ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Может ли российский истребитель пятого поколения стать ещё менее заметным?

Может ли российский истребитель пятого поколения стать ещё менее заметным?


19-11-2012, 15:47. Разместил: VP

В свежем независимом обзоре Карло Коппа, одного из основателей аналитической группы Air Power Australia, представлен ряд небезынтересных тезисов о перспективах и потенциальных возможностях разрабатываемых российских истребителей пятого поколения ПАК ФА (на Западе более известны по заводскому индексу их прототипов — Т-50).

 

Напомним, что первый из четырёх прототипов истребителя взлетел в январе 2010-го, а его серийное производство официально намечено на 2015–2016 годы (хотя реальность этих сроков вызывает очевидные сомнения).

 

Хотя в целом передняя нижняя часть ПАК ФА соответствует требованиям малой радиозаметности, задняя скорее напоминает стандартный истребитель. (Фото C. Kopp / Sukhoi.)
Хотя в целом передняя нижняя часть ПАК ФА соответствует требованиям малой радиозаметности, задняя скорее напоминает стандартный истребитель. (Фото C. Kopp / Sukhoi.)

После появления первых изображений ПАК ФА возникла дискуссия о том, в какой мере машина будет малозаметной. Форма новинки была настолько далека от наименее заметного истребителя современности F-22 Raptor, что возникал вопрос о целесообразности доработки. Однако г-н Копп и его открытое исследование эффективной площади рассеивания (ЭПР) разрабатываемого истребителя, начав с очередной констатации такого отставания, уверяют в противоположном — в потенциальной боевой ценности ПАК ФА. «Форма Т-50 уступает F-22 Raptor... и даже [китайскому перспективному] J-20, хотя и в меньшей степени... Но F-35 и T-50 показывают весьма сходные параметры ЭПР, а это ключевой параметр малой радиозаметности».

 

Правда, отмечает аналитик, чтобы добиться паритета (пока потенциального), конструкторам ПАК ФА придётся изменить форму дюз и использовать эффективный радиопоглощающий слой. Пока нет данных о конкретных типах такого слоя (точнее, слоёв — видимо, двух), который собираются использовать в «ОКБ Сухого».

 

И тем не менее формы ПАК ФА в чём-то даже превосходят F-35, позволяя говорить о весьма малой радиозаметности самолёта спереди. Да, снизу и сзади дела обстоят хуже, но, строго говоря, скоростные параметры ПАК ФА делают затруднительным использование противником этих недостатков в воздушном бою. Как верно подмечает австралиец, формы фюзеляжа ПАК ФА разрабатывались специально для того, чтобы самолёт труднее всего было засечь компактными радарами F-22 и F-35. А вот у радаров американского самолёта ДРЛО E-2 и китайского истребителя J-20, ориентированного на малозаметные американские истребители, проблем будет меньше.

 

Вероятность реализации таких модификаций довольно высока: обычно после выпуска первого прототипа последующие версии подвергаются существенным переделкам; именно так было и с YF-23, и с F-22.

 

Однако у ПАК ФА, помимо «хорошей» ЭПР первого прототипа и потенциально «очень, очень хорошей» ЭПР следующих, которая, как подчёркивает г-н Копп, может быть снижена, есть и другие преимущества. У него не только выше скорость и тяговооружённость, но и больше углы отклонения вектора тяги, обусловленные подвижными соплами.

 

Напомним: на F-22 сопла не так подвижны — выбор, диктуемый в том числе желанием максимально снизить радиозаметность. Если же верить заявлениям американской стороны, то на сверхзвуковом режиме F-22 не может пускать ракеты, что делает его использование для боя со сверхзвуковым малозаметным противником воистину нетривиальным.

 

Сверху вниз: ПАК ФА, F-22, J-20. Двигатели российского прототипа разнесены сильнее, чем у аналогов, что позволяет реализовать всеракурсные сопла. (Фото Wikimedia Commons.)
Сверху вниз: ПАК ФА, F-22, J-20. Двигатели российского прототипа разнесены сильнее, чем у аналогов, что позволяет реализовать всеракурсные сопла. (Фото Wikimedia Commons.)

Непривычно большой внутренний бак ПАК ФА, содержащий более 11 т топлива, обеспечит ему дальность, превышающую показатели F-22 (8,2 т) и F-35. Даже без подвесных топливных баков российский самолёт, по заявлениям конструкторов, имеет дальность 4 300 км и 2 000 км (!) на бесфорсажном «сверхзвуке», в то время как у F-22 (по самым оптимистическим оценкам) она равна 1 300 км. Ну а F-35 вообще не может долго лететь со сверхзвуковой скоростью без форсажа, то есть вне боевого соприкосновения это дозвуковая машина. Недокументированные возможности вроде бы позволяют пролететь на М1,2 200–240 км, однако командование запрещает пилотам такие опыты.

 

Станет ли этот отчёт озабоченных российскими истребителями австралийцев (значимых покупателей новейших американских истребителей) сигналом для ВПК США или КНР? В ближайшей перспективе, по всей видимости, нет.

 

Прямое столкновение вышеупомянутых сил с ВВС России маловероятно. Конечно, при нынешних принципах финансирования закупок новой техники сразу же после поставки ПАК ФА в войска машину начнут экспортировать в Индию, однако войну между ней и КНР после появления у первой ядерного оружия представить сложно. А о том, что американские истребители не разрабатывались для борьбы с российским, говорит даже их «никакая» дальность…

 

Пожалуй, важнее всего эта оценка для россиян. И если самих конструкторов, в отличие от российских СМИ, не надо убеждать в глубокой проработанности планера ПАК ФА, то советы по уменьшению радиозаметности дюз и фюзеляжа снизу, без сомнения, стоят того, чтобы к ним прислушаться.

 

 

Подготовлено по материалам Wired.


Вернуться назад