ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Виктор Качалкин: Труженики неба

Виктор Качалкин: Труженики неба


4-06-2009, 15:03. Разместил: VP

В канун профессионального праздника авиаторов-транспортников на вопросы 'Красной звезды' отвечает командующий 61-й воздушной армией Верховного Главного Командования (ВТА) генерал-лейтенант Виктор Качалкин.

 

Виктор Качалкин
Командующий 61-й воздушной армией Верховного Главного Командования (ВТА) генерал-лейтенант.

Александр Пинчук, Красная Звезда, 1 июня 2009 года

- Виктор Тимофеевич, каковы особенности зимнего периода обучения в ВТА и его итоги?
     - Характерной особенностью зимнего периода обучения стали организационно-штатные мероприятия, связанные с переходом на новый облик Вооруженных Сил. Перед нами стояла цель без снижения боевой и мобилизационной готовности выполнить задачи по предназначению. При этом независимо от нововведений все запланированные мероприятия для военно-транспортной авиации мы выполнили. Управление 61-й воздушной армии ВГК (ВТА) было переформировано в Командование ВТА. Также продолжается процесс создания управления двух авиационных баз первого разряда в Оренбурге и Твери. Замечу, что это уровень соединения. Укомплектовываем эти базы личным составом, вооружением и техникой.
     Кроме того, мы, подчеркиваю, планово продолжаем перемещать ВВТ в новые места базирования, подготавливаем места для прибытия личного состава к декабрю текущего года.
     Что касается мероприятий боевой подготовки, то все основные составляющие были выполнены. Хотя мировой финансовый кризис внес определенные коррективы - расходы на мероприятия были секвестированы, что, однако, никак не сказалось на нашей боеготовности.

     - Какова динамика роста налета в ВТА в первом полугодии?
     - По сравнению с прошлым годом налет, безусловно, увеличился (2.000 часов на ВТА), где на экипаж - свыше 55 часов, а на командира корабля - порядка 40 часов. За этот период было проведено более 10 ЛТУ эскадрилий.

     - Каким образом проходит обучение молодежи?
     - Подготовка молодых экипажей по-прежнему остается для нас приоритетной. На уровне дивизий и полков, на базе аэродромов Оренбург и Таганрог был проведен ряд сборов в целях повышения теоретических знаний и практических навыков недавних выпускников летных училищ. В настоящее время подготовлено свыше 15 молодых экипажей по различным уровням.
     План повышения классной квалификации за полгода у нас также перевыполнен. В этом случае помогли погода и хорошая организация полетов. На сегодняшний день и подготовленные, и молодые экипажи не имеют ограничений в полетах при установленном минимуме погоды.
     На 1-й класс обучено 170 процентов летчиков от запланированного. Помимо этого, было подготовлено 100 процентов штурманов. План подготовки летчиков на 2-й класс мы также превысили в полтора раза.

     - Какие практические мероприятия были проведены в ВТА и что планируется провести в боевой подготовке до конца года?
     - Большое значение имеет совместная подготовка военно-транспортной авиации и Воздушно-десантных войск. Все ЛТУ проводились с практическим десантированием. Также осуществлялась перевозка вооружения и военной техники.
     Что касается перевозки молодого пополнения, то объем задач существенно не вырос, но ответственность по-прежнему огромная. Нам была поставлена задача министром обороны выполнять такого рода задачи только в недоступные для другого вида транспорта места. Это особый Калининградский район, Таджикистан, Киргизия, а также районы Дальнего Востока. Количество самолето-рейсов по перевозке личного состава у нас запланировано не меньше, чем в осенний призыв 2008 года.
     Теперь о предстоящих задачах. В их числе своевременное завершение организационно-штатных мероприятий, перебазирование техники и перевод личного состава на новые места службы, в другие гарнизоны. Кроме того, ВТА будет принимать активное участие в учениях, запланированных на второе полугодие в рамках обеспечения боевой подготовки видов Вооруженных Сил и родов войск.

     - Как справились летчики ВТА с доставкой участников экспедиции и грузов на полярную станцию Барнео?
     - Эта задача для нас не новая. Третий год в марте - апреле экипажи Тверского авиаполка нашей воздушной армии выполняют десантирование грузов на Северный полюс. В этом году мы выполнили три полета, в каждом из которых было три десантирования на льдину. Туда осуществлялась выброска топлива для вертолетов, участников экспедиции, других грузов. ВТА была отмечена в лучшую сторону.

     - Расскажите, пожалуйста, о состоянии авиационного парка ВТА. Каковы перспективы его совершенствования?
     - Самолеты ВТА достаточно новые. Большинство из них не выслужило свой срок и наполовину. Желательно было бы улучшить авионику, ставить новые двигатели, а сами планеры и Ил-76, и Ан-22 находятся в хорошем состоянии. Нынешние корабли ВТА останутся в строю еще минимум 20 - 30 лет.
      Однако нет сомнений, что без соответствующего ремонта и обслуживания авиатехники мы не сможем выполнять задачи по предназначению. Модернизация и закупки новых самолетов - тоже важный аспект развития нашей техники.
     Безусловно, сейчас ремонтируется недостаточное количество авиатехники. Проблема в том, что промышленность (ремзаводы) не справляется с возложенными на них функциями. Даже при условии большего финансирования, по всей видимости, они не смогут обеспечить должный объем ремонтируемых самолетов. Ремзаводы не успевают ремонтировать технику, а сроки ремонта слишком велики.
     Считаю, что надо идти в ногу со временем. Если двигатель неэкономичный, а время требует экономии топлива и т.д., то необходимо ставить на самолеты новые двигатели. То же самое и с приборами, которые следует менять со стрелочных на жидкокристаллические.
     В настоящее время проходит испытания самолет Ил-76МД-90. Он ремоторизирован, то есть на нем уже установлены двигатели ПС-90. Самолет также оснащен новым пилотажно-навигационным прицельным комплексом «Купол-3».
     Кроме того, самолет Ан-124 «Руслан» был оснащен шумозащищающими панелями, что соответствует требованиям ИКАО по шумам. Теперь этот самолет может выполнять задачу в любом регионе мира без ограничений. Конечно, мы стремимся по такому же принципу переоснастить и другие машины, но это требует материальных средств.
     Закупка новой техники для ВТА по плану Государственной программы вооружений предусмотрена с 2012 года.

     - Теперь затронем тему применения ГЛОНАСС в интересах ВТА. Ждете ли вы ее внедрения?
     - В настоящее время на некоторых самолетах стоит спутниковая навигация КЛН-90. Более того, дублирующие средства, имеющиеся на самолетах, позволяют успешно выполнять задачи. В случае же установки ГЛОНАСС мы будем этому только рады. Думаю, освоить ее будет не проблема, а тем более работать с этой техникой.

     - Особенностью ВТА всегда был насыщенный график полетов за рубеж для выполнения различных задач...
     - Одной из главных задач, стоящих перед ВТА, является обеспечение зарубежных визитов первых лиц российского государства. Много полетов самолетами ВТА выполняется по линии Главного управления международного военного сотрудничества.
     В самое ближайшее время мы будем осуществлять ротацию российской авиационной группировки в Республике Чад, куда планируется выполнить более 10 самолето-рейсов. Меняются и экипажи, которые задействованы в таких полетах, готовится молодежь. Эти экипажи проходят специальную подготовку, в том числе языковую, для полетов по международным воздушным трассам. Слетываются они в Центре боевого применения и переучивания летного состава ВТА в Иваново.

     - Вопрос денежного содержания технического состава по отношению к летному по-прежнему актуален?
     - К сожалению, такая проблема есть. Мы стараемся хоть как-то приблизить денежное довольствие техсостава к летному. Безусловно, оно современным меркам не отвечает. Но если сравнить зарплату летчика или штурмана в гражданской авиации и ВТА, то они окажутся абсолютно несоизмеримыми. Так что здесь необходимо говорить в целом о военном человеке, а не только о техническом (наземном) составе.

     - Многие из ваших коллег и сослуживцев за недавнее время пополнили состав гражданских авиакомпаний. Насколько сейчас остра проблема текучки кадров из ВТА?
     - В свое время мы вплотную столкнулись с этим явлением. Представьте, в полном объеме подготовленный специалист, летавший и по внутренним, и по международным воздушным линиям, с языковой подготовкой приходит на «гражданку». Разумеется, его возьмут с руками и ногами. На сегодняшний день отток кадров немного приостановился, хотя он еще имеет место быть. О причине происходящего мы уже говорили выше. Поэтому надо сделать все необходимое, чтобы высококвалифицированные летчики не уходили.

     - Насколько остро стоит вопрос обеспечения жильем в ВТА?
     - К сожалению, подвижки в этом вопросе очень небольшие - порядка 3.000 военнослужащих ВТА не обеспечены жильем. Нам удалось за счет собственного строительства в прошлом году сдать 80-квартирный дом в Оренбурге и дом в Клину. В этом году планируем ввести в эксплуатацию дом на 100 квартир в Кречевицах (Новгородская обл. - Прим. автора). Досадно, что в других гарнизонах все находится на уровне проектно-изыскательных работ. Кроме того, служебный фонд также минимизирован.

     - Виктор Тимофеевич, что бы вы пожелали личному составу военно-транспортной авиации в канун профессионального праздника?
     - В канун 78-й годовщины со дня образования ВТА я хочу выразить слова благодарности всему личному составу военно-транспортной авиации, который на «хорошо» и «отлично» выполняет все стоящие перед ВТА задачи. Хочу поздравить всех летчиков, штурманов, инженерно-технический состав, специалистов тыла и связи, всех ветеранов. Пожелать здоровья, семейного благополучия, быстрого и качественного решения социальных проблем и, конечно, удачи!

Вернуться назад