24 сентября 2012 Елена Гладкова Министерство экономического развития подготовило проект постановления, который запретит силовым ведомствам закупку зарубежных изделий легкой и текстильной промышленности. Последним вообще будет запрещено использовать заграничные материалы на производстве, передаёт «Коммерсантъ». Такие данные подтверждает пакет документов Министерства экономического развития. В них рассматриваются поправки (имеющиеся у издания) к постановлению N269 «Об установлении дополнительных требований к участникам при размещении заказов на поставки вещевого имущества для нужд федеральных органов исполнительной власти». Михаил Осеевский, заместитель министра экономического развития, ещё 18 мая в своём открытом письме к профильным ведомствам просил одобрить дополнительное требование к участникам размещения заказов. Так, изделия и их комплектующие, которые поставляются по государственному оборонному заказу и соответствующие кодам (1700000, 1800000, 1900000, 2519110, 2519170-259180, 2519488), должны быть только российского производства. То есть предполагается полный запрет на использование иностранных хлопчатобумажных, шерстяных, льняных, шелковых, синтетических тканей, швейных ниток и резины; а также отказ от форменной и спортивной одежды, нательного белья, трикотажа, носков, головных уборов, одежды и аксессуаров из кожи, одежды и обуви с использованием меха, а также подушек, одеял и постельного белья иностранного производства. «Легкая промышленность в стране фактически умерла, надо было ее хоть как-то возрождать. Если им не дать стабильную загрузку сейчас, то есть шанс эти предприятия вообще потерять», цитирует «Коммерсантъ» неназванного источника в правительстве. Отмечается, что данная поправка должна была быть согласована ещё к 24 мая этого года, однако «некоторые ведомства, в частности Минобороны и МВД, рассматривали поправку более двух месяцев». На прошлой неделе документ, наконец, попал в аппарат первого вице-премьера Игоря Шувалова. Издание также уточняет, что «наиболее активно эту поправку продвигал Дмитрий Рогозин, отвечающий в правительстве за гособоронзаказ». «Именно российские предприятия получат долгосрочные контракты и смогут начать модернизацию производства», написал вице-премьер в своём Twitter. Напомним, что постановление правительства N269 подписал 30 марта 2011 года тогда ещё премьер-министр Владимир Путин. Документ гласит, что до 31 декабря 2014 года поставки вещевого имущества для нужд федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрено ношение форменной одежды, обязательно использование камвольных тканей отечественного происхождения (коды 1714110-1714123, 1714160-1714172, 1714210-1714222 и 1714370-1714382 общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг). Уточняется, что такие виды тканей используются для пошива мундиров, кителей и гимнастерок военнослужащих. «Принятие постановления не приведет к дополнительным затратам средств федерального бюджета, а также увеличению численности и фонда оплаты труда работников»,— говорится в пояснительной записке к проекту. Однако некоторые эксперты отнеслись к решению с долей скепсиса. Тамерлан Дарсигов, старший вице-президент компании БТК, заявил «Ъ»: — В этой ситуации может сработать принцип домино: сначала ввели ограничение по камвольным тканям, потом запретили уже другие изделия, однако о том, что может произойти, не задумались. Ведь для производства зачастую применяются комплектующие из-за рубежа, которые в России просто не производятся. Нельзя действовать методом «запретили — и все будет хорошо». Сначала нужен анализ, а уже после — принятие решения. Константин Макиенко, эксперт Центра анализа стратегий и технологий тоже не уверен, что станет лучше: — Производить закупку текстильной продукции за рубежом безопасно и экономически выгодно, это не несет рисков для обороноспособности страны. К тому же подобные меры могут спровоцировать рост цен: когда предприятия поймут, что конкуренции с зарубежными конкурентами как таковой нет, стоимость продукции, несомненно, возрастет. Михаил Делягин, доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации в разговоре с «Однако» сказал, что это «движение в правильном направлении, но с оговорками»: — Это мера абсолютно правильная. Мы предлагали ещё в 98 году, сразу после дефолта, просто запретить государственные закупки по импорту всего, аналоги чего производятся в России. И это вещь сама по себе разумная. В данном случае она применяется частично. Но здесь нужно учитывать некоторые нюансы. Нюанс первый – я вполне допускаю, что много элементов сырья полуфабрикатов, которые применяет текстильная промышленность, в России не производится. Если всё есть в России и в должных объёмах, то это хорошо. Если нет должных объёмов, возникает вопрос о возможности наращивания производства. Вторая проблема в том, что именно текстильной промышленности запрещено использовать импортные материалы. Получается, что государство может закупать импортные полуфабрикаты. Грубо говоря, текстильная промышленность должна всё делать из сугубо российских материалов, а бюджет государства может выбирать между тем, что сделала эта текстильная промышленность и тем, что сделают иностранцы. То есть, наша текстильная промышленность оказывается в невыгодном положении, потому что она импорт потреблять не может, и на первых порах у неё может выходить не очень хорошо. А бюджет потом будет говорить, что российская текстильная промышленность без импорта не может того-то и того-то хорошо, поэтому будет покупать не российское, всё импортное целиком. Это наоборот, ударит по текстильной промышленности. Это движение в правильном направлении, но с двумя такими оговорками. Это формально не противоречит правилам ВТО. Потому что правила ВТО содержат изъятие в части государственных закупок, и РФ, насколько я могу судить, чрезмерных обязательств в этой сфере на себя не брала. Так что это, повторюсь, вполне разумная вещь, но нужно избежать недобросовестной конкуренции импорта на следующей стадии - на стадии уже осуществления государственных закупок.
Вернуться назад
|