Финансирование программы Prompt Global Strike («Быстрый глобальный удар») будет сокращено из-за неудач с разработкой и испытаниями крылатой ракеты Х-51А Waverider. Создание ракеты, способной летать со скоростью, многократно превышающей скорость звука, велось в США с 2008 года.
Американский Пентагон закрывает программу Prompt Global Strike, конечной целью которой была возможность нанесения удара по любой цели на поверхности земли в течение считаных минут. Ранее сообщалось, что в рамках программы предлагалось даже оснащать обычные межконтинентальные ракеты (МБР) неядерными боеголовками. Впрочем, по мнению экспертов, такой удар может быть принят за полномасштабную ядерную атаку. Таким образом, нельзя исключить встречный удар русских ракет — и результат превзойдет все ожидания.
В итоге американские разработчики решили сосредоточиться на создании крылатых ракет, способных летать с гиперзвуковой скоростью (в четыре и более раз быстрее скорости звука). Таким проектом и стала разрабатываемая компанией Boeing ракета Х-51А. Предполагалось, что она сможет летать на высоте 15–20 км в десять раз быстрее звука (10 М). То есть преодолеть тысячу километров за пять минут. Дальность полета — 6 тыс. км, что вполне сопоставимо с дальностью МБР и вдвое больше обычных крылатых ракет, летающих с дозвуковыми скоростями.
Однако конструкторов ждало немало подводных камней, основным из которых была разработка двигателя. Обычный турбореактивный такую скорость обеспечить не может, его предел — 3 М. Ракетный двигатель невыгоден: надо нести с собой не только топливо, но и окислитель, что снижает полезную нагрузку. Тут-то и вспомнили о гиперзвуковом прямоточном воздушно-реактивном двигателе (ГПВРД), хорошо описанном в теории. Он легок и прост, в нем нет турбины и компрессора: воздух сжимается за счет набегающего потока. С виду напоминает две соединенные носиками воронки. Первая — воздухозаборник. В ее узкой части входящий воздух сжимается, в него впрыскивается топливо, и смесь сгорает, что еще больше поднимает температуру и давление образовавшегося газа. Вторая воронка служит соплом, через которое происходит расширение продуктов сгорания и создание тяги. Основная сложность такой схемы состоит в том, что топливо должно быть смешано с воздухом и сожжено за крайне короткое время. И на практике такой двигатель оказался капризен: запускается при скорости, в 4–5 раз превышающей звуковую (то есть ракету, на которой он установлен, надо предварительно разогнать), и глохнет при меньших скоростях или из-за проблем с образованием горючей смеси. Мало того, возникающий при этом скачок давления разносит двигатель в куски. Вместе с ракетой. Так и произошло во время испытаний.
Задумка выглядела интересной: достаточно было сделать ракету с подобным движком, установить ее под крыло стратегического бомбардировщика B-52 — и контроль в воздухе был бы обеспечен. Однако 300 млн долларов оказались потраченными впустую. Сумма могла быть и больше: испытания гиперзвуковых летательных аппаратов исключительно дороги, ведь на земле их не проведешь, только в полете. Экономии удалось достичь за счет использования результатов исследований российских инженеров, которые работали над подобным проектом еще в начале 1990-х.
Американский Пентагон закрывает программу Prompt Global Strike, конечной целью которой была возможность нанесения удара по любой цели на поверхности земли в течение считаных минут. Ранее сообщалось, что в рамках программы предлагалось даже оснащать обычные межконтинентальные ракеты (МБР) неядерными боеголовками. Впрочем, по мнению экспертов, такой удар может быть принят за полномасштабную ядерную атаку. Таким образом, нельзя исключить встречный удар русских ракет — и результат превзойдет все ожидания.
В итоге американские разработчики решили сосредоточиться на создании крылатых ракет, способных летать с гиперзвуковой скоростью (в четыре и более раз быстрее скорости звука). Таким проектом и стала разрабатываемая компанией Boeing ракета Х-51А. Предполагалось, что она сможет летать на высоте 15–20 км в десять раз быстрее звука (10 М). То есть преодолеть тысячу километров за пять минут. Дальность полета — 6 тыс. км, что вполне сопоставимо с дальностью МБР и вдвое больше обычных крылатых ракет, летающих с дозвуковыми скоростями.
Однако конструкторов ждало немало подводных камней, основным из которых была разработка двигателя. Обычный турбореактивный такую скорость обеспечить не может, его предел — 3 М. Ракетный двигатель невыгоден: надо нести с собой не только топливо, но и окислитель, что снижает полезную нагрузку. Тут-то и вспомнили о гиперзвуковом прямоточном воздушно-реактивном двигателе (ГПВРД), хорошо описанном в теории. Он легок и прост, в нем нет турбины и компрессора: воздух сжимается за счет набегающего потока. С виду напоминает две соединенные носиками воронки. Первая — воздухозаборник. В ее узкой части входящий воздух сжимается, в него впрыскивается топливо, и смесь сгорает, что еще больше поднимает температуру и давление образовавшегося газа. Вторая воронка служит соплом, через которое происходит расширение продуктов сгорания и создание тяги. Основная сложность такой схемы состоит в том, что топливо должно быть смешано с воздухом и сожжено за крайне короткое время. И на практике такой двигатель оказался капризен: запускается при скорости, в 4–5 раз превышающей звуковую (то есть ракету, на которой он установлен, надо предварительно разогнать), и глохнет при меньших скоростях или из-за проблем с образованием горючей смеси. Мало того, возникающий при этом скачок давления разносит двигатель в куски. Вместе с ракетой. Так и произошло во время испытаний.
Задумка выглядела интересной: достаточно было сделать ракету с подобным движком, установить ее под крыло стратегического бомбардировщика B-52 — и контроль в воздухе был бы обеспечен. Однако 300 млн долларов оказались потраченными впустую. Сумма могла быть и больше: испытания гиперзвуковых летательных аппаратов исключительно дороги, ведь на земле их не проведешь, только в полете. Экономии удалось достичь за счет использования результатов исследований российских инженеров, которые работали над подобным проектом еще в начале 1990-х.
https://www.youtube.com/embed/UxwMNWrvttU?rel=0
Разработка гиперзвуковых ракет в СССР велась с 1970-х годов. Тогда была создана летающая лаборатория «Холод» на базе ракеты зенитного комплекса С-200. В ходе летного испытания ракета сумела развить скорость в 5,2 числа Маха (около 6 тыс. км/ч). На основе этого проекта машиностроительное КБ «Радуга» в Дубне разработало стратегическую крылатую ракету Х-90, более известную на Западе как AS-X-21. Непритязательный с виду аппарат длиной 12 м и со складывающимися крыльями размахом 7 м, будучи запущен с борта Ту-160М, улетает со скоростью 5 М за 3 тыс. км, имея на борту две ядерные боеголовки индивидуального наведения. Х-90 была способна подниматься на высоту более 30 км и активно маневрировать в полете. Кроме того, ею можно управлять в полете, что приводит экспертов в замешательство: при таких скоростях ракету окружает облако плазмы, которая блокирует радиоволны.
По мнению скептиков в конгрессе США, военным стоит обратиться к другому решению, с использованием суборбитальных глайдеров (их еще называют управляемыми боевыми блоками — УББ), которые запускаются почти что в самый космос и уже оттуда планируют к цели.
Еще весной 2004 года, после широкомасштабных учений наших вооруженных сил с участием всей ядерной триады, прозвучала очень важная новость. Тогда Владимир Путин заявил, что вскоре российские вооруженные силы получат боевые комплексы, способные действовать на межконтинентальных расстояниях, с гиперзвуковой скоростью, с большой точностью, с широким маневром по высоте и направлению удара. «Эти комплексы сделают бесперспективными любые образцы противоракетной обороны — существующие или перспективные», — добавил он.
В западной прессе активно обсуждался вопрос, где русские нашли средства. Некоторые СМИ и вовсе недоумевали: может «русские еще 20 лет назад работали в этом направлении»?
Разработка управляемых боевых блоков, перехват которых невозможен системами ПРО, началась в СССР в 1972 году (проект «Маяк»). К 1984 году появился натуральный УББ под индексом 15Ф178. В космосе ориентация и стабилизация обеспечивались реактивным двигателем на углекислом газе, в атмосфере — аэродинамическими рулями. Помимо систем управления в блок упаковали термоядерный заряд.
Сочетая свойства беспилотного космического корабля и гиперзвукового самолета, блок все эволюции, как в космосе, так и в атмосфере, выполнял автономно, что было проверено на испытаниях по трассе Капустин Яр — Балхаш в 1990 году. Аэродинамика и система управления позволяют ему маневрировать с очень высокими перегрузками. На практике это означает неуязвимость УББ — его просто нечем сбивать при таком режиме подлета к цели. Работы были прекращены в 1991 году, документацию передали на Оренбургский машзавод, тогда же, по некоторым данным, разработка была остановлена.
Впрочем, уже летом 2006 года военное ведомство России объявило о создании маневрирующей боеголовки межконтинентальной ракеты. В конце августа этого года занимавший пост первого заместителя министра обороны Александр Сухоруков заявил, что в России в настоящее время также активно ведутся работы по созданию гиперзвуковой ракеты. Первые испытания в рамках этого проекта планируется провести до конца 2012 года.
Разработка гиперзвуковых ракет в СССР велась с 1970-х годов. Тогда была создана летающая лаборатория «Холод» на базе ракеты зенитного комплекса С-200. В ходе летного испытания ракета сумела развить скорость в 5,2 числа Маха (около 6 тыс. км/ч). На основе этого проекта машиностроительное КБ «Радуга» в Дубне разработало стратегическую крылатую ракету Х-90, более известную на Западе как AS-X-21. Непритязательный с виду аппарат длиной 12 м и со складывающимися крыльями размахом 7 м, будучи запущен с борта Ту-160М, улетает со скоростью 5 М за 3 тыс. км, имея на борту две ядерные боеголовки индивидуального наведения. Х-90 была способна подниматься на высоту более 30 км и активно маневрировать в полете. Кроме того, ею можно управлять в полете, что приводит экспертов в замешательство: при таких скоростях ракету окружает облако плазмы, которая блокирует радиоволны.
По мнению скептиков в конгрессе США, военным стоит обратиться к другому решению, с использованием суборбитальных глайдеров (их еще называют управляемыми боевыми блоками — УББ), которые запускаются почти что в самый космос и уже оттуда планируют к цели.
Еще весной 2004 года, после широкомасштабных учений наших вооруженных сил с участием всей ядерной триады, прозвучала очень важная новость. Тогда Владимир Путин заявил, что вскоре российские вооруженные силы получат боевые комплексы, способные действовать на межконтинентальных расстояниях, с гиперзвуковой скоростью, с большой точностью, с широким маневром по высоте и направлению удара. «Эти комплексы сделают бесперспективными любые образцы противоракетной обороны — существующие или перспективные», — добавил он.
В западной прессе активно обсуждался вопрос, где русские нашли средства. Некоторые СМИ и вовсе недоумевали: может «русские еще 20 лет назад работали в этом направлении»?
Разработка управляемых боевых блоков, перехват которых невозможен системами ПРО, началась в СССР в 1972 году (проект «Маяк»). К 1984 году появился натуральный УББ под индексом 15Ф178. В космосе ориентация и стабилизация обеспечивались реактивным двигателем на углекислом газе, в атмосфере — аэродинамическими рулями. Помимо систем управления в блок упаковали термоядерный заряд.
Сочетая свойства беспилотного космического корабля и гиперзвукового самолета, блок все эволюции, как в космосе, так и в атмосфере, выполнял автономно, что было проверено на испытаниях по трассе Капустин Яр — Балхаш в 1990 году. Аэродинамика и система управления позволяют ему маневрировать с очень высокими перегрузками. На практике это означает неуязвимость УББ — его просто нечем сбивать при таком режиме подлета к цели. Работы были прекращены в 1991 году, документацию передали на Оренбургский машзавод, тогда же, по некоторым данным, разработка была остановлена.
Впрочем, уже летом 2006 года военное ведомство России объявило о создании маневрирующей боеголовки межконтинентальной ракеты. В конце августа этого года занимавший пост первого заместителя министра обороны Александр Сухоруков заявил, что в России в настоящее время также активно ведутся работы по созданию гиперзвуковой ракеты. Первые испытания в рамках этого проекта планируется провести до конца 2012 года.