После того как из Евросоюза послышались слова о том, что на просторах Европы пора переходить к реальной интеграции, первый шаг в этом направлении решили сделать две мощных компании – EADS и BAE. Точнее сказать, хотели, было, решиться сделать, но пока процесс интеграции между ними натыкается на целый ряд подводных камней.
Для начала необходимо рассказать о том, что же из себя эти две компании представляют.
Так, EADS – это знаменитая европейская аэрокосмическая компания, которая работает над созданием целой группы объектов. В частности, специалисты компании работают над производством гражданских и военных самолетов и вертолетов, ракет и спутников. Компания EADS интегрирует в себе два огромных модуля: гражданский и военный. В компании заняты более 130 тысяч сотрудников, выполняющих буквально все этапы работы: от генерации идеи очередного гражданского или военно-космического детища до воплощения этой идеи в реальность. Чистая годовая прибыль этого европейского гиганта сегодня превышает 1 миллиард евро. Компания EADS в определенном объеме сотрудничает с Россией в плане модернизации Международной космической станции. В частности, на производственных мощностях EADS, штаб-квартиры которого находятся в Германии и Франции, выполняется создание модуля «Columbus» для той самой МКС. Сегодня EADS занимает второе место в мире по объемам реализации продукции в военно-технической и гражданской сфере после такого американского гиганта как Boeing.
Компания BAE Systems – это британская оборонная производственная компания, занимающаяся разработками в сфере самых различных вооружений, космонавтики, судостроения и информационной безопасности. Торговый оборот BAE Systems составляет около 22,5 миллиардов фунтов стерлингов, а выручка за первое полугодие составила около 8,3 миллиардов фунтов (более 10 миллиардов евро). Штатный состав компании включает в себя около 90 тысяч сотрудников.
И вот из Европы поступили новости о том, что EADS и BAE могут уже в ближайшее время соединиться, превратившись в одно целое. Такие новости из Евросоюза послужили тому, что цены на акции EADS взлетели более чем на 10%. Мировые биржи с воодушевлением восприняли известия о том, что на европейском финансовом поле может состояться столь грандиозная сделка. Однако экономическая эйфория быстро стала угасать, так как оказалось, что для реализации проекта по слиянию двух компаний, слишком много преград разного уровня. Рассмотрим эти преграды подробнее.
Первой преградой выглядит так называемое сочетание капитализаций двух идущих на объединение компаний. Планируется, что сама сумма операции по слиянию будет равняться 35 миллиардам евро. Капитализационные споры возникли буквально сразу же после объявления о потенциальном объединении. Дело в том, что британцы хотят провести интеграционный процесс в режиме 40%/60%. При этом 40% будет соответствовать доле BAE Systems. Такое положение вещей не устроило представителей EADS. По мнению германской стороны, доля EADS никак не может быть меньше 70%, потому что это не соответствует реальной финансовой конъюнктуре. Естественно, британцы не хотят продешевить, как и континентальные европейцы, а потому споры о распределении пакетов длятся по сей день.
Второй преградой можно назвать то, что слияние двух больших технических компаний способно привести к сокращению штата в интегрированном концерне. Если учесть, что уровень безработицы в некоторых европейских странах давно перевалил за 20%, то новые сокращения могут нанести еще больший удар по экономике Евросоюза. В частности, одной из первых может пострадать Испания, так как в европейский аэрокосмический и оборонный концерн (речь о EADS) входит и испанский госхолдинг SEPI. Даже пропорциональная система сокращений сотрудников предприятий EADS приведет к росту недовольства и росту протестных настроений. Кстати, уже сегодня европейские профсоюзы высказывают свою озабоченность по поводу возможного слияния двух крупных компаний. Дело в том, что владельцы контрольных пакетов акций компаний, говоря о слиянии, пока не гарантируют того, что оно не приведет к сокращениям.
Третьей преградой является нежелание Великобритании идти по курсу тотальной интеграции с континенталами, у которых финансовых проблем хватает. В этом плане Лондон, видимо, понимает, что если BAE Systems сольется с EADS, то это приведет к тому, что континентальный кластер нового предприятия получит выход на американское военное ведомство. Дело в том, что BAE Systems осуществляет совместную работу с Пентагоном в плане реализации проекта F-35. После слияния двух компаний еще не факт, что Пентагон захочет продолжать финансирование европейского объединенного концерна, который превратится в мирового лидера, обогнав американскую Boeing Company. Американцы явно не захотят, чтобы лишние европейские руки добрались до военного бюджета США, а уж руки к этому бюджету, очевидно, захотят приложить и французы, и немцы. В этой связи необходимо упомянуть и том, что думают по этому поводу британские эксперты компании «Эшелон». Они заявляют, что новый мегаконцерн априори направлен на создание жесточайшей конкуренции американским компаниям, занимающимся производством оружия. А насколько далеко готова пойти Великобритания (как главный союзник США) в плане составления Штатам серьезной конкуренции в сфере вооружений – большой вопрос.
В конце сентября главы оборонных ведомств Франции, Великобритании и Германии провели встречу в Никосии (Кипр) с целью найти решение по интеграции двух европейских компаний в одну. Помимо Великобритании свой скепсис по поводу целесообразности объединения EADS и BAE Systems высказывают и немцы. Их озабоченность вызвана тем, что у официального Берлина меньше финансовых рычагов управления в EADS. Такая ситуация сложилась вследствие того, что помимо немецкого правительства определенным пакетом акций обладает концерн Даймлер, у которого власти ФРГ никак не могут выкупить нужный объем ценных бумаг EADS. В то же время французское правительство имеет необходимые финансовые рычаги контроля, а значит, по мнению Берлина, может оказывать определенное давление на решения директората нового концерна.
Однако уже достигнуто одно решение, которое хотя бы внешне устраивает все стороны сделки (Великобританию, Германию, Испанию и Францию). Было решено, что правительства этих стран получат по так называемой «золотой акции», которая позволит каждой из стран налагать вето на решения, которые эту страну не устраивает. Четыре «золотых акции» позволяют уравнять шансы всех игроков, но позволит ли это преодолеть все остальные противоречия?
Сообщается, что уже ко второй декаде октября вопрос о слиянии может быть вновь поднят в Евросоюзе. Остается дождаться европейских решений, которые могут перекроить карту производства и реализации вооружений во всем мире.
Для начала необходимо рассказать о том, что же из себя эти две компании представляют.
Так, EADS – это знаменитая европейская аэрокосмическая компания, которая работает над созданием целой группы объектов. В частности, специалисты компании работают над производством гражданских и военных самолетов и вертолетов, ракет и спутников. Компания EADS интегрирует в себе два огромных модуля: гражданский и военный. В компании заняты более 130 тысяч сотрудников, выполняющих буквально все этапы работы: от генерации идеи очередного гражданского или военно-космического детища до воплощения этой идеи в реальность. Чистая годовая прибыль этого европейского гиганта сегодня превышает 1 миллиард евро. Компания EADS в определенном объеме сотрудничает с Россией в плане модернизации Международной космической станции. В частности, на производственных мощностях EADS, штаб-квартиры которого находятся в Германии и Франции, выполняется создание модуля «Columbus» для той самой МКС. Сегодня EADS занимает второе место в мире по объемам реализации продукции в военно-технической и гражданской сфере после такого американского гиганта как Boeing.
Компания BAE Systems – это британская оборонная производственная компания, занимающаяся разработками в сфере самых различных вооружений, космонавтики, судостроения и информационной безопасности. Торговый оборот BAE Systems составляет около 22,5 миллиардов фунтов стерлингов, а выручка за первое полугодие составила около 8,3 миллиардов фунтов (более 10 миллиардов евро). Штатный состав компании включает в себя около 90 тысяч сотрудников.
И вот из Европы поступили новости о том, что EADS и BAE могут уже в ближайшее время соединиться, превратившись в одно целое. Такие новости из Евросоюза послужили тому, что цены на акции EADS взлетели более чем на 10%. Мировые биржи с воодушевлением восприняли известия о том, что на европейском финансовом поле может состояться столь грандиозная сделка. Однако экономическая эйфория быстро стала угасать, так как оказалось, что для реализации проекта по слиянию двух компаний, слишком много преград разного уровня. Рассмотрим эти преграды подробнее.
Первой преградой выглядит так называемое сочетание капитализаций двух идущих на объединение компаний. Планируется, что сама сумма операции по слиянию будет равняться 35 миллиардам евро. Капитализационные споры возникли буквально сразу же после объявления о потенциальном объединении. Дело в том, что британцы хотят провести интеграционный процесс в режиме 40%/60%. При этом 40% будет соответствовать доле BAE Systems. Такое положение вещей не устроило представителей EADS. По мнению германской стороны, доля EADS никак не может быть меньше 70%, потому что это не соответствует реальной финансовой конъюнктуре. Естественно, британцы не хотят продешевить, как и континентальные европейцы, а потому споры о распределении пакетов длятся по сей день.
Второй преградой можно назвать то, что слияние двух больших технических компаний способно привести к сокращению штата в интегрированном концерне. Если учесть, что уровень безработицы в некоторых европейских странах давно перевалил за 20%, то новые сокращения могут нанести еще больший удар по экономике Евросоюза. В частности, одной из первых может пострадать Испания, так как в европейский аэрокосмический и оборонный концерн (речь о EADS) входит и испанский госхолдинг SEPI. Даже пропорциональная система сокращений сотрудников предприятий EADS приведет к росту недовольства и росту протестных настроений. Кстати, уже сегодня европейские профсоюзы высказывают свою озабоченность по поводу возможного слияния двух крупных компаний. Дело в том, что владельцы контрольных пакетов акций компаний, говоря о слиянии, пока не гарантируют того, что оно не приведет к сокращениям.
Третьей преградой является нежелание Великобритании идти по курсу тотальной интеграции с континенталами, у которых финансовых проблем хватает. В этом плане Лондон, видимо, понимает, что если BAE Systems сольется с EADS, то это приведет к тому, что континентальный кластер нового предприятия получит выход на американское военное ведомство. Дело в том, что BAE Systems осуществляет совместную работу с Пентагоном в плане реализации проекта F-35. После слияния двух компаний еще не факт, что Пентагон захочет продолжать финансирование европейского объединенного концерна, который превратится в мирового лидера, обогнав американскую Boeing Company. Американцы явно не захотят, чтобы лишние европейские руки добрались до военного бюджета США, а уж руки к этому бюджету, очевидно, захотят приложить и французы, и немцы. В этой связи необходимо упомянуть и том, что думают по этому поводу британские эксперты компании «Эшелон». Они заявляют, что новый мегаконцерн априори направлен на создание жесточайшей конкуренции американским компаниям, занимающимся производством оружия. А насколько далеко готова пойти Великобритания (как главный союзник США) в плане составления Штатам серьезной конкуренции в сфере вооружений – большой вопрос.
В конце сентября главы оборонных ведомств Франции, Великобритании и Германии провели встречу в Никосии (Кипр) с целью найти решение по интеграции двух европейских компаний в одну. Помимо Великобритании свой скепсис по поводу целесообразности объединения EADS и BAE Systems высказывают и немцы. Их озабоченность вызвана тем, что у официального Берлина меньше финансовых рычагов управления в EADS. Такая ситуация сложилась вследствие того, что помимо немецкого правительства определенным пакетом акций обладает концерн Даймлер, у которого власти ФРГ никак не могут выкупить нужный объем ценных бумаг EADS. В то же время французское правительство имеет необходимые финансовые рычаги контроля, а значит, по мнению Берлина, может оказывать определенное давление на решения директората нового концерна.
Однако уже достигнуто одно решение, которое хотя бы внешне устраивает все стороны сделки (Великобританию, Германию, Испанию и Францию). Было решено, что правительства этих стран получат по так называемой «золотой акции», которая позволит каждой из стран налагать вето на решения, которые эту страну не устраивает. Четыре «золотых акции» позволяют уравнять шансы всех игроков, но позволит ли это преодолеть все остальные противоречия?
Сообщается, что уже ко второй декаде октября вопрос о слиянии может быть вновь поднят в Евросоюзе. Остается дождаться европейских решений, которые могут перекроить карту производства и реализации вооружений во всем мире.