ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Ещё раз о военной реформе. К вопросу сокращения главкомата ВВС.

Ещё раз о военной реформе. К вопросу сокращения главкомата ВВС.


27-10-2012, 01:18. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Ещё раз о военной реформе. К вопросу сокращения главкомата ВВС.

 
Александр Горбенко

К вопросу реформирования структуры Вооруженных сил, заставляют вернуться бурные обсуждения последних событий. Это новое сокращение главного командования ВВС (по сообщению «источника» газеты «Известия», до 56 человек). И сокращение командований Северного и Балтийского флотов (те же «Известия»).

Понятно, что любые публикации, касающиеся сокращений, вызывают у не слишком искушённой публики катастрофические настроения, в духе «развала Армии». Сопровождается всё это, естественно, утверждениями, что за образец новой структуры управления взято западное устройство, которое неприменимо к нашей реальности. А из факта сокращения главкоматов, делается вывод, что теперь некому будет командовать войсками. Поэтому придётся объяснить, что же происходит.

Итак, в настоящий момент происходит разделение административных функций управления (касающихся жизнедеятельности Вооружённых Сил) и оперативных (касающихся боевого управления). К административным функциям относятся все вопросы организации и развития ВС, боевой подготовки и вооружения, довольствия и материального обеспечения военнослужащих, а также научная работа и профессиональное обучение. Оперативное управление — это, собственно, непосредственное командование подразделениями и силами, в том числе в боевой обстановке.

Разницу этих функций желательно понимать сразу, чтобы избежать заблуждений. Например, у некоторых моих собеседников складывалось впечатление, что во время боевых действий командовать войсками будет министр обороны, который, как известно, у нас гражданский. Между тем это не так. Непосредственно в подразделениях функция боевого управления возложена на оперативные отделы штабов, а не на отделы материально-технического обеспечения или отделы кадров. Аналогично и в масштабе всех Вооружённых Сил — командование войсками не является задачей инспекторов, снабженцев и интендантов при всём уважении к важности их служб. Даже Генеральный штаб, который является структурой Министерства обороны, занимается планированием применения конкретных подразделений и сил, а также управлением ими только на уровне своего оперативного управления (ГОУ ГШ ВС). Остальные же пять управлений, занимаются своими делами.

Теперь к самим изменениям. Чтобы понять, что именно меняется и насколько копирует западные структуры, — придётся сделать небольшой экскурс в историю Советской Армии. В Советских Вооружённых Силах имелось четкое разделение по видам: Сухопутные войска, Военно-морской флот, Войска ПВО, Военно-воздушные силы, ракетные войска стратегического назначения. Каждый вид имел своё командование (в случае ВВС, ВМФ и СВ — Главные командования, главкоматы) и свой Главный штаб, подчинённый соответствующему командованию. Они имели чрезвычайно широкий круг задач, касающихся не только жизнедеятельности и развития соответствующих видов войск, но и частично оперативные, так как в их подчинении находились пункты управления. Кроме этого, было ещё и административно-территориальное деление на военные округа и отдельные группы войск, которые также имели свои органы управления и штабы. Всего их было двадцать, и они частично дублировали функции управления со структурами видов и родов войск. К концу 70-х годов прошлого века такая структура перестала отвечать требованиям времени, поскольку была громоздка, не обеспечивала должного взаимодействия видов и родов войск и была ориентирована больше на поддержание жизнедеятельности, чем на активные военные действия.

За реформу взялся Маршал Советского Союза Николай Васильевич Огарков. Он думал прежде всего о готовности Вооружённых Сил к войне, а не о бесцельном существовании огромной и сложной структуры, каковой и является армия. И для того, чтобы Советская Армия снова стала способна решать любые поставленные задачи, ему пришлось серьёзно реорганизовать структуру управления. Им были созданы Главные командования войск на стратегических направлениях, им были подчинены все силы, которым предстояло вести боевые действия на широком театре военных действий соответствующего направления. С учетом географического положения страны, вероятных угроз и необходимости активных наступательных действий их было четыре: Главное командование войск Дальнего Востока (создано первым в 1979 году), Западного, Юго-Западного и Южного направлений (созданы в 1984 году). Это были структуры именно боевого управления, которые объединяли силы всех видов и родов, не исключая ВВС и силы флота. Тихоокеанский флот подчинялся Главному Командованию (ГК) войск Дальнего Востока, Балтийский — ГК Западного направления, Черноморский — ГК Юго-Западного направления, Каспийская флотилия — ГК Южного направления. Только Северный флот остался в подчинении непосредственно главкомата ВМФ, и ещё семь военных округов, которым отводились оборонительные действия на своей территории, подчинялись главкомату Сухопутных войск. Отдельное управление имели войска РВСН, что и понятно, учитывая их специфику.

К сожалению, реформа задуманная маршалом Огарковым, не была реализована в полной мере. Видимо, она была слишком масштабна и затрагивала многие основополагающие принципы государственного устройства. Например, маршал выступал за сокращение числа военнослужащих срочной службы в пользу профессиональных военных и технических специалистов. Этот принцип не очень подходил для армии, считающейся народной. В 1984 году маршал был снят с должности Начальника Генерального штаба и отправлен руководить созданным им ГК Западного направления. А в 1992 году ликвидированы и сами командования стратегических направлений. На долгие годы Вооружённые Силы откатились к дореформенному устройству образца 60-х годов, начав заново те изменения, которые уже проходили.

Нетрудно заметить, что структура Вооружённых Сил, которая принята для их реформирования сегодня, во многом повторяет модель, разрушенную крушением Советского Союза и результатами изменений 90-х годов. Естественно, с той разницей, что изменилась география и состав ВС. Сейчас мы имеем те же четыре оперативно-стратегических направления, которые были при маршале Огарковее. Под них выстраивается административно-территориальное деление. Под них созданы органы оперативного управления. Сегодня они называются Оперативно-стратегическими командованиями (ОСК). Поэтому мне так странно слышать, будто бы реорганизация структуры наших ВС — калька с западных моделей. Это могут утверждать только люди, плохо знакомые с историей наших Вооружённых Сил, с их задачами, да и с их сущностью.

Есть и существенная разница — отдельное подчинение сохранили только Стратегические ядерные силы и ВДВ, остающиеся в подчинении Верховного главнокомандующего, а не ОСК, что и понятно, учитывая специфику их применения. Сегодня потенциальный противник слишком близко к нам на западном направлении, и поэтому те силы, которые подчинялись в конце 80-х главкомату СВ, фактически оказались передовыми. Нет больше Западной группы войск, Белорусского и Прикарпатского военных округов, некогда составлявших основу самого мощного — Западного направления и прикрывавших Европейскую часть СССР. Относительно тыловым сегодня можно считать только Центральный военный округ со штабом в Екатеринбурге. Северный флот подчинён ОСК «Запад» по этой же причине.

Так же, как при маршале Огаркове, в общую структуру боевого управления входят силы всех видов и родов. Силы флота, авиации, ПВО и сухопутных войск, никак не могут управляться на заданном театре военных действий отдельно друг от друга. Это приведёт только к длинным согласованиям, отсутствию взаимодействия и в конечном итоге — несогласованным действиям подразделений. Всё это только различные инструменты общей вооружённой силы, действующей на заданном направлении. И снова подчинять их собственным структурам управления, на мой взгляд, просто глупо.

Собственно, поэтому полномочия и штаты главкоматов сокращаются. Оперативное управление подразделениями и силами передано от них в ведение командований на стратегических направлениях. Вопросы снабжения и обеспечения, также находятся в ведении округов, что нельзя не признать правильным. Сконцентрировать административные функции в управлениях Министерства обороны -- вполне логично, поскольку МО и так является структурой административной. Ещё недавно главкоматы хотели ликвидировать полностью -- как структуры параллельные и дублирующие. Однако от такого резкого шага отказались, оставив им функции планирования развития соответствующих видов Вооружённых Сил.

В заключение хочу ответить ещё на ряд соображений, высказанных в авторитетном издании «Военно-промышленный курьер», которое занимает критическую позицию по отношению к реформам, однако мнение его авторов трудно назвать дилетантским.

По поводу сокращения функций Главкомата ВМФ, высказано мнение, что «флотом сегодня фактически никто не командует» и «флот должен остаться независимой от командования округа структурой со своей системой управления».

Эти утверждения, имеют под собой некоторую основу, поскольку формы и методы управления силами флота и их взаимодействия с другими силами в ОСК находятся в стадии отработки. Это, правда, не отменяет необходимости единого управления. Равно как не означает, что необходимо вернуться к системе середины прошлого века от неё отказался ещё Советский флот, лишь в 90-е откатившись на дореформенное устройство.

Также неверно утверждение, будто бы «сухопутные» генералы неспособны управлять флотом. Хочу напомнить, что начальником штаба Западного военного округа является адмирал Максимов. Это как раз по причине подчинения Балтийского и Северного флотов, Западному оперативно-стратегическому направлению, и важности морской составляющей, в структуре сил округа. А боевыми службами кораблей Северного и Балтийского флотов, как и дальними походами, например, в Средиземное море, руководит именно ОСК «Запад». Возможно, в управлении есть какие-то сложности, которые будут устраняться с накоплением опыта. Но никаких принципиальных противоречий с единым командованием нет. В конце концов, силы всех флотов, кроме Северного, уже подчинялись единому командованию в Советской системе боевого управления.

Также не совсем понятна идея создания отдельного флотского командования дальней морской зоны. Оно станет логичным и правильным, когда появятся удалённые базы флота и отдельные эскадры -- например, Средиземноморская. Пока же такое командование окажется «сапожником без сапог».

Таким образом, не стоит говорить о «слепом копировании западных моделей». Современные западные вооруженные силы имеют теперешний облик во многом под влиянием реформы Вооружённых Сил Советского Союза, начатой маршалом Огарковым. Так что ещё вопрос — кто кого копирует.


Вернуться назад