ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Грядет ли «водная» война?
Грядет ли «водная» война?18-10-2012, 14:51. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||||
Грядет ли «водная» война?Центральная Азия раскалывается на два военно-политических блока
Александр Шустов
В условиях, когда России удалось сохранить свои военные базы в Киргизии и Таджикистане, а Узбекистан все более настойчиво демонстрирует проамериканскую позицию, геополитическая ситуация в регионе становится все более тревожной. Причем отношения между отдельными участниками формирующихся блоков являются крайне напряженными. О возможности военного столкновения между странами Центральной Азии аналитики заговорили после визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Казахстан. 7 сентября на итоговой пресс-конференции узбекский лидер охарактеризовал ситуацию вокруг водных ресурсов Центральной Азии как крайне напряженную. «Те, кто живут наверху, я имею в виду Таджикистан и Кыргызстан, они заинтересованы в энергетическом использовании стока. Но, к сожалению, они забывают, что Амударья и Сырдарья - это трансграничные реки, - заявил И. Каримов, - Водные ресурсы могут стать проблемой, вокруг которой обострятся отношения в Центрально-Азиатском регионе. Все может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто религиозное противостояние, а войны». Заявление узбекского президента произвело эффект разорвавшейся бомбы. То, что отношения между Узбекистаном с одной стороны, и Киргизией и Таджикистаном, с другой, оставляют желать лучшего, было очевидно уже давно. Но о реальности военного столкновения никто из президентов государств Центральной Азии еще не говорил. О том, что противостояние вокруг водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи способно перерасти в военный конфликт, аналитики говорили давно. В прогнозе президента Международной кризисной группы Луизы Арбор «10 войн 2012 года», опубликованном в декабре прошлого года Foreign Policy, отмечалось, что конфликт между Таджикистаном и Узбекистаном по поводу распределения водных ресурсов является межгосударственным и может перерасти в военное противостояние. Американское интернет-издание «EurasiaNet» наиболее вероятными войнами 2012 года в Центральной Азии и на Кавказе считает вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах, возобновление гражданской войны в Таджикистане и столкновение между Узбекистаном и Таджикистаном. Опасения такого рода высказывались и российскими экспертами. Так, 26 июня главком Сухопутных войск России генерал-полковник Владимир Чиркин на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности заявил, что «в связи с прогнозируемым обострением межгосударственных противоречий в сфере энергетики, водо- и землепользования в странах Центральной Азии могут возникнуть локальные вооруженные конфликты с участием Узбекистана, Таджикистана и Киргизии». Заявление узбекского президента осталось бы не более чем тревожным прогнозом, если бы не быстрое изменение геополитической ситуации в Центральной Азии. В конце июня Узбекистан приостановил членство в ОДКБ, мотивировав свой шаг неэффективностью организации в деле афганского урегулирования. Практически одновременно Таджикистан и Киргизия выдвинули новые финансовые условия продления сроков размещения на их территории российских военных объектов. 7 июня Владимир Чиркин заявил, что переговоры по 201-й базе зашли в тупик, и возникает вопрос, останутся ли российские военные в Таджикистане вообще. Аналитики заговорили о системном кризисе центрально-азиатской политики России. Выход Ташкента из ОДКБ в сочетании с уходом из Киргизии и Таджикистана грозил «афганизацией» этих республик, которые, будучи слишком слабы в военном отношении, могли столкнуться с серьезными проблемами после ухода США и НАТО в 2014 г. из Афганистана. При пессимистичном сценарии России пришлось бы оборонять юную границу Казахстана – своего самого надежного союзника по ОДКБ, Таможенном союзу и Единому экономическому пространству. Однако проблемы с военными базами в Киргизии и Таджикистане России удалось урегулировать. 19-20 сентября состоялся визит Владимира Путина в Бишкек, по итогам которого было подписано сразу несколько ключевых соглашений: об урегулировании задолженности перед Россией, о пребывании в республике объединенной российской военной базы, о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Главный итог этого визита для России – создание в республике объединенной военной базы, в состав которой войдут все четыре «киргизские» объекта Министерства обороны РФ: авиабаза в Канте, база подводных испытаний оружия в Караколе, центр военной связи в Кара-Балте и радиосейсмическая лаборатория в Майлуу-Суу. База будет находиться на территории республики в течение 15 лет с последующими пятилетними продлениями договора, который начнет действовать с 2017 г. Взамен Киргизия получила соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, которое и вызывает неприкрытое раздражение соседнего Узбекистана. Заявление В. Путина о том, что Россия и Киргизия выступают за привлечение к участию в гидроэнергетических проектов всех заинтересованных стран, Ташкент оставил без ответа. Спустя два дня после завершения визита узбекский аналитический портал Mezon.uz перепечатал из Facebook статью политолога Центра экономических исследований Бахтиера Эргашева «Водная спираль Центральной Азии», которая стала неофициальным ответом Узбекистана на бишкекские соглашения. По словам политолога, «спираль ошибок, взаимного непонимания, реальных и надуманных обид закручивается все туже». Россия, которая хочет получить контроль над «водным вентилем Центральной Азии» не достигнет своей цели, построив только Камбарату. Для этого ей придется достроить Рогунскую ГЭС в Таджикистане и пойти на полный конфликт с Ташкентом, который самой России совершенно не нужен. При этом именно Узбекистан, по мысли Б. Эргашева, являлся «реальным и надежным партнером РФ» во время гражданской войны в Таджикистане, противостояния между талибами и Северным альянсом и «сможет реально работать в афганском направлении, совместно с Россией, Китаем и до и после 2014 года». Причина же последних действий России кроется в том, что «РФ не смогла реализовать себя в роли внешнего арбитра водных споров в ЦА (которую она старалась занимать все эти годы). И теперь она решила, что надо четко и недвусмысленно занять сторону одной из сторон этого конфликта». Соглашение о строительстве Рогунской ГЭС во время визита В. Путина в Душанбе 5 октября подписано не было. Стороны ограничились общим заявлением, подчеркнув «… свою принципиальную заинтересованность в углублении дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества в области использования водно-энергетических ресурсов Республики Таджикистан». Кроме того, Россия заявила о планах проработки вопроса строительства малых и средних ГЭС на внутренних реках Таджикистана. Зато проблема продления размещения 201-й базы была успешно решена. В соответствии с новым соглашением она останется в Таджикистане еще на 30 лет с возможностью последующих 5-летних пролонгаций. Причем база будет находиться в Таджикистане практически на безвозмездной основе, а российские военнослужащие будут наделены дипломатическим статусом, дающим иммунитет от арестов, судебных преследований и т.п. Взамен Россия взяла на себя модернизацию таджикской армии, включая поставки боеприпасов, современной техники и обучение офицеров в российских военных вузах. Несмотря на заверения в стремлении поддерживать дружеские отношения с Москвой, Ташкент в последнее время предпринял ряд откровенно антироссийских акций. В течение августа-сентября в Узбекистане была полностью остановлена деятельность крупнейшего сотового оператора страны «Уздунробита», принадлежавшего российской МТС. Его абонентами являлось около 10 млн. чел. – каждый третий житель республики. 17 сентября Ташкентский городской суд вынес окончательное определение о передаче активов компании в доход государства. Причем кампания против МТС началась еще до подписания соглашений о строительстве Камбаратинской ГЭС. 10 октября «Фергана.ру» сообщила, что в Ташкенте разрушают еще одно успешное узбекско-российское предприятие «МирТехноПолимер», которое выпускает различные виды бытовой химии и пластиковой продукции под торговой маркой Domfresh. Городские власти заставляют его покинуть арендуемую территорию троллейбусного депо и демонтировать оборудование, что приведет к закрытию предприятия. И такие случаи в Узбекистане далеко не единичны. Свою деятельность в республике уже были вынуждены прекратить «Вимбильдан» и «Книжный мир». Военно-политические связи Узбекистана с США активно развиваются. Так, американцы планируют оставить Ташкенту большую часть военной техники и снаряжения, которое они после ухода из Афганистана намерены оставить странам Центральной Азии. В середине августа в российских и казахстанских СМИ появилась информация о том, что результатом визита в Ташкент помощника госсекретаря США Роберта Блейка станет соглашение о размещении в республике американской военной базы. По информации «Коммерсанта», ссылающегося на неназванные источники в узбекских дипломатических кругах, это будет крупнейшая база США в регионе, которая возьмет на себя функции центра оперативного реагирования на случай обострения ситуации в Афганистане. Наличие таких планов обе стороны впоследствии опровергли. Однако публикация «Коммерсанта» очень походила на целенаправленный вброс информации с целью прозондировать возможную реакцию России. Подозрения по поводу возможного открытия в Узбекистане военных объектов США усилил и визит в Ташкент 17 американских генералов и адмиралов, посетивших узбекскую столицу в октябре в рамках программы «Кейпстаун». О цели их визита до сих пор ничего не известно. Американцы уже имеют опыт использования военных баз в Узбекистане. С 2001 по 2005 гг. на военном аэродроме в Ханабаде, расположенном на территории Кашкадарьинской области в 10 километрах от города Карши, находилась военная база США, получившая название Карши-Ханабад. Статус базы регулировался соглашением, заключенным в октябре 2001 г. США фактически заново построили аэродром, разместив на нем эскадрилью военно-транспортных самолётов C-130, около десяти вертолётов Black Hawk и 1500 военнослужащих. База в Карши-Ханабаде использовалась для поддержки военных действий США в Афганистане. «Медовый месяц» в отношениях двух стран закончился после того, как США под давлением общественности потребовали от узбекских властей независимого расследования андижанских событий 2005 г. В июле 2005 г. Узбекистан заявил, что США должны прекратить использование базы в течение полугода, и в ноябре последний американский самолет покинул Карши-Ханабад. Авиация частично была переброшена в Баграм, частично – на базу США в киргизском аэропорту Манас. Последние успехи России в Киргизии и Таджикистане ставят Ташкент перед выбором: присоединиться к водно-энергетическому консорциуму, который создает в регионе Россия, или же сделать ставку на конфронтацию и все-таки пойти на размещение у себя военной базы США. Разновидность силового варианта решения проблемы Узбекистан в течение последних двух-трех лет пытался реализовать в отношении Таджикистана, препятствуя пропуску грузовых железнодорожных составов с материалами для строительства Рогунской ГЭС. Стройку это не остановило, хотя и создало для Душанбе чувствительные проблемы. Попытки сколотить в регионе нечто вроде антироссийского блока «нижних» (расположенных ниже по течению) стран Центральной Азии особого успеха также пока не принесли. Нурсултан Назарбаев во время визита И. Каримова озабоченность перспективами строительства ГЭС выразил. Однако затем принял предложение В. Путина принять участие в строительстве Камбаратинской ГЭС. Казахстан и Таджикистан, как сообщил 8 октября вице-премьер Киргизии Тайырбек Сарпашев, при строительстве ГЭС будут иметь статус наблюдателя. С опасениями Узбекистана по поводу перспектив строительства Рогунской ГЭС во время визита И. Каримова в Ашхабад 1-2 октября солидаризировался и президент Туркмении Г. Бердымухамедов. Однако никаких практических действий со стороны Туркменистана также не последовало. В настоящее время юридически Узбекистан все еще является участником ОДКБ. Решение о приостановлении его членства будет рассматриваться лишь на декабрьской сессии организации. После этого регион окажется в принципиально новой геополитической ситуации, когда военное столкновение Узбекистана с Киргизией или Таджикистаном будет конфликтом со всей ОДКБ. Так что участие в водно-энергетическом консорциуме способно принести гораздо больше пользы, чем конфронтация. Вернуться назад |