ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > СМИ: Россия возобновит производство кораблей на подводных крыльях

СМИ: Россия возобновит производство кораблей на подводных крыльях


11-01-2013, 15:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Минпромторг планирует разработать корпус для нового скоростного судна с подводными крыльями, которое будет именоваться «Валдай 45-РК», испытания образцов корпуса и крыльевого устройства запланированы на 2014 год, пишут «Известия».

 

Как рассказал источник в судостроительной отрасли, по итогам испытаний будет определено, из каких материалов - алюминиевых сплавов или композитных материалов - будет серийно строится суда нового проекта.

Согласно материалам Минпромторга пока министерство ориентируется на композитный корпус на базе угольных и стеклянных волокон. Серийное производство из таких материалов будет дешевле, отмечает источник в отрасли.

Основная же задача, поставленная перед конструкторами, - повысить комфортность поездки на крылатых судах (снизить тряску и шум) и улучшить их маневренность. Также планируется снизить трудоемкость изготовления, расход топлива (на 5%) и повысить безопасность. Судно будет иметь параметры 21 на 3,6 м и сможет двигаться со скоростью 60 км/ч (скорость существующих водных «ракет» примерно та же).

Вероятнее всего, разработкой нового судна (на проект пока выделено около 300 млн рублей) будет заниматься Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. И. Алексеева (Нижний Новгород).

В СССР первое скоростное пассажирское судно на подводных крыльях, проекта «Ракета», было введено в эксплуатацию в 1957 году - на 5 лет позже первой в этом деле Швейцарии и на 5 лет раньше США. Позже появились другие отечественные проекты - «Метеор», «Комета» и «Беларусь» и другие. Они широко использовались в СССР и поставлялись в другие страны: разгоняясь, агрегат становится на крылья, площадь трения с водой и ее сопротивление уменьшается - отсюда скорость.

Последние судна на подводных крыльях были построены на территории России в 2000 и 2005 годах (несколько штук), однако они были заранее заказаны Китаем и отправлены для эксплуатации на реке Янцзы. Одним из последних проектов речных судов на подводных крыльях серийно строявшихся в СССР было «Полесье». Но проект «Полесье» (такие корабли производили в 1984-1996 годах) морально и физически устарел. В целом, корабли этого класса, которые плавают в российских водах, в лучшем случае собраны в 90-х годах.

Источник «Известий» пояснил, что проект «Валдай» разрабатывается уже около года и ранее проводились конкурсы на создание этого судна из алюминиевых сплавов. Эксперт отмечает, что для организации производства судов из композитных материалов на судостроительном заводе необходимо будет внедрять новые технологии, применяемые в частности в авиакосмической промышленности.

Ранее суда на подводных крыльях из алюминевых сплавов строились на «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» в Татарстане, на Хабаровском судостроительном заводе и других.

В Минпромторге не уточнили, для каких целей может использоваться «Валдай», однако сейчас оставшиеся «Метеоры» используются в разных регионах России в качестве туристического и даже общественного транспорта. Как отметил официальный представитель комитета по транспорту правительства Петербурга Дмитрий Игнатьев, «Метеоры», которые сейчас возят туристов в Петергоф, Ломоносов и Кронштадт, в навигацию прошлого года использовались одной из компаний-операторов в качестве водного автобуса.


Вернуться назад