективных управляемых (самонаводящихся) авиационных бомб; возможностью решения в одном полете ряда разноплановых огневых задач; высокой надежностью ПАК ДА как системы.

Геополитическое положение России таково, что решение Дальней авиацией задач в обычной войне ограничивается Евроазиатским континентом. Североамериканский континент как территорию боевых действий стратегических систем в обычном снаряжении рассматривать вряд ли целесообразно из-за угрозы нанесения ответного ядерного удара. Поэтому если на вооружении ПАК ДА будут высокоточные неядерные КРВБ средней и большой дальности, то применение его в обычной войне не предъявляет к нему высоких требований по досягаемости. При применении ракет большой дальности по целям на Евроазиатском континенте в условиях неподавленной системы ПВО их досягаемость будет обеспечиваться при пусках с территории России. А применение "дешевого" ВТО типа управляемых авиационных бомб семейства JDAM будет обеспечиваться тактическим радиусом бомбардировщика 6000-7000 км при базировании вне зоны поражения обычного высокоточного оружия наших возможных противников.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ПАК ДА В ВОЙНАХ

 

Однако применение ПАК ДА в вооруженных конфликтах, локальных и региональных войнах может быть связано с еще одним классом ВТО - перспективными высокоточными баллистическими оперативно-тактическими ракетами воздушного старта в составе оперативно-стратегического разведывательно-ударного комплекса (ОС РУК). Основой ОС РУК могут стать авиационный комплекс разведки наземных целей и целеуказания и ПАК ДА с ударным элементом, например на основе ракеты и системы управления перспективного ракетного комплекса Сухопутных войск "Искандер", доработанного для воздушного старта. Базируясь в глубине своей территории, мобильные воздушные элементы ОС РУК будут малоуязвимы от ударов противника высокоточными средствами поражения большой дальности.

Необходимо отметить одно принципиальное отличие авиационного ОС РУК от комплекса с такими же ударными средствами наземного пуска. Авиационный ОС РУК, а это два самолета: разведки (целеуказания) и самолет-носитель ОТР воздушного старта (ПАК ДА), при необходимости можно перемещать в любой район со скоростью 850-900 км/ч, в том числе и над водными пространствами. А в условиях, например, Дальневосточного стратегического направления (СН), имеющего три обособленных полуостровных и островных операционных направления (Сахалинское, Камчатское и Чукотское), или Южного СН - подобный авиационный ОС РУК в будущем просто жизненно необходим.

Кроме того, принятие на вооружение подобного ОС РУК, который по своим ТТХ не противоречит договору о сокращении ракет средней и меньшей дальности (соответственно 1000-5500, 500-1000 км), фактически выведет этот ударный ракетный комплекс за счет авиационной платформы ПАК ДА за рамки действия этого договора. А как раз в этом диапазоне дальностей от Государственной границы России и находятся наиболее важные для нее в оперативно-стратегическом отношении регионы и районы. Именно в них возможно появление конфликтных ситуаций, зарождение реальной угрозы военной безопасности России. Относительно дешевый, полностью автономный, имеющий бортовой комплекс обороны (включая и УР класса "воздух-РЛС" и "воздух-воздух") авиационный ОС РУК на основе ПАК ДА будет эффективным средством сдерживания некоторых стран, имеющих высокоточные средства поражения большой дальности, от агрессии против России. Действия этого ОС РУК с баллистическими ОТР при определенных условиях приобретают для них стратегическое значение. Кроме того, при значительном удалении от территории России им придется создавать систему ПРО от ОТР с малым подлетным временем и настильными траекториями.

А при проведении специальных операций этот комплекс может стать средством нанесения эффективных внезапных превентивных высокоточных ракетных ударов в любом районе в пределах зоны досягаемости.

И последняя в порядке перечисления, но не последняя по важности область применения подобного авиационного ОС РУК. В будущих войнах он может стать эффективным средством обеспечения боевых действий ПАК ДА, оснащенных стратегическими крылатыми ракетами воздушного базирования, особенно над просторами центральноазиатского и восточноазиатского стратегических континентальных районов, где применение фронтовой (оперативно-тактической) авиации (даже 5-го поколения) крайне затруднительно, ведь российские авиационные базы за рубежом, с которых фронтовая авиация могла бы решать свои задачи, крайне малочисленны, да и сами уязвимы от ударов противника с земли и воздуха.

Таким образом, применение ПАК ДА в обычной войне диктует к нему требования, в основном связанные с комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего применение перспективных неядерных крылатых ракет различной дальности пуска, УАБ и других перспективных авиационных средств поражения, баллистических ОТР воздушного старта, а также бортовым комплексом обороны.

Решение Дальней авиацией задач на морских (океанских) ТВД может быть связано: в мирное время - с созданием зон безопасности вдоль морских границ России и присутствием в морских (океанских) зонах наших национальных интересов; в военное время - с уничтожением в ходе боевых действий корабельных ударных, авианосных и других группировок, крупных морских десантов противника в районах сосредоточения, при переходе морем и в районах высадки, разрушением военно-морских баз, портов, блокированием проливных зон и при необходимости обеспечением высадки оперативных морских десантов.

Наиболее сложной задачей дальней авиации в боевых действиях на морских или океанских ТВД всегда была задача поражения надводных целей из состава авианосной многоцелевой группы (АМГ). Это обусловлено наличием мощной зонально-объектовой системы ПВО, глубина которой в настоящее время доходит до 800 км от центра АМГ. К тому же применение авиационного противокорабельного оружия связано с двумя основными этапами: обнаружением цели, ее целеуказанием и выходом самолета в зону пуска ракет или применения другого оружия. Дальности обнаружения и целеуказания с помощью бортовых средств ударных самолетов ограничиваются их тактико-техническими характеристиками и дальностью радиогоризонта, величина которого зависит от высоты полета. Несложные расчеты показывают, что целеуказание с помощью бортовых средств самолета-ракетоносца связано с его входом в зону ПВО АМГ, а это выдвигает исключительные требования к выживаемости самолета в полете.

Перспективным направлением решения этой проблемы может явиться применение системы разведки и целеуказания морских объектов космического базирования, которая может обеспечить непрерывное ведение разведки, обнаружение морских целей и их классификацию в условиях радиоэлектронного противодействия противника; формирование и выдачу потребителям информации о целях, в том числе и атакующим противокорабельным ракетам. Получая информацию от космических разведывательных систем, ПАК ДА смогут применять противокорабельные ракеты большой дальности (в том числе загоризонтного пуска) без входа в зону ПВО АМГ противника.

Морские зоны безопасности и национальных интересов России в основном ограничиваются российским сектором Арктического океанского стратегического района; средиземноморской (акватории Азовского, Средиземного и Черного морей), северной (акватории Баренцева, Гренландского, Норвежского и Северного морей) и балтийской (акватория Балтийского моря) морскими зонами Атлантического океанского стратегического района (Атлантического ОСР); Северозападной океанской зоной, Северной (акватория Берингова моря) и Дальневосточной (акватории Охотского и Японского морей) морскими зонами Тихоокеанского ОСР. Удаление дальних границ всех перечисленных океанских и морских зон (кроме Северозападной океанской зоны Тихоокеанского ОСР) не превышает 3 тыс. км от районов России, оперативно оборудованных в авиационном отношении. Удаление дальних границ Северозападной океанской зоны Тихоокеанского ОСР от Амурско-Сахалинского и Камчатско-Чукотского районов - до 5 тыс. км. Таким образом, применение ПАК ДА в ближних морских (океанских) зонах диктует к нему требование по досягаемости - около 5000 км.

Однако соединения и части ПАК ДА могут вести боевые действия в операциях флота и в дальних океанских (морских) зонах: Северозападной и Северовосточной океанских зонах Атлантического ОСР; Северозападной и Северовосточной океанских зонах Индийского ОСР; Северовосточной океанской зоне и Южноазиатской морской зоне Тихоокеанского ОСР. Удаление центров этих зон от приморских районов России - от 6000 до 9000 км. Видимо, и требование к ПАК ДА по дальности при действиях в дальних морских (океанских) зонах целесообразно ограничивать этими дальностями.

Таким образом, применение ПАК ДА на морских (океанских) ТВД диктует к нему требования, в основном связанные с системами вооружения, позволяющими поражать надводные корабли противника (включая и авианосцы) без входа в зону поражения их средств ПВО, в том числе и при загоризонтном пуске ПКР большой (глобальной) дальности в перечисленных ближних и дальних морских (океанских) зонах, и бортовым комплексом обороны.

 

Александр Георгиевич Цымбалов - генерал-майор запаса,

кандидат военных наук, профессор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Перспективный бомбардировщик.

Т-6БМ, Т-60, Т-60С, объект 54, объект 54С.

 

Индекс "объект 54" можно расшифровать следующим образом:

5 - пятое поколение, девяностые годы.

4 - первый полет в 1994 году.

 

Когда в середине семидесятых годов администрация президента Картера отказалась финансировать серийное производство нового бомбардировщика Б-1А, производители наперебой принялись предлагать свои варианты его дешевой замены. В 1977 году фирма General Dynamics предложила тяжелую модификацию хорошо себя зарекомендовавшего фронтового бомбардировщика F-111 - FB-111H. Машину предполагалось оснастить двигателями F101. Внутренний отсек позволял разместить до 12 ракет SRAM. Но новая американская администрация отдала предпочтение улучшенной версии Б-1 - Б-1Б, поэтому проект FB-111H так и остался на бумаге.

 

Отечественный аналог, фронтовой бомбардировщик Су-24 шел практически вслед-вслед за своим американским братом. В начале восьмидесятых годов в ОКБ "Сухого" шли работы над новой модификацией Су-24 - Су-24БМ (большая модификация) с двигателями АЛ-31Ф. Под руководством В.Ф. Марова был разработан эскизный проект, построен натурный макет самолета. Эскизный проект был успешно защищен перед комиссией ВВС. Но в начале восьмидесятых Симонов добился передачи работ по "Бомбардировщику-90" из ЦАГИ в ОКБ «Кулон» (опытный завод ОКБ Сухого), где эта тема начала теснить проект Су-24БМ, и без того продвигавшийся трудно. Тогда сторонниками развития Су-24 был предприняли дерзкий шаг - крыло изменяемой геометрии Су-24БМ было заменено фиксированными консолями с наплывом, самолет получил двухкилевое оперение и перспективное радиоэлектронное оборудование, взятое из проекта Т-60С. Следует отметить, что идея фиксированного крыла также была заимствована у фирмы-лидера General Dynamics. В 1983 году был построен полноразмерный макет этой машины, но под давлением Симонова и Силаева работы были остановлены с обещаниями скорейшего окончания проектирования Т-60С.

 

...В 1985 году прорабатывали варианты Су- 24ММ («малая модернизация»). Первый - с увеличенной на 2000 кг взлетной массой и повышенной дальностью полета благодаря установке новых, более мощных и экономичных ТРДДФ АЛ-31Ф. Новый самолет отличал дополнительный воздухозаборник над фюзеляжем, что было обусловлено повышенным расходом воздуха у АЛ-31Ф. Второй вариант активно продвигали представители ВВС. Он предусматривал увеличение дальности полета за счет накладных конформных топливных баков еще до того, как это применили американцы на своем F-16 (серийном F-16 - прим. paralay). Одним из авторов идеи был В.Р.Ковтун. Однако работы по Су-24ММ так и не вышли из стадии проектных исследований. Возможно, этому способствовало не совсем удачное название машины: местные остряки расшифровывали аббревиатуру «ММ» как «Мертворожденный Монстр». Другая версия - «Му-му» (собачку, как известно, по приказу барыни тоже утопили). Возможно, причина была куда более "прозаичной" - даже несмотря на то, что Су-24М, в отличие от Су-27ИБ, способен в том числе «на сверхзвуке» выполнять маловысотный полет с огибанием рельефа местности, для ОКБ выгоднее было продвигать именно Су-27ИБ, хотя стоимость эксплуатации даже обычного Су-27 выше, чем Су-24М...

Аэрокосмический обзор

 

Окончательно прекратив разработку Су-24БМ фирма всерьез занялась проектированием "Бомбардировщика девяностых" Т-60С (объект 54?).

 

Тема Т-60 ведет свое начало с 1981 года в рамках программы Б-90 "Бомбардировщик девяностых". Самолет был рассчитан на установку двух двигателей Р-79 ( 18500 кгс ), позже, Р-179-300 или АЛ-41Ф (изд.20) с тягой по 18500 - 21000 кгс.

 

В своё время М.П.Симонов под впечатлением от успеха Т-10С настоял чтобы так сказать концепция нового бомбардировщика разрабатывалась в ЦАГИ. Высококлассным теоретикам "практическая работа" оказалась в новинку. Используя наработки  по стратегическому ракетоносцу Т-4МС, ЦАГИ наводнила проект разными "чудесами".

Вот что пишет Олег Сергеевич Самойлович в своей книге  "Рядом с Сухим":

 

В конце 1979 г. М. Симонов получил должность заместителя министра авиационной промышленности. До того Иванов всеми силами пытался препятствовать этому назначению. Несмотря на то, что под симоновское назначение ему удалось договориться с В. Казаковым о назначении меня Главным  конструктором, он предрекал, что если Симонов станет замминистра, то нашему КБ в будущем предстоят нелегкие времена. Я вместе с директором завода А. С. Зажигиным пытались успокоить Иванова, уверяя, что его опасения не имеют под собой никаких оснований. К сожалению, прав оказался Евгений Алексеевич. В то время нам Постановлением правительства была задана очередная модификация самолета Су-24, называемая Су-24БМ (БМ - большая модификация). Мы разработали эскизный проект, построили натурный макет самолета. Эта разработка проводилась под руководством ведущего конструктора В. Ф. Марова. Эскизный проект был успешно защищен перед комиссией ВВС, а акт приемки эскизного проекта и макета утвержден Главкомом ВВС П. Кутаховым. Осталась только согласующая подпись министра авиапромышленности И. Силаева. Вот тут-то и вмешался М. Симонов. Он сумел убедить министра, что Су-24БМ - это вчерашний день, и нужно делать совершенно новый самолет. Так по настоянию Симонова тема Су-24БМ была закрыта. Когда это случилось, П. Кутахов пришел в бешенство. Он приехал к нам на фирму вместе с М. Н. Мишуком. Иванова не было, он где-то задерживался. Главкома принимали Симонов и я. Симонов начал докладывать Кутахову сам. Тот разозлился, встал и сказал, что ему здесь больше нечего делать - он утвердил акт защиты эскизного проекта и макета Су-24БМ, и МАП обязан приступить к созданию этого самолета, а не предлагать что-то новое. Симонов побежал на "кремлевку" просить помощи от Силаева. Министр ответил, что немедленно приедет и попросил Кутахова задержаться. Конфликт был погашен, но самолет Су-24БМ так и не был построен. Став заместителем министра, М. П. Симонов выдвинул идею, что проекты всех новых самолетов должны разрабатываться в ЦАГИ, а КБ обязаны реализовывать эти проекты. В качестве "подопытного кролика" было выбрано наше КБ. Это понятно, потому что все другие Генеральные конструкторы мгновенно бы дали "от ворот поворот". Такой проект под обозначением Т-60 с отчетом о проведении модельных испытаний в аэродинамических трубах ЦАГИ был передан нам в 1981 году, и КБ приступило к работе над ней (Главный конструктор Н. Черняков, ведущий конструктор отдела проектов В. Ф. Маров). Что интересно, разработка эта почти полностью копировала проект нашего же самолета Т-4МС, за исключением двух новых и абсолютно абсурдных технических решений. Первое - это уборка поворотных консолей крыла полностью под фюзеляж без учета реальных деформаций крыла. Предложив такое, "специалисты" из ЦАГИ обнаружили полное свое непонимание работы конструкции. Второе - это применение двигателя с изменяемой степенью двухконтурности на основе так называемого "двухтрубного" двигателя. И в данном случае глупость "лежала на поверхности", однако для высшего руководства все преподносилось как наш советский прорыв в области авиационной техники. Тем более, что такой двигатель был создан в КБ П. А. Колосова и прошел стендовые испытания. При этом не учитывались только два обстоятельства: как этот двигатель "впишется" в самолет, и какими будут выходные летно-технические характеристики. После внимательного изучения отчета ЦАГИ о продувках модели самолета в трубах Т-106, Т-112 и Т-113 я сумел отвергнуть эту компоновку. Оказалось, что результаты продувок, приведенные в итоговых отчетах, были сфальсифицированы: на графике изменения положения фокуса по числу М начальная точка отсчета положения центра тяжести самолета была сдвинута на 3% вверх. Я немедленно поехал к начальнику 10-го отделения ЦАГИ Л. М. Шкадову и указал ему на это несоответствие. В ответ Шкадов с усмешкой сказал: "Олег Сергеевич, 3% -это мелочь". Да, мелочь, если не учитывать, к чему она отнесена. А поскольку она была отнесена к полной длине самолета, равной 40 м, то эти три процента равнялись изменению положения центра тяжести самолета на 1200 мм. А это уже означало, что компоновка самолета должна быть проведена заново. Я официально, в письменном виде, вернул ЦАГИ их рекомендации и попросил уточнений. Ответа не последовало. Эпопея с Т-60 - не единственная подложенная Симоновым "свинья". По его инициативе нам в эти годы поручали разработку велосипеда, стиральной машины, машин для расфасовки сахарной пудры.
С тех пор прошло 17 лет. Самолета Т-60 до сих пор нет и, как я понимаю, не будет (вместо него создан и проходит заводские испытания действительно отличный самолет Су-34). Но если бы не была прекращена разработка самолета Су-24БМ, то ВВС имели бы сейчас в строю 150-200 новых машин, значительно превосходящих по боевой эффективности состоящие на вооружении Су-24М.

 

Под руководством Самойловича, теперь уже Т-60С, превратился в однорежимный самолет способный прорываться к цели на высокой крейсерской скорости и большой высоте. Внешний вид этой машины аналогичен МДП 70.1 КБ МиГ, но в отличии от этого перехватчика, Т-60С оснащен интегрированным радиолокационным комплексом "Хищник" . В четырех отсеках располагались 4 крылатых ракеты большой дальности Х-55. Возможна также и внешняя подвеска. Упор был сделан на снижение заметности и повышение аэродинамического качества самолета, что в целом привело к рекордной дальности 11000 км. Бортовой оборудование разработанное в рамках этой темы было позже использовано на Су-34.


В 1985 году О.С.Самойлович из-за конфликта  с М.П.Симоновым перевелся на работу в ОКБ МиГ, вместе с ним туда же ушла группа конструкторов, смотри МДП.

 

Новые люди взяв на себя ответственность за тему "Б-90", естественно полностью перекроили проект. Получив индекс "объект 54С" новая машина вобрала в себя лучшие из найденных предшественниками решений. Сохранив схему "бесхвостка" (при максимальной стреловидности подвижной части) "объект 54С" обзавелся крылом изменяемой стреловидности и утратив некую долю малозаметности получил взамен многорежимность, то есть возможность эффективно летать как на большой так и на малой высоте. Вероятно предусматривалась возможность оснащения машины перспективными ракетами ныне известными как Х-555 и Х-101/102.

Предполагалось оснастить "объект 54С" модной на тот момент "фишкой", системой активной самообороны в составе РЛС заднего обзора и ракет Р-73, которые размещались в отсеке нагрузки вместе с крылатыми ракетами.

Формы самолета по аналогии с внезапно объявившимся в то время F-117 стали более угловатыми.

 

Вадим Лукашевич об истории создания "объект 54".

 

...я пришел в Филиал ОКБ Сухого в 1985 г. Это был серийный завод, и практически каждая модификация в том или ином виде шла в серию. Но когда я перебрался в Москву, в головную контору, меня просто поразило количество детально проработанных проектов, которые шли в корзину. Создавалось впечатление, что "выстреливает" только каждый пятый-десятый проект.

Помню осторожные слова Главного по теме "объект 54" (наш уникальный бомбер-стэлс) на одном из совещаний: "Если нам удастся выкатить машину..."

Не "когда машина начнет летать", не "когда построим самолет", не "когда изделие пойдет в строевые части", а именно "если нам удастся выкатить" из ангара. К слову сказать про "объект 54" - так и "не выкатили"... Это удивительная машина, американский Б-2 просто "отдыхает", и до сих пор, уже после всего, в течение 10-15 лет (а я уволился из "Сухого" в 1992 г.), по этому самолету - нигде ни строчки!

Или еще пример. Перед проектированием всем известного сегодня самолета с обратной стреловидностью С.37 "Беркут" (в рабочих чертежах он именовался Су-27КМ, что само по себе о многом говорит), был выполнен проект с полным (!) комплектом рабочей документации опытного однодвигательного самолета с крылом с обратной стреловидностью С-22 (по другой информации С-22 - предшественник С.32/37, двухмоторная "утка" - прим. paralay). И на одном из торжественных совещаний (по поводу какой-то годовщины) Генеральный Михаил Петрович Симонов, перечисляя достижения ОКБ за отчетный период, так прямо и сказал: "Полностью закончено проектирование с выпуском корзинной рабочей документацией сверхзвукового самолета, оснащенного крылом с обратной стреловидностью. Эти работы позволили набрать опыт и позволяют нам идти дальше".

И в своей работе, и общаясь со смежными отделами, мне зачастую приходилось сталкиваться с полной апатией проектантов к какому-нибудь изделию - "да это все равно на корзину работаем..."

Хотя ведь были настоящие "конфетки"! Помимо уже упомянутого "объект 54" можно назвать рабочий проект сверхзвукового штурмовика, выполненного по схеме "утка" - Су-37 (Главный конструктор - Бабак) на замену Су-25.

 

...Когда я еще работал в ОКБ "Сухого", то параллельно шло несколько проектов:

- Су-37 (сверхзвуковой штурмовик по схеме "утка". Очень напоминал шведский "Гриппен", о чем постоянно тыкали на всех НТС. Но машина была просто загляденье!);

- "объект 54";

- Су-27КМ (потом С-32, а ныне известный как С.37 "Беркут");

- Су-27В (нынешний Су-32).

Так вот я как-то спросил Антонова (тогда, в начале 1990-х, он был зам.начальника отдела 100, кто хоть немного знаком с ОКБ Сухого, прекрасно знает роль Антонова во всех разработках КБ последних 30 лет) о машинах "объект 54" и Су-27КМ, он ответил так: "27КМ это хороший самолет, который в процессе проектирования имеет тенденцию стать всего лишь неплохим самолетом. А "объект 54" - это очень хороший самолет, который из-за последних требований заказчика дрейфует от очень хорошего к просто хорошему самолету, но мы этому сопротивляемся!"

Кто не знает - Антонов вместе с Бондаренко "завязывал" Т-10 (Су-27), и он фактический автор и отец не только всех модификаций Су-27, но и вообще всех проработок у Сухого последних 30 лет.

А чтобы понять его шкалу оценок, могу сказать - Су-27 (Т-10С) - это очень хороший, а к примеру, более тяжелый корабельный Су-27К - просто хороший самолет. В КБ Сухого Антонов - непререкаемый авторитет, поэтому если он охарактеризовал "объект 54" как очень хороший, то это значит, что это уникальный, этапный самолет.

Что же касается Су-32, который якобы заменил "объект 54", то одно дело совершенно новый, специализированный и оптимизированный под целевую задачу самолет, а другое - более дешевая модификация под сходные задачи самолета предыдущего поколения...

 

По данным Overscan, в рамках проекта холдингом "Ленинец" в 1987 году разработан бортовой интегрированный комплекс "Хищник" Б004, позже установленный на Су-34. Информация от ПФАР переднего обзора, РЛС заднего обзора, ИК - системы, ТВ - системы, комплекса радиоэлектронного противодействия, и каналов связи обрабатывается компьютером и в удобоваримом виде выводится на широкоформатный монитор в кабине пилотов. Система полностью автоматизирована.

РЛС переднего обзора способна обнаружить небольшую наземную цель на дальности 30 км, воздушную цель класса "истребитель" на дальности 90 км, крупную радиоконтрастную цель - 250 км.

Длина волны 3 см, пиковая мощность 14 кВт. Вес антенны - 150 кг., сектор обзора 60 градусов в любую сторону.

 

...Каждых из этих проектов, Т-6БМ, "объект 54" и "объект 54С" пытались запустить в серию на Новосибирском авиазаводе. В 1985 году на заводе были построены стенд топливной системы и несколько стендов "объект 54" для отработки других систем. Позже проект закрыт, а стенды демонтированы.

 

Тема "объект 54" была прекращена приказом Ельцина в 1992 году. Официально ее фиаско было представлено как очередная мирная инициатива в рамках переговоров по ограничению вооружений...

 

...В 1994 г. во время жутчайшей разрухи, инфляции и депрессии идет в запуск новый проект "объект 54С". По конфигурации носовая часть похожа на рисунок c60.gif, хвостовая на t54.gif. На виде в плане уборка поворотных консолей крыла почти полностью под фюзеляж, в убранном положении консоли в плане образуют единую поверхность со стабилизатором. Воздухозаборники на верхней поверхности фюзеляжа. Сопла - плоские, с реверсом тяги. Штанга дозаправки складывалась параллелограммом перед кабиной и полностью закрывалась створками. Предусматривалось радиопоглощающее покрытие. В течение 1994 - 1995 годов шло проектирование и запуск в производство стендов: топливной системы, "Марабу" - носовой части фюзеляжа (под шифром "Марабу" велось проектирование системы так называемой "плазменной малозаметности" - paralay), плоского сопла. На заводе шла плазовая увязка, подготовка производства. На фоне заводской, да и всеобщей после перестроечной нищеты, мучительного запуска Су-34, все это выглядело нелепо, последними потугами былой мощи авиапрома СССР...

(Надо заметить, что примерно в тоже время на авиазаводе "Сокол" запускали в производство МиГ 1.42. Видимо эти факты являются следствием одной причины - paralay)

В 1985 году был опубликован один из первых вариантов перспективного истребителя ATF, Петром Бытовским представлены рисунки Т-60С почти полностью копирующие этот вариант ATF.

 

 

Оригинальную аэродинамическую компоновку пытались внедрить инженеры ОКБ Туполева, разрабатывая перспективный ракетоносец для замены Ту-22М3:

 

"...В 1972 г. в ОКБ для авиации ВМФ предложили кардинально модернизировать Ту-22М. Проект получил обозначение «45М». Машину планировали оснастить двумя двигателями НК-25. Ее аэродинамическая компоновка напоминала американский разведчик SR-71. Ударное вооружение - две УР Х-45. Дальше технического предложения работы, по «45М» не пошли, так как это была уже не модернизация, а создание нового самолета против чего категорически возражало руководство серийного завода."

 

Позже, нечто подобное вышло и  из под пера ОКБ Сухого, правда в несколько уменьшенном виде. В журнале Аэрокосмический обзор опубликована фотография модели самолета, очевидно базирующегося на наработках по "45М", "объект 54С" и Су-34. Его предполагаемые характеристики:

 

длина                                    25.5 м

размах                                   18.5 - 23.4 м

площадь крыла                     68 кв.м

вес:

   максимальный                   62 500 кг

   пустой                                30 000 кг

   топливо                              22 500 кг

   нагрузка                              10 000 кг

тяга двигателей АЛ-31Ф:

   форсажная                          12 500 кгс - 13600 кгс

   максимальная                     7 600 кгс

скорость:

   максимальная                     2100 км/ч

дальность:

   дозвуковая                          8000 км

 

 

На основании выше сказанного следует вывод, что опытный образец "объект 54С" всё же начинал строится на Новосибирском авиационном заводе и возможно ждет своего часа когда станет если не бомбардировщиком то хотя бы "прототипом". Проблема усугубляется только отсутствием двигателей АЛ-41Ф (изд.20) разработка которых была прекращена еще в начале девяностых годов.

 

Предполагаемые характеристики дальнего бомбардировщика "объект 54С":

 

длина                                    37.2 м

размах                                   20.0 - 31.4 м

площадь крыла                     120 кв.м

вес:

   максимальный                  100 000 кг

   пустой                                50 000 кг

   топливо                              35 000 кг

   нагрузка                              15 000 кг

тяга двигателей АЛ-41Ф:

   форсажная                          20 000 кгс

   максимальная                     15 800 кгс

   рабочая                               12 400 кгс

скорость:

   максимальная                     2100 км/ч

   крейсерская                         2100 км/ч

дальность:

   дозвуковая                          11 000 км

   сверхзвуковая                       7 000 км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие линии

"Б-90"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сопло для

"объект 54С"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

спекуляции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вернуться назад