Дистанционно управляемый москитный флот: дубль два
Александр Березин
Новый образец дистанционно управляемой надувной лодки длиной в 11 м, несущий ПТРК Spike-LR с ракетами в 13 кг весом и дальностью стрельбы до 4,5 км, успешно поразил надводную щитовую мишень — впервые в истории американских ВМС.
Достижение, продемонстрированное во время стрельб у берегов Мэриленда, удивительно… запоздалое. Такому оружию очень много лет. Кроме кабельных немецких опытов Первой мировой, можно вспомнить первые настоящие дистанционно управляемые торпедные катера, официальные стрельбы которых проводились в СССР в августе 1931 года. Конечно, вместо торпед нынешняя резиновая лодка вооружена ПТРК (производитель комплекса — израильская компания Rafael), а эффективные телекамеры, ПНВ и лазерный дальномер резко упрощают обратную связь и управление. Кроме того, это не полноценный роботизированный корабль, как можно было бы ожидать в 2012 году, а дистанционно управляемый ракетный мини-катер. Словом, для восьми с лишним десятилетий технического прогресса изменения не впечатляют.
После атаки с помощью лодки со взрывчаткой (2000 год, Йемен) эсминец УРО «Коул» потерял 17 человек убитыми и 39 ранеными. И большим кораблям бывает трудно противостоять лодкам. (Фото Sgt. Don L. Maes, U.S. Marine Corps.)
Чтобы «успехи» американского флота стали понятнее, напомним, что ВМС Израиля несколько лет назад приняли на вооружение надувную лодку Rafael Protector длиной 9,5 м, бегающую со скоростью 93 км/ч и оснащённую не только радаром и GPS, но и системой инерциальной навигации (ИН). Как и нынешний 11-метровый американский образец, Rafael Protector оборудован универсальной системой Mk-49, позволяющей закрепить пулемёт (7,62 мм), автоматический гранатомёт (40 мм) или тяжёлый пулемёт типа Browning M2 (12,7 мм); всё вместе это называется Precision Engagement Module («Высокоточный боевой модуль»). Ещё до отправки Protector'a, что называется, в войска дроны были закуплены США и Сингапуром. Но если последний немедленно поставил их на вооружение, то американцы лишь «знакомятся» с системой и на её основе делают свою. Своя пока медленнее, с меньшей дальностью, больше и тяжелее. И создаётся (испытывается) уже пять лет. Вот это скорость для мирового технологического лидера! Особенно если вспомнить, что роботизированные вооружённые лодки уже разработал даже Эквадор.
Консерватизм адмиралов понятен; они морально не готовы к принятию на вооружение полностью автоматических ракетных лодок. А дистанционно управляемая может внезапно оказаться без связи при плохой погоде. (Именно с потерей управляемости по радио чаще всего сталкивались соответствующие советские торпедные катера в годы Второй мировой; правда, там дело осложнялось чересчур осторожным командованием, которое использовало их только ночью.) Кроме того, в отличие от израильского флота, редко имеющего дело с крупными штормами, американские ВМС хотят иметь мореходные ракетные корабли. Казалось бы, очевидно, что для этого их надо делать многокорпусными — иначе при 11 м устойчивости на волне не будет никогда (вышеупомянутая эквадорская лодка — и та имеет аутригер). Однако как раз отказ от однокорпусности новых дронов в планы звёздно-полосатых флотоводцев пока не входит. Вот и приходится конструкторам изворачиваться в попытке сделать лодку «как у сомалийских пиратов и наркотрафикантов», только с ракетами и ИН.
И даже сейчас, после успешных испытаний, сфера применения дистанционно управляемых кораблей с ракетами кажется американцам очень узкой. «Precision Engagement Module можно задействовать в большом числе важных для ВМС США задач, включая охрану гаваней, оборонительные действия против быстрых судов и пловцов, — начинает за здравие Марк Мозес, глава программы ВМС по созданию вооружённых роботизированных лодок. — Но, возможно, наиболее эффективным он будет, когда цели прячутся среди коммерческих судов — например, на переполненных водных путях». Часто ли сомалийские пираты промышляют в Ла-Манше и может ли их резиновая лодка спрятаться среди контейнеровозов и танкеров? Представитель ВМС просто намекает на то, что ракетная лодка будет использоваться против наркотрафикантов на латиноамериканском направлении…
ВМС США лишь испытывают израильские надводные дроны, но скептицизм американских адмиралов в отношении новой техники уже превосходит уровень тот, который ВВС США 30 лет назад демонстрировали в отношении БПЛА. (Фото Rafael.)
Но разумно ли это? Ведь именно консерватизм советских адмиралов в отношении возможностей радиоуправляемых катеров в конечном счёте привёл к их фиаско. Когда во время учений 1937 года «прорывавшийся» к Ленинграду со стороны Финского залива линкорный отряд закономерно проиграл радиоуправляемым катерам, то операторам последних даже не стали вручать главный приз, заметив, что, мол, негоже «ставить на одну доску катера и линкор». Так — с верой в линкоры и недоверием к радиоуправляемым катерам — мы и вошли в Великую Отечественную войну. Неудивительно, что командование Балтийского флота, не верившее в «сомнительные новшества» в 1937-м, не стало рисковать и в 1941-м: немедленно после начала войны все радиоуправляемые катера были переделаны в обычные.
Увы, похоже, история повторяется: лидирующая по БПЛА страна предпочитает считать, что роботизированные ракетные корабли годятся лишь там, где их большие аналоги с живым экипажем совсем уж образцово-показательно бессильны.