Легенде отечественной дальней авиации исполнилось 60 лет. 12 ноября 1952 года в воздух впервые поднялся опытный образец «95-1» под управлением экипажа летчика-испытателя А. Д. Перелетова. Это был прообраз серийного бомбардировщика Ту-95. Ту-95 (по классификации НАТО: Bear – медведь) – один из символов холодной войны, советский/российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, является самым быстрым винтовым самолетом в мире. Единственный в мире принятый на вооружение и серийно выпускавшийся турбовинтовой бомбардировщик. Стратегический бомбардировщик Ту-95 предназначен для поражения важных объектов в тылу противника крылатыми ракетами в любых метеоусловиях и в любое время суток. Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52 является одним из самых долго эксплуатируемых военных самолетов мире, эксплуатируется ВВС с 1956 года.
Созданию скоростного стратегического бомбардировщика Ту-95 способствовало: во-первых, формулировка новых требований к пилотируемому стратегическому носителю ядерного оружия со стороны советских ВВС; во-вторых, возникновение новых направлений в развитии компоновки околозвукового бомбардировщика и выборе его главных параметров; в-третьих, появление новых экономичных и вместе с тем мощных силовых установок, созданных на базе турбовинтовых двигателей.
К концу 1940-х годов усиление средств ПВО, поступление на вооружении новых истребителей-перехватчиков с трансзвуковыми скоростями полета, которые были оснащены бортовыми РЛС, сделало само существование стратегических бомбардировщиков со скоростями полета в 500-600 км/ч, малоперспективным. Требовалось поднять скорость полета стратегических бомбардировщиков до скоростей, которые были бы сравнимы со скоростями истребителей-перехватчиков того же периода.
В то же время вторым, а в некоторых случаях и наиболее важным требованием по существенному увеличению максимальной скорости полета стратегических бомбардировщиков-носителей ядерного оружия было само это оружие, которое в то время существовало только в виде свободнопадающих бомб. Именно поэтому, после сброса бомбы, бомбардировщик должен был как можно скорее покинуть зону воздействия поражающих факторов ядерного оружия, и в этом случае скорость полета была одним из важнейших условий для выживания бомбардировщика и его экипажа.
Военный конфликт в Корее стал еще одним поворотным событием и в чем-то даже катализатором, который наглядно доказал всю бесперспективность дальнейшей опоры на поршневые стратегические бомбардировщики. В результате этой войны в США полностью остановили программы по развитию поршневой дальнебомбардировочной авиации, был сокращен выпуск поршневого межконтинентального «супербомбардировщика» В-36 и в то же время ускорены работы по созданию серийных бомбардировщиков В-47 и В-52, оснащенных турбореактивными двигателями. В то же время Великобритания начала работы над своими стратегическими бомбардировщиками с околозвуковой скоростью, относящимися к серии «V».
В СССР достаточно оперативно отреагировали на подобное развитие событий. В 1950 году В. М. Мясищев обратился в правительство с предложением по разработке стратегического бомбардировщика, обладавшего максимальной скоростью в 950 км/ч, а также дальностью полета более 13 000 км. Бомбардировщик предлагалось оснастить 4-мя турбореактивными двигателями АМ-3, созданными в ОКБ А. А. Микулина. Предложение по созданию нового бомбардировщика было принято, и результат работ не замедлил сказаться. Фактически за 1,5-2 года был создан новый стратегический бомбардировщик.
ОКБ А. Н. Туполева, проведя большой объем научно-исследовательских работ, пришло к заключению, что для бомбардировщика наилучшим образом подходит турбовинтовой двигатель. Уже в сентябре 1951 года в ОКБ подготовили 2 варианта эскизных проектов самолета под индексом «95»: с четырьмя двигателями 2-ТВ-2Ф (спаренными ТВ-2Ф мощностью по 6 250 л.с. каждый) и с четырьмя ТВ-12 (12 000 л.с.). Оба двигателя были конструкции Н. Д. Кузнецова. Уже 31 октября 1951 года госкомиссией был утвержден полноразмерный макет. Ведущим конструктором нового бомбардировщика был назначен Н. И. Базенков.
Первый опытный самолет под обозначением «95-1», оснащенный двигателями 2-ТВ-2Ф, был построен в 1952 году на заводе №156. 12 ноября 1952 года самолет впервые поднялся в небо. В 1954 году был готов второй прототип «95-2», данная машина оснащалась уже двигателями ТВ-12. Свой первый полет данный бомбардировщик выполнил 16 февраля 1954 года, машину в воздух поднял экипаж летчика-испытателя М. А. Нюхтикова.
Серийное производство стратегического бомбардировщика Ту-95 было развернуто в 1955 году. Первоначально его планировалось назвать Ту-20, но все чертежи машины уже были выпущены с обозначением «95», поэтому за самолетом сохранили этот цифровой индекс. Производство самолета было развернуто на авиационном заводе №18 в Куйбышеве. Заводские испытания новой машины продолжались до января 1956 года, а 31 мая того же года самолет был передан на Государственные испытания. В августе того же года самолет был продемонстрирован широкой публике, он принял участие в воздушном параде в честь Дня авиации. В 1957 году на бомбардировщик были установлены более мощные и совершенные двигатели НК-12М, и под обозначением Ту-95М стратегический бомбардировщик был принят на вооружение Советской Армии. Первые самолеты Ту-95 были поставлены в только что сформированную 106 тбад, которой командовал дважды герой Советского Союза А. И. Молодчий.
Бомбардировщик Ту-95 представлял собой среднеплан со стреловидным (угол стреловидности 35° по линии четверти хорд) крылом большого удлинения (8,8). Самолет оснащался 4 ТВД НК-12, которые были расположены на крыле в мотогондолах, выступающих далеко вперед. Двигатели самолета были снабжены соосными четырёхлопастными винтами противоположного вращения АВ-60 (диаметром в 5,6 метра), созданными в ОКБ К. И. Жданова. Планер самолета производился из специально созданного алюминиевого сплава В-95. Бомбардировщик обладал относительно тонким и длинным фюзеляжем (диаметр – 2,9 метра), который придавал машине стремительный внешний вид. Термостабилизированный и герметичный бомбовый отсек находился в центре масс бомбардировщика (при сбросе авиабомб центровка самолета не изменялась). Крыло самолета было оснащено двухсекционными закрылками и трёхсекционными элеронами. Крыло и оперение бомбардировщика были оборудованы специальной антиоблединительной системой.
Шасси самолета было трехопорным с передней стойкой. Основные стойки шасси убирались в специальные обтекатели, которые были продолжениями мотогондол. В хвостовой части фюзеляжа бомбардировщика имелась специальная предохранительная пята. С 1961 года на Ту-95 начали устанавливать систему дозаправки топливом в воздухе методом «шланг-конус». Экипаж стратегического бомбардировщика находился в 2-х герметичных кабинах. Кабины (кроме Ту-95МС) были соединены между собой тоннелем с тележкой, на которой могли перемещаться члены экипажа (при этом необходимо было провести разгерметизацию кабин). На борту бомбардировщика был оборудован химический туалет, имелся здесь и камбуз с плитой для разогрева и приема пищи. Для экстренного покидания бомбардировщика в воздухе применялся специальный транспортёр с подвижной лентой, который выбрасывал членов экипажа через люк в нишу передней стойки шасси. Первоначально оборонительное вооружение бомбардировщика состояло из 3-х спаренных артиллерийских установок калибра 23-мм.
До появления и массового распространения баллистических ракет стратегический бомбардировщик Ту-95 был единственным средством доставки ядерного оружия. На протяжении всего срока эксплуатации было создано большое количество модификаций машины, которые отличались составом вооружения и оборудования. Чисто бомбардировочные версии (Ту-95 и Ту-95М) производились только до 1959 года. Все последующие версии самолета являлись носителями ракетного вооружения. Серийное производство бомбардировщиков в версии Ту-95МС продолжалось до 1992 года. При этом на основе Ту-95 в конце 1950-х годов был создан и дальнемагистральный пассажирский самолет, получивший обозначение Ту-114, долгие годы эта машина выполняла роль фалгамана «Аэрофлота».
Бомбардировщик Ту-95 использовался в качестве воздушного носителя разнообразных летательных аппаратов и в качестве летающей лаборатории (высота стоек шасси Ту-95 позволяла подвесить под его фюзеляжем не только любой авиационный двигатель, но даже фюзеляж небольшого самолета). В 1989 году на серийных стратегах Ту-95МС было установлено 60 мировых рекордов высоты полета и скорости полета с грузом. В мае 1990 года данная машина установила еще 3 рекорда: высоты горизонтального полёт и скороподъемности.
Потенциал, который был заложен в стратегическом бомбардировщике Ту-95, позволяет машине активно эксплуатироваться ВВС России. В 2013 году начнется программа по модернизации стратегических бомбардировщиков Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. В ходе модернизации будет заменено радиоэлектронное оборудование самолета, в то время как его планер и двигатели останутся без изменений. На Ту-95МСМ будет установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит применять новейшие стратегические крылатые ракеты Х-101. Также на самолете должен появиться навигационный комплекс на базе системы ГЛОНАСС.
В рамках программы модернизации планируется обновить несколько десятков стратегических бомбардировщиков, при этом остальные будут списаны. Модернизация позволит продлить срок службы самолета до 2025 года, в то же время эксперты говорят о том, что машина сможет прослужить до 2030-2040 годов. В настоящее время на вооружении ВВС России находится 32 стратегических бомбардировщика Ту-95МС, еще около 60 машин находится на хранении.
Тактико-технические характеристики Ту-95МС
Размеры: размах крыла – 50,05 м., длина – 47,09 м., высота самолета – 13,20 м.
Площадь крыла – 295,0 кв. м.
Масса самолета: максимальная взлетная – 187 700 кг., пустого самолета – 94 400 кг.
Тип двигателя – 4 ТВД НК 12М (МВ), мощностью 4 х 15 000 л.с.
Максимальная скорость полета – 830 км/ч., крейсерская скорость – 710 км/ч.
Практическая дальность полета – 10 500 км.
Практический потолок – 12 000 м.
Вооружение: две 23-мм пушки ГШ-23 (ГШ-23Л), боевая нагрузка нормальная – 7800 кг, максимальная – 20 800 кг.
Экипаж: 7 человек.
Источники информации:
-http://www.brazd.ru/av/tu-95.html
-http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu95ms.html
-http://ru-aviation.livejournal.com/2461199.html
-http://ru.wikipedia.org
Созданию скоростного стратегического бомбардировщика Ту-95 способствовало: во-первых, формулировка новых требований к пилотируемому стратегическому носителю ядерного оружия со стороны советских ВВС; во-вторых, возникновение новых направлений в развитии компоновки околозвукового бомбардировщика и выборе его главных параметров; в-третьих, появление новых экономичных и вместе с тем мощных силовых установок, созданных на базе турбовинтовых двигателей.
К концу 1940-х годов усиление средств ПВО, поступление на вооружении новых истребителей-перехватчиков с трансзвуковыми скоростями полета, которые были оснащены бортовыми РЛС, сделало само существование стратегических бомбардировщиков со скоростями полета в 500-600 км/ч, малоперспективным. Требовалось поднять скорость полета стратегических бомбардировщиков до скоростей, которые были бы сравнимы со скоростями истребителей-перехватчиков того же периода.
В то же время вторым, а в некоторых случаях и наиболее важным требованием по существенному увеличению максимальной скорости полета стратегических бомбардировщиков-носителей ядерного оружия было само это оружие, которое в то время существовало только в виде свободнопадающих бомб. Именно поэтому, после сброса бомбы, бомбардировщик должен был как можно скорее покинуть зону воздействия поражающих факторов ядерного оружия, и в этом случае скорость полета была одним из важнейших условий для выживания бомбардировщика и его экипажа.
Военный конфликт в Корее стал еще одним поворотным событием и в чем-то даже катализатором, который наглядно доказал всю бесперспективность дальнейшей опоры на поршневые стратегические бомбардировщики. В результате этой войны в США полностью остановили программы по развитию поршневой дальнебомбардировочной авиации, был сокращен выпуск поршневого межконтинентального «супербомбардировщика» В-36 и в то же время ускорены работы по созданию серийных бомбардировщиков В-47 и В-52, оснащенных турбореактивными двигателями. В то же время Великобритания начала работы над своими стратегическими бомбардировщиками с околозвуковой скоростью, относящимися к серии «V».
В СССР достаточно оперативно отреагировали на подобное развитие событий. В 1950 году В. М. Мясищев обратился в правительство с предложением по разработке стратегического бомбардировщика, обладавшего максимальной скоростью в 950 км/ч, а также дальностью полета более 13 000 км. Бомбардировщик предлагалось оснастить 4-мя турбореактивными двигателями АМ-3, созданными в ОКБ А. А. Микулина. Предложение по созданию нового бомбардировщика было принято, и результат работ не замедлил сказаться. Фактически за 1,5-2 года был создан новый стратегический бомбардировщик.
ОКБ А. Н. Туполева, проведя большой объем научно-исследовательских работ, пришло к заключению, что для бомбардировщика наилучшим образом подходит турбовинтовой двигатель. Уже в сентябре 1951 года в ОКБ подготовили 2 варианта эскизных проектов самолета под индексом «95»: с четырьмя двигателями 2-ТВ-2Ф (спаренными ТВ-2Ф мощностью по 6 250 л.с. каждый) и с четырьмя ТВ-12 (12 000 л.с.). Оба двигателя были конструкции Н. Д. Кузнецова. Уже 31 октября 1951 года госкомиссией был утвержден полноразмерный макет. Ведущим конструктором нового бомбардировщика был назначен Н. И. Базенков.
Первый опытный самолет под обозначением «95-1», оснащенный двигателями 2-ТВ-2Ф, был построен в 1952 году на заводе №156. 12 ноября 1952 года самолет впервые поднялся в небо. В 1954 году был готов второй прототип «95-2», данная машина оснащалась уже двигателями ТВ-12. Свой первый полет данный бомбардировщик выполнил 16 февраля 1954 года, машину в воздух поднял экипаж летчика-испытателя М. А. Нюхтикова.
Серийное производство стратегического бомбардировщика Ту-95 было развернуто в 1955 году. Первоначально его планировалось назвать Ту-20, но все чертежи машины уже были выпущены с обозначением «95», поэтому за самолетом сохранили этот цифровой индекс. Производство самолета было развернуто на авиационном заводе №18 в Куйбышеве. Заводские испытания новой машины продолжались до января 1956 года, а 31 мая того же года самолет был передан на Государственные испытания. В августе того же года самолет был продемонстрирован широкой публике, он принял участие в воздушном параде в честь Дня авиации. В 1957 году на бомбардировщик были установлены более мощные и совершенные двигатели НК-12М, и под обозначением Ту-95М стратегический бомбардировщик был принят на вооружение Советской Армии. Первые самолеты Ту-95 были поставлены в только что сформированную 106 тбад, которой командовал дважды герой Советского Союза А. И. Молодчий.
Бомбардировщик Ту-95 представлял собой среднеплан со стреловидным (угол стреловидности 35° по линии четверти хорд) крылом большого удлинения (8,8). Самолет оснащался 4 ТВД НК-12, которые были расположены на крыле в мотогондолах, выступающих далеко вперед. Двигатели самолета были снабжены соосными четырёхлопастными винтами противоположного вращения АВ-60 (диаметром в 5,6 метра), созданными в ОКБ К. И. Жданова. Планер самолета производился из специально созданного алюминиевого сплава В-95. Бомбардировщик обладал относительно тонким и длинным фюзеляжем (диаметр – 2,9 метра), который придавал машине стремительный внешний вид. Термостабилизированный и герметичный бомбовый отсек находился в центре масс бомбардировщика (при сбросе авиабомб центровка самолета не изменялась). Крыло самолета было оснащено двухсекционными закрылками и трёхсекционными элеронами. Крыло и оперение бомбардировщика были оборудованы специальной антиоблединительной системой.
Шасси самолета было трехопорным с передней стойкой. Основные стойки шасси убирались в специальные обтекатели, которые были продолжениями мотогондол. В хвостовой части фюзеляжа бомбардировщика имелась специальная предохранительная пята. С 1961 года на Ту-95 начали устанавливать систему дозаправки топливом в воздухе методом «шланг-конус». Экипаж стратегического бомбардировщика находился в 2-х герметичных кабинах. Кабины (кроме Ту-95МС) были соединены между собой тоннелем с тележкой, на которой могли перемещаться члены экипажа (при этом необходимо было провести разгерметизацию кабин). На борту бомбардировщика был оборудован химический туалет, имелся здесь и камбуз с плитой для разогрева и приема пищи. Для экстренного покидания бомбардировщика в воздухе применялся специальный транспортёр с подвижной лентой, который выбрасывал членов экипажа через люк в нишу передней стойки шасси. Первоначально оборонительное вооружение бомбардировщика состояло из 3-х спаренных артиллерийских установок калибра 23-мм.
До появления и массового распространения баллистических ракет стратегический бомбардировщик Ту-95 был единственным средством доставки ядерного оружия. На протяжении всего срока эксплуатации было создано большое количество модификаций машины, которые отличались составом вооружения и оборудования. Чисто бомбардировочные версии (Ту-95 и Ту-95М) производились только до 1959 года. Все последующие версии самолета являлись носителями ракетного вооружения. Серийное производство бомбардировщиков в версии Ту-95МС продолжалось до 1992 года. При этом на основе Ту-95 в конце 1950-х годов был создан и дальнемагистральный пассажирский самолет, получивший обозначение Ту-114, долгие годы эта машина выполняла роль фалгамана «Аэрофлота».
Бомбардировщик Ту-95 использовался в качестве воздушного носителя разнообразных летательных аппаратов и в качестве летающей лаборатории (высота стоек шасси Ту-95 позволяла подвесить под его фюзеляжем не только любой авиационный двигатель, но даже фюзеляж небольшого самолета). В 1989 году на серийных стратегах Ту-95МС было установлено 60 мировых рекордов высоты полета и скорости полета с грузом. В мае 1990 года данная машина установила еще 3 рекорда: высоты горизонтального полёт и скороподъемности.
Потенциал, который был заложен в стратегическом бомбардировщике Ту-95, позволяет машине активно эксплуатироваться ВВС России. В 2013 году начнется программа по модернизации стратегических бомбардировщиков Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. В ходе модернизации будет заменено радиоэлектронное оборудование самолета, в то время как его планер и двигатели останутся без изменений. На Ту-95МСМ будет установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит применять новейшие стратегические крылатые ракеты Х-101. Также на самолете должен появиться навигационный комплекс на базе системы ГЛОНАСС.
В рамках программы модернизации планируется обновить несколько десятков стратегических бомбардировщиков, при этом остальные будут списаны. Модернизация позволит продлить срок службы самолета до 2025 года, в то же время эксперты говорят о том, что машина сможет прослужить до 2030-2040 годов. В настоящее время на вооружении ВВС России находится 32 стратегических бомбардировщика Ту-95МС, еще около 60 машин находится на хранении.
Тактико-технические характеристики Ту-95МС
Размеры: размах крыла – 50,05 м., длина – 47,09 м., высота самолета – 13,20 м.
Площадь крыла – 295,0 кв. м.
Масса самолета: максимальная взлетная – 187 700 кг., пустого самолета – 94 400 кг.
Тип двигателя – 4 ТВД НК 12М (МВ), мощностью 4 х 15 000 л.с.
Максимальная скорость полета – 830 км/ч., крейсерская скорость – 710 км/ч.
Практическая дальность полета – 10 500 км.
Практический потолок – 12 000 м.
Вооружение: две 23-мм пушки ГШ-23 (ГШ-23Л), боевая нагрузка нормальная – 7800 кг, максимальная – 20 800 кг.
Экипаж: 7 человек.
Источники информации:
-http://www.brazd.ru/av/tu-95.html
-http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu95ms.html
-http://ru-aviation.livejournal.com/2461199.html
-http://ru.wikipedia.org