К-162 – советская атомная подводная лодка, подобной которой не существовало ни в одном флоте мира. Это была первая субмарина из титанового сплава, строительство которой обошлось государству так дорого, что ее прозвали «Золотой рыбкой». Кроме уникальных материалов и оборудования К-162 могла похвастать еще одной характеристикой – потрясающе высокой подводной скоростью.
«Золотая рыбка»
Подлодка К-162, прозванная «Золотой рыбкой»
Взяться за написание этого материала меня побудило письмо сокурсника по училищу, ветерана-подводника Владимира Лещинского, проживающего ныне в Украине. В свое время он командовал атомной подводной лодкой К-162, «Золотой рыбкой». Именно ей принадлежит рекорд подводной скорости, который был установлен в 1970 году и до сих пор не побит.
Владимиру Лещинскому в книге «Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы» (авторы – контрадмиралы Л. Осипенко, Л. Жильцов и Н. Мормуль) попалось упоминание о том, что в 1969 году во время государственных испытаний К-162 на имя Л.И. Брежнева прямо с борта подлодки была отправлена шифрограмма, подписанная адмиралами: «Докладываем. Голубая лента скорости в руках у советских подводников». «Но что-то я не обнаружил на лодке (Лещинский командовал К-162 в 1980-е годы. – Прим. авт.) какой-либо голубой ленты. О чем была та шифрограмма?» – писал мой бывший сокурсник.
Дело в том, что адмиралы просто выразились фигурально: «Голубая лента» – это приз за быстроходность. «Золотая рыбка» в 1969 году на испытаниях развила рекордную скорость в 42,4 узла (проектная – 38-39 узлов). Энергоустановка и дальше позволяла развивать ход – в запасе оставалось еще 20% мощности.
Через 6-8 месяцев после приобретения опыта экипажем на мерной миле (специально оборудованный участок акватории для определения относительной скорости судна) скорость субмарины была доведена до 44,7 узла (82,78 км/ч), что до настоящего времени является мировым рекордом. Не надо никому объяснять, что в титановой подлодке были сконцентрированы все достижения советского подводного кораблестроения. «Золотая рыбка» могла претендовать не только на «Голубую ленту» скорости под водой, но и, возможно, на другие награды.
Приз за скорость
«Голубая лента Атлантики» – символический приз, учрежденный английской трансатлантической пароходной компанией Cunard Line, – присуждался самому быстроходному судну, совершавшему рейсы между Европой и США. На
мачте судна вывешивался вымпел в виде голубой ленты, а команда получала небольшое денежное вознаграждение. Впервые «Голубая лента» была присуждена в 1838 году английскому пароходу «Грейт Вестерн» (800 водоизмещения), имевшему скорость на переходе 8 узлов (14,8 км/ч). Но главное – это была реклама не только судна, но и пароходной компании.
Около ста лет материального приза для обладателей “Голубой ленты» не существовало. И только в 1934-м, в год образования международного комитета «Голубой ленты», английский миллионер и судовладелец Гарольд Хейз заказал ювелиру серебряную скульптуру, олицетворяющую собой награду самому быстроходному лайнеру.
Кубок представляет собой 45-килограммовую фигуру высотой 1,2 метра. На массивной подставке из оникса стоят две крылатые фигуры богини победы Ники, поддерживающие земной шар. Между ними сидят бог моря Посейдон и его жена Амфитрита. На земном шаре – голубое эмалевое пятно причудливой формы, Атлантика, через которую прочерчена широкая красная полоса (трасса пассажирского пути). Земной шар окружен широким кольцом, на котором в виде старинных картушек (дисков с нанесенными делениями) компаса указаны четыре направления ветра. На кольце уже после изготовления кубка были изображены четыре судна: «Грейт Вестерн», «Мавритания», «Рекс» и «Нормандия». Венчают земной шар две борющиеся фигуры: одна из них символизирует стихию, а другая – человеческий разум. Вторая побеждает и в поднятой руке держит лайнер.
За сто с лишним лет обладателями «Голубой ленты» были десятки судов. Однако серебряным кубком, впервые врученным «Рексу», лайнеру компании Italian Line (в 1933 году он на целый узел превысил среднюю рейсовую скорость германских скороходов «Бремен» и «Европа» и вошел в историю трансатлантического судоходства как первый юридически оформленный чемпион Атлантики), владели только три судна: «Нормандия» (Франция) – за скорость 29,94 узла, «Королева Мэри» (Англия) – за скорость 30,14 узла и «Юнайтед Стейтс» (США) – за скорость 34,51 узла.
Последний обладатель «Голубой ленты» – лайнер «Юнайтед Стейтс» – получил кубок 12 ноября 1952 года. С развитием авиаперевозок через Атлантику морской путь уже не имел такого значения, как раньше, и борьба за «Голубую ленту» прекратилась. Правда, интерес к кубку Хейлза возобновился в конце XX века, когда появились высокоскоростные катамараны, способные на межконтинентальные рейсы.
Кто быстрее?
Кубок «Голубая лента Атлантики»
Скорость на воде имела значение всегда, как для военных судов, так и для торговых. Тот, кто раньше доставлял товар на рынок, имел большую прибыль.
Однако сырье и люди тоже нуждались в быстрой доставке к месту назначения. Так, в XIX веке – время пика парусного флота – зародились гонки чайных клиперов, быстроходных морских парусных судов (скорость до 18 узлов) с острыми обводами корпуса, перевозивших чай из Китая в Европу. В память о них легендарное судно «Катти Сарк» – единственный сохранившийся чайный клипер – определено на вечную стоян ку в сухом доке Гринвича в Великобритании.
В России быстроходные парусные суда, которые могли посоревноваться в скорости с чайными клиперами, тоже существовали. Это были фрегаты типа «Спешный», клиперы типа «Разбойник», шлюпы типа «Восток». Однако Россия не
регистрировала свои достижения, о чем сегодня приходится только сожалеть. По мере того как развивалась техника мирового судостроения, скорости на море стремительно росли. Атлантика стала не только полигоном для испытаний новых достижений кораблестроения, но и перспективным транспортным коридором – в связи с развитием Америки. В конце XIX – начале XX века в Северной Атлантике резко увеличилась конкуренция между судоходными компаниями. Армия безземельных крестьян и безработных из европейских городов, тысячи эмигрантов, стремившихся за океан в поисках лучшей доли, многочисленные представители деловых кругов обоих континентов и туристы составили в те годы огромный поток пассажиров.
«Катти Сарк» – единственный сохранившийся чайный клипер
Только за первое десятилетие XX века через Атлантический океан в западном направлении было перевезено более 20 миллионов человек. Пароходы шли гружеными и в обратном направлении. Для такой массы людей нужен был специальный флот, появились суперлайнеры. Конечно, здесь большую роль играла скорость судна, и борьба за символический приз «Голубая лента Атлантики» была нешуточной. Даже легендарный «Титаник», хотя и строился компанией «Уайт Стар Лайн» под девизом: «Умеренная скорость, но повышенный комфорт», тоже стремился к обладанию призом за быстрый ход. Ведь особую гордость фирмы «Уайт Стар Лайн» составляли огромные часы на «Титанике» – они были украшены двумя бронзовыми нимфами, которые олицетворяли Честь и Славу, венчающие Время (что напрямую связано со скоростью). Надо заметить, что перед столкновением с айсбергом «Титаник» шел на максимальной скорости (до 25 узлов) и, находясь в опасной зоне, не хотел снижать ее до умеренной.
«Золотая рыбка» уже в 1970 году показала подводную скорость 44,7 узла – почти на десять узлов больше, чем самые быстроходные лайнеры. Так что адмиралы в шифровке со словами: «Голубая лента скорости в руках у советских подводников» не грешили против истины.
Вадим КУЛИНЧЕНКО, капитан 1-го ранга, ветеран-подводник
Вернуться назад
|