В настоящее время основными шасси для различной техники ракетных войск стратегического назначения, в том числе и для подвижных грунтовых ракетных комплексов, является продукция Минского завода колесных тягачей. Белорусское предприятие выпускает технику различного назначения с колесными формулами от 4х4 до 16х16. Благодаря широкой номенклатуре выпускаемой продукции, МЗКТ и через двадцать с лишним лет после распада Советского Союза продолжает оставаться одним из основных производителей тягачей и шасси для специальной техники в СНГ. Часто отмечается, что автомобильная техника Минского завода имеет только один недостаток: зарубежное происхождение. Поэтому нередко поднимается вопрос прекращения закупок техники в Белоруссии и налаживания собственного производства подобных машин.
На днях появились новые сообщения на эту тему. По данным газеты «Известия», к 2014 году российское министерство обороны полностью откажется от импорта колесных машин в пользу отечественных аналогов. Эти сведения изданию сообщил неназванный источник в командовании ракетных войск стратегического назначения. По его словам, в самое ближайшее время у нашей страны появится несколько собственных колесных машин разных классов. Что касается соглашений с белорусским предприятием, то все имеющиеся контракты будут выполнены в полном объеме, но новые договоры больше не будут заключаться. Источник отметил, что последние поставленные Белоруссией машины будут использоваться в составе вновь строящихся подвижных грунтовых комплексов «Ярс». После 2014-15 годов, соответственно, все новые ракетные комплексы будут базироваться на полностью отечественных шасси.
Источник «Известий» также указал на машины, призванные стать преемниками минских тягачей. К примеру, для размещения собственно пусковых установок будут применены машины семейства «Платформа», разрабатываемые в настоящее время на Камском автозаводе. В рамках этой программы создаются три тяжелых многоцелевых машины: 16х16 с грузовой платформой и грузоподъемностью 85 тонн, 12х12 на 50 тонн и четырехосный полноприводный тягач с возможностью буксирования прицепа массой в 90-160 тонн. Более года назад стало известно, что программа «Платформа» дойдет до стадии испытаний прототипов в 2013 году. С учетом дальнейших новостей по этой теме такой срок выглядит вполне реальным. По словам источника «Известий», уже нынешней зимой начнутся испытания этих тягачей, а пусковая установка для ракет РС-24 будет смонтирована на восьмиосную платформу к следующему 2014 году.
В пользу перехода на новые шасси источник в главкомате РВСН приводит их характеристики. Так, 16-колесный вариант «Платформы» имеет немного большую грузоподъемность (85 тонн против 80), чем у МЗКТ-79221, являющегося базой для пусковой установки комплекса «Тополь-М». Также перспективная «Платформа» имеет лучшие характеристики проходимости: выше расчетная скорость на пересеченной местности, а также эта машина способна преодолевать немного больший брод (1,5 метра против 1,1). Таким образом, массовый перевод техники РВСН на отечественные шасси не повлечет за собой какие-либо потери в плане ходовых и грузоподъемных качеств базовых машин. Что касается машин связи, обеспечения боевого дежурства и т.п., то они могут быть смонтированы на существующих колесных шасси Камского или Брянского автозаводов. Таким образом, подвижные ракетные комплексы могут быть сделаны полностью независимыми от иностранной автомобильной техники.
Словно разбавляя оптимизм источника в командовании РВСН, «Известия» привели слова некоего военнослужащего, имеющего прямое отношение к эксплуатации колесной техники. По словам этого представителя технической службы, перспективы разработки КАМАЗа могут быть испорчены отсутствием у этого предприятия соответствующего опыта. В то же время, ряд технических новинок вполне способны сделать из «Платформы» по-настоящему удобное и пригодное для применения шасси. В первую очередь, неназванный техник отметил систему электрической трансмиссии. Это означает, что дизельный двигатель шасси приводит в действие электрогенератор, ток с которого распределяется между шестнадцатью электрическими моторами, связанными с колесами. Благодаря этому повреждение того или иного колеса и/или двигателя не приводит к полной потере подвижности, а также упрощается конструкция трансмиссии, которая становится менее подвержена внешним факторам. Однако такая сложность в сочетании с отсутствием опыта в создании тяжелых колесных машин в итоге может привести к неприятным последствиям.
В целом, сообщения «Известий» на фоне ранее появлявшейся информации не смотрятся неожиданными. Споры вокруг колесных шасси для РВСН идут уже не первый год и нынешние новости просто дополняют картину. Тем не менее, в опубликованной сейчас информации есть некоторые моменты, привлекающие внимание и не позволяющие полностью доверять ей. Взять, к примеру, данные об отсутствии каких-либо закупок после 2014 года. Вряд ли КАМАЗ успеет за каких-то полтора-два года построить, испытать, довести до ума и наладить серийное производство восьмиосных «Платформ». Ввиду отсутствия у предприятия подобного опыта сроки начала серийного производства вполне могут сместиться в будущее. Кроме того, текущее состояние производственных мощностей Камского автозавода позволяет сомневаться в возможности быстрой постановки в серию новой модели тяжелого тягача, а тем более массового ее производства. Так что, скорее всего, после вышеуказанного 2014 года закупки шасси марки «МЗКТ» продолжатся, хотя и в меньших масштабах. Наиболее реальным выглядит следующий вариант развития событий: часть техники для РВСН станет производиться на отечественных предприятиях, а часть будет закупаться у Белоруссии. При этом возможно постепенное уменьшение количества закупаемых шасси из-за увеличения темпов собственного производства.
Отдельный вопрос собой представляют конструкционные нюансы проекта «Платформа». Согласно некоторым источникам, некоторое время назад конструкторы Камского автозавода решили отказаться от слишком смелой идеи электротрансмиссии. Тем не менее, официальная информация по этому поводу отсутствует. Вполне возможно, что в настоящее время сотрудники завода КАМАЗ заканчивают доводку такой оригинальной силовой установки и уже готовы начинать сборку прототипа перспективной тяжелой машины. Стоит отметить, в нашей стране не так давно предпринимались попытки сделать колесный тягач с электротрансмиссией. Несколько лет назад Брянский автозавод в рамках программы «Полупар-1» представил макетный образец машины БАЗ-М6910Э, оснащенной комбинированной силовой установкой с генератором и тяговыми электромоторами. После нескольких демонстраций на различных мероприятиях этот автомобиль пропал из виду и более публике не демонстрировался. Имеются сведения о продолжении работ над проектом в инициативном порядке, без финансирования министерством обороны. Задолго до брянских конструкторов подобную систему разработали на Минском автозаводе. В середине восьмидесятых годов в Минске было собрано два тяжелых 24-колесных тягача МАЗ-7907 с грузоподъемностью до 150 тонн. Машины были предназначены для использования в мобильном ракетном комплексе «Целина-2» с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец». Вскоре после начала испытаний двух прототипов МАЗ-7907 проект был закрыт.
Судя по имеющимся данным, проект «Полупар-1» не дал ожидаемых результатов, вследствие чего военное ведомство отказалось от него. Текущая «Платформа», по-видимому, является своеобразной последней надеждой военных на получение тяжелой машины отечественного производства. Кроме того, машина БАЗ-М6910Э была четырехосной, а для использования в комплексах «Тополь-М» или «Ярс» требуются более серьезные шасси. Возможно, у брянских инженеров возникли какие-то проблемы с разработкой восьмиосного тяжелого шасси с электрической трансмиссией. Удалось ли конструкторам КАМАЗа справиться со всеми проблемами такой схемы, пока не совсем ясно. В то же время регулярно приходят новости относительно продолжения работ над «Платформой». Очевидно, Минобороны и Камский завод полны решимости довести проект до серийного производства.
В целом, предоставленная «Известиями» информация выглядит в достаточной мере правдоподобной, за исключением некоторых нюансов, связанных со сроками перехода на отечественные шасси и сравнением фактических характеристик машин МЗКТ и расчетных данных «Платформы». Тем не менее, общий посыл новости – постепенное воплощение давних планов по отказу от зарубежных колесных шасси – вполне понятен и даже ожидаем. Разговоры о необходимости такого отказа ходят достаточно давно, но ранее у нашей страны попросту не было возможности заняться проектированием новых тяжелых машин и дальнейшим их производством.
Переход на «Платформы» также имеет еще одну интересную сторону. Поставки тягачей марки МЗКТ составляют основную долю российско-белорусского военно-технического сотрудничества, поэтому официальный Минск вряд ли обрадуется отсутствию новых контрактов на подобные машины. Таким образом, Россия может получить дополнительный рычаг давления на не всегда сговорчивую администрацию президента А. Лукашенко. Более того, неудачное завершение отечественной программы благодаря «запасному варианту» в виде импортного шасси МЗКТ-79221 не окажется болезненным для РВСН. Также на уровне предположений можно рассмотреть еще одно политическое последствие «Платформы»: если этот проект будет закрыт по техническим или финансовым причинам, Москва сможет объявить это закрытие дружеским шагом для укрепления международных отношений.
И все же, пожалуй, пока рано делать прогнозы по поводу перспектив новых шасси «Платформа». Конструкторские работы в настоящее время должны подходить к концу, а испытания прототипа начнутся, в самом лучшем случае, не ранее февраля-марта следующего года. Таким образом, готовый прототип подвижной пусковой установки, оснащенной всем комплексом целевого оборудования, будет собран только осенью следующего года или даже позже. Учитывая такие сроки, не стоит ждать быстрого и полного отказа от минских колесных машин. Как уже говорилось, при удачном завершении программы «Платформа» и начале серийного изготовления восьмиосных тягачей российскому министерству обороны все равно придется в течение некоторого времени продолжать закупки импортной техники для обеспечения необходимого темпа сборки мобильных пусковых установок. Кроме того, наличие сразу двух типов шасси в итоге приведет к сложностям с обслуживанием такого парка техники. Тем не менее, судя по наличию соответствующей программы и ряду заявлений руководства Минобороны, российские военные понимают все риски и готовы пойти на них. Под вопросом только точные сроки замены базовых шасси.
По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
http://lenta.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://trucks.autoreview.ru/
http://militaryrussia.ru/
РТ-2ПМ "Тополь" на шасси МАЗ-7917. Фото Мити Алешковского, "Лента.ру"
На днях появились новые сообщения на эту тему. По данным газеты «Известия», к 2014 году российское министерство обороны полностью откажется от импорта колесных машин в пользу отечественных аналогов. Эти сведения изданию сообщил неназванный источник в командовании ракетных войск стратегического назначения. По его словам, в самое ближайшее время у нашей страны появится несколько собственных колесных машин разных классов. Что касается соглашений с белорусским предприятием, то все имеющиеся контракты будут выполнены в полном объеме, но новые договоры больше не будут заключаться. Источник отметил, что последние поставленные Белоруссией машины будут использоваться в составе вновь строящихся подвижных грунтовых комплексов «Ярс». После 2014-15 годов, соответственно, все новые ракетные комплексы будут базироваться на полностью отечественных шасси.
Источник «Известий» также указал на машины, призванные стать преемниками минских тягачей. К примеру, для размещения собственно пусковых установок будут применены машины семейства «Платформа», разрабатываемые в настоящее время на Камском автозаводе. В рамках этой программы создаются три тяжелых многоцелевых машины: 16х16 с грузовой платформой и грузоподъемностью 85 тонн, 12х12 на 50 тонн и четырехосный полноприводный тягач с возможностью буксирования прицепа массой в 90-160 тонн. Более года назад стало известно, что программа «Платформа» дойдет до стадии испытаний прототипов в 2013 году. С учетом дальнейших новостей по этой теме такой срок выглядит вполне реальным. По словам источника «Известий», уже нынешней зимой начнутся испытания этих тягачей, а пусковая установка для ракет РС-24 будет смонтирована на восьмиосную платформу к следующему 2014 году.
В пользу перехода на новые шасси источник в главкомате РВСН приводит их характеристики. Так, 16-колесный вариант «Платформы» имеет немного большую грузоподъемность (85 тонн против 80), чем у МЗКТ-79221, являющегося базой для пусковой установки комплекса «Тополь-М». Также перспективная «Платформа» имеет лучшие характеристики проходимости: выше расчетная скорость на пересеченной местности, а также эта машина способна преодолевать немного больший брод (1,5 метра против 1,1). Таким образом, массовый перевод техники РВСН на отечественные шасси не повлечет за собой какие-либо потери в плане ходовых и грузоподъемных качеств базовых машин. Что касается машин связи, обеспечения боевого дежурства и т.п., то они могут быть смонтированы на существующих колесных шасси Камского или Брянского автозаводов. Таким образом, подвижные ракетные комплексы могут быть сделаны полностью независимыми от иностранной автомобильной техники.
Словно разбавляя оптимизм источника в командовании РВСН, «Известия» привели слова некоего военнослужащего, имеющего прямое отношение к эксплуатации колесной техники. По словам этого представителя технической службы, перспективы разработки КАМАЗа могут быть испорчены отсутствием у этого предприятия соответствующего опыта. В то же время, ряд технических новинок вполне способны сделать из «Платформы» по-настоящему удобное и пригодное для применения шасси. В первую очередь, неназванный техник отметил систему электрической трансмиссии. Это означает, что дизельный двигатель шасси приводит в действие электрогенератор, ток с которого распределяется между шестнадцатью электрическими моторами, связанными с колесами. Благодаря этому повреждение того или иного колеса и/или двигателя не приводит к полной потере подвижности, а также упрощается конструкция трансмиссии, которая становится менее подвержена внешним факторам. Однако такая сложность в сочетании с отсутствием опыта в создании тяжелых колесных машин в итоге может привести к неприятным последствиям.
В целом, сообщения «Известий» на фоне ранее появлявшейся информации не смотрятся неожиданными. Споры вокруг колесных шасси для РВСН идут уже не первый год и нынешние новости просто дополняют картину. Тем не менее, в опубликованной сейчас информации есть некоторые моменты, привлекающие внимание и не позволяющие полностью доверять ей. Взять, к примеру, данные об отсутствии каких-либо закупок после 2014 года. Вряд ли КАМАЗ успеет за каких-то полтора-два года построить, испытать, довести до ума и наладить серийное производство восьмиосных «Платформ». Ввиду отсутствия у предприятия подобного опыта сроки начала серийного производства вполне могут сместиться в будущее. Кроме того, текущее состояние производственных мощностей Камского автозавода позволяет сомневаться в возможности быстрой постановки в серию новой модели тяжелого тягача, а тем более массового ее производства. Так что, скорее всего, после вышеуказанного 2014 года закупки шасси марки «МЗКТ» продолжатся, хотя и в меньших масштабах. Наиболее реальным выглядит следующий вариант развития событий: часть техники для РВСН станет производиться на отечественных предприятиях, а часть будет закупаться у Белоруссии. При этом возможно постепенное уменьшение количества закупаемых шасси из-за увеличения темпов собственного производства.
Отдельный вопрос собой представляют конструкционные нюансы проекта «Платформа». Согласно некоторым источникам, некоторое время назад конструкторы Камского автозавода решили отказаться от слишком смелой идеи электротрансмиссии. Тем не менее, официальная информация по этому поводу отсутствует. Вполне возможно, что в настоящее время сотрудники завода КАМАЗ заканчивают доводку такой оригинальной силовой установки и уже готовы начинать сборку прототипа перспективной тяжелой машины. Стоит отметить, в нашей стране не так давно предпринимались попытки сделать колесный тягач с электротрансмиссией. Несколько лет назад Брянский автозавод в рамках программы «Полупар-1» представил макетный образец машины БАЗ-М6910Э, оснащенной комбинированной силовой установкой с генератором и тяговыми электромоторами. После нескольких демонстраций на различных мероприятиях этот автомобиль пропал из виду и более публике не демонстрировался. Имеются сведения о продолжении работ над проектом в инициативном порядке, без финансирования министерством обороны. Задолго до брянских конструкторов подобную систему разработали на Минском автозаводе. В середине восьмидесятых годов в Минске было собрано два тяжелых 24-колесных тягача МАЗ-7907 с грузоподъемностью до 150 тонн. Машины были предназначены для использования в мобильном ракетном комплексе «Целина-2» с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец». Вскоре после начала испытаний двух прототипов МАЗ-7907 проект был закрыт.
Судя по имеющимся данным, проект «Полупар-1» не дал ожидаемых результатов, вследствие чего военное ведомство отказалось от него. Текущая «Платформа», по-видимому, является своеобразной последней надеждой военных на получение тяжелой машины отечественного производства. Кроме того, машина БАЗ-М6910Э была четырехосной, а для использования в комплексах «Тополь-М» или «Ярс» требуются более серьезные шасси. Возможно, у брянских инженеров возникли какие-то проблемы с разработкой восьмиосного тяжелого шасси с электрической трансмиссией. Удалось ли конструкторам КАМАЗа справиться со всеми проблемами такой схемы, пока не совсем ясно. В то же время регулярно приходят новости относительно продолжения работ над «Платформой». Очевидно, Минобороны и Камский завод полны решимости довести проект до серийного производства.
В целом, предоставленная «Известиями» информация выглядит в достаточной мере правдоподобной, за исключением некоторых нюансов, связанных со сроками перехода на отечественные шасси и сравнением фактических характеристик машин МЗКТ и расчетных данных «Платформы». Тем не менее, общий посыл новости – постепенное воплощение давних планов по отказу от зарубежных колесных шасси – вполне понятен и даже ожидаем. Разговоры о необходимости такого отказа ходят достаточно давно, но ранее у нашей страны попросту не было возможности заняться проектированием новых тяжелых машин и дальнейшим их производством.
Переход на «Платформы» также имеет еще одну интересную сторону. Поставки тягачей марки МЗКТ составляют основную долю российско-белорусского военно-технического сотрудничества, поэтому официальный Минск вряд ли обрадуется отсутствию новых контрактов на подобные машины. Таким образом, Россия может получить дополнительный рычаг давления на не всегда сговорчивую администрацию президента А. Лукашенко. Более того, неудачное завершение отечественной программы благодаря «запасному варианту» в виде импортного шасси МЗКТ-79221 не окажется болезненным для РВСН. Также на уровне предположений можно рассмотреть еще одно политическое последствие «Платформы»: если этот проект будет закрыт по техническим или финансовым причинам, Москва сможет объявить это закрытие дружеским шагом для укрепления международных отношений.
И все же, пожалуй, пока рано делать прогнозы по поводу перспектив новых шасси «Платформа». Конструкторские работы в настоящее время должны подходить к концу, а испытания прототипа начнутся, в самом лучшем случае, не ранее февраля-марта следующего года. Таким образом, готовый прототип подвижной пусковой установки, оснащенной всем комплексом целевого оборудования, будет собран только осенью следующего года или даже позже. Учитывая такие сроки, не стоит ждать быстрого и полного отказа от минских колесных машин. Как уже говорилось, при удачном завершении программы «Платформа» и начале серийного изготовления восьмиосных тягачей российскому министерству обороны все равно придется в течение некоторого времени продолжать закупки импортной техники для обеспечения необходимого темпа сборки мобильных пусковых установок. Кроме того, наличие сразу двух типов шасси в итоге приведет к сложностям с обслуживанием такого парка техники. Тем не менее, судя по наличию соответствующей программы и ряду заявлений руководства Минобороны, российские военные понимают все риски и готовы пойти на них. Под вопросом только точные сроки замены базовых шасси.
По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
http://lenta.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://trucks.autoreview.ru/
http://militaryrussia.ru/