ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Маленькое, но важное дело. Что делает русский флот у Африканского рога

Маленькое, но важное дело. Что делает русский флот у Африканского рога


13-11-2012, 14:21. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Маленькое, но важное дело. Что делает русский флот у Африканского рога

 
Илья Крамник

Очередной отряд ВМФ России отправился в район Аденского залива 2 ноября 2012 года. Из Владивостока вышел «Шапка» – БПК «Маршал Шапошников» в сопровождении танкера «Иркут» и спасательного буксира «Алатау». На кораблях, помимо штатных экипажей, находятся подразделения морской пехоты, а БПК несёт также оба штатных вертолёта.

Это восьмой поход «на пиратов» для кораблей Тихоокеанского флота, и второй – для «Шапошникова». При этом в предыдущем своем рейде весной 2010 года «Шапошников» отличился: именно его отряд морской пехоты, высаженный с мотоботов и вертолёта, освободил захваченный пиратами танкер «Московский университет».

Освобождение «Московского университета» -- показательный эпизод, однако главной задачей операции в целом является не освобождение захваченных кораблей, а предотвращение их захвата. При этом для России свобода судоходства в районе Африканского Рога имеет существенное значение: торговые суда под российским флагом проходят Баб-эль-Мандебским проливом в ту или иную сторону ежедневно, а суда российских компаний или с российскими гражданами в экипажах независимо от флага – ещё чаще. Таким образом, деятельность ВМФ России в регионе прямо защищает как интересы страны, так и жизнь, свободу и имущество ее граждан.

Международный кооператив

Россия не единственная страна, ведущая борьбу с пиратами в этих водах. Наиболее крупное представительство у флотов стран ЕС – европейцы проводят свою постоянную операцию «Аталанта» (EU-NAVFOR-ATALANTA), в рамках которой в регионе постоянно присутствуют 6-7 боевых единиц, составляющих Task Force 465 – такое обозначение присвоено этому соединению в рамках операции. Основную нагрузку в рамках «Аталанты» несут ВМС Франции, Испании и Германии, при участии итальянского, голландского и других европейских флотов.

Свою собственную, отдельную от ЕС операцию проводит НАТО. Операция «Океанский Щит» (Ocean Shield) проводится главным образом силами ВМС США и Британского королевского флота, с периодическим привлечением других союзников по НАТО, включая португальцев, тех же итальянцев и голландцев, турок, а также партнеров США не входящих в НАТО – вплоть до Японии, Южной Кореи и Китая.

Наконец, в регионе постоянно присутствуют корабли Индии и стран Персидского залива. Представлена и авиация – патрульные самолеты различных стран активно летают с береговых баз.

Подобная концентрация антипиратских усилий в районе Африканского Рога не должна удивлять: наряду с Гибралтаром, Суэцем и Малаккским проливом, через Аденский залив и Врата Скорби (более известные как ль-Мандеб или Баб-эль-мандебский пролив) идет одна из самых оживленных морских трасс. Если бы следы на воде держались хотя бы сутки – то поверхность океана в этом районе постоянно имела бы белый цвет. Через этот район идет около половины нефтяной добычи персидского залива, и большая часть «контейнерного» экспорта Китая в Евросоюз. Поэтому пиратство здесь ежедневно наносит весьма существенный ущерб – как в прямой форме, так и в косвенной, задирая цену страховки.

Против кого дружим?

Казалось бы, высокая активность ВМС различных стран должна исключить нападения пиратов, однако их количество и трудности с идентификацией – внешний осмотр практически не позволяет отличить пиратов от обычных рыбаков, тем более, что промысел часто меняют и те и другие – оставляют «джентльменам удачи» немало шансов.
Вместе с тем, усиление международного присутствия, и изменение маршрутов судоходства заставило пиратов менять тактику. Первоначально действуя с баз на берегу, они перешли на использование плавучих баз – относительно небольших кораблей, на которых могут размещаться моторные лодки и их экипажи. Внешне эти плавучие базы маскируются под рыболовецкие суда и местные мелкие транспортники.

Наличие плавучих баз резко расширило пиратские горизонты – если прежде были редкостью нападения на дистанции более 200 миль от сомалийского побережья, теперь уже даже тысяча миль не является достаточной гарантией от захвата судна и требований выкупа.

Тем не менее обезопасить себя можно – те судовладельцы, которые пользуются рекомендованными охраняемыми маршрутами как правило не имеют проблем, однако спешащих, недальновидных и прочих «потерявших осторожность» капитанов и судовладельцев остается достаточно для того, чтобы пираты не чувствовали себя обделенными.
Российские перспективы.

Операция ВМФ России по борьбе с пиратами продолжается – и в ближайшие годы она может быть расширена: военное ведомство ведет переговоры с французскими коллегами, предлагая разместить на французской авиабазе в Джибути два патрульных самолета Ил-38. Появление этих машин и координация действий с французами, постоянно содержащих там три патрульных самолета позволят увеличить контролируемое водное пространство. Для ВМФ России же главным итогом операции является постоянное поддержание взаимодействия между флотами и хорошая морская практика, нарабатываемая во время походов.

Говоря о других выгодах, помимо косвенного экономического эффекта – в виде снижения риска расходов на выкуп кораблей и экипажей а также уменьшения размера страховой премии, необходимо отметить и прямые политические бонусы. Фактическое участие в крупной международной операции с активным взаимодействием, осуществляемым, несмотря на то, что российский отряд не включен ни в «Аталанту» ни в «Океанский щит», дает пример деятельного военного сотрудничества России со странами Запада в общих интересах. Помимо всего прочего, эта деятельность работает и на имидж России, особенно важный в современном мире информационных войн – тем лучше, чем эффективнее наш флот борется с пиратами.

В обозримом будущем присутствие России в регионе может увеличиться – в частности за счет кораблей нового поколения: корветы проекта 20380 уже находятся в строю, а в ближайший год-два флот получит уже и новые фрегаты, имеющие соответствующую дальность плавания и автономность по запасам. Вполне возможно, если свое соединение новых кораблей получит в первую очередь Черноморский флот, Россия сумеет сэкономить заметные средства – от Черного моря до Африканского Рога расстояние куда меньше, чем от Владивостока.


Вернуться назад