ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Арсенал: Титановый меч в подводных глубинах

Арсенал: Титановый меч в подводных глубинах


27-02-2012, 20:38. Разместил: virginiya100

Нервозность на центральном посту уже переходила в панику. Все с напряжением прислушивались к разговору командира с базой:
— Сэр, они всё ещё у нас на хвосте!
— Повторяю: не может быть. Это какие-то помехи, отражение собственного шума да мало ли что!
— Сэр, они здесь, и мы так и не смогли от них оторваться!
— Джонни, не порите горячку! Под вашей командой самая современная субмарина этой проклятой планеты! А вашу ГАС проверят сразу по возвращении на базу.
Командир сорвался на крик:
— Сэр, нам нужно туда ещё дойти! Мы не знаем, что у них на уме!
— Возьмите себя в руки! У иванов ещё долго не будет подобной техники. Читайте поменьше чушь этого болвана Клэнси. Конец связи.


 http://bratishka.ru/archiv/2007/8/images/2007081001.jpg 

ВСЁ началось с того, что гидроакустик атомной субмарины SSBN 627 «Билл Роджерс» (тип «Лафайет») обнаружил в кормовом секторе чьё-то присутствие. Идентифицировать цель не удалось, её шумового профиля в каталоге бортового компьютера не было. Все попытки оторваться, как и попытки зайти чужаку в хвост, успехом не увенчались. Чувство беззащитности тяжёлым камнем повисло в отсеках...


Это было в начале 1980-х годов. Одна из советских атомных подводных лодок установила рекорд, в течение 22 часов осуществляя в Северной Атлантике слежение за атомоходом «потенциального противника», находясь в его кормовом секторе. Несмотря на отчаянные попытки, «добыче» оторваться от «охотника» так и не удалось. Слежение было прекращено лишь после получения приказа с берега. «Охотником» была АПЛ (атомная подводная лодка) 705-го проекта, самый уникальный корабль в истории отечественного атомподплава.


Появление его было ответом на изменение ситуации в мировом океане. Во-первых, в разгар «холодной войны» США сделали ставку на мощные АУГ (авианосные ударные группы) как средство утверждения своего превосходства. Во-вторых, были созданы и вышли на боевое патрулирование их подводные ракетоносцы – «убийцы городов». В СССР было принято решение о создании специальных противолодочных АПЛ, способных также останавливать АУГ. И русский ответ вполне удался.


Экипажи захлёбывались адреналином, когда вдруг засекали необъяснимое «нечто». Оно приходило из океанских глубин, со скоростью экспресса стремительно обходило авианосное соединение и скрывалось в никуда. Становилось ясно: это нечто могло одной атакой превратить эскадру в радиоактивный металлолом. Убедительный намек напрочь отбивал охоту нарушать сложившиеся правила игры. Так обеспечивались интересы национальной безопасности нашей Родины. Предтечей этих океанских «загадок» была одна из неизвестных страниц истории, которой по праву можно гордиться.
Идея родилась в 1959 году, когда конструкторы предложили руководству страны проект малогабаритной высокоскоростной автоматизированной АПЛ водоизмещением 1500 тонн. По их замыслу, этот «подводный истребитель-перехватчик» со скоростью хода более 40 узлов был способен предельно быстро выйти в любую точку мирового океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении вражеской атаки АПЛ могла уходить от его торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.


Предлагалась полная аналогия с самолётами-перехватчиками: лодки в базах под постоянным наблюдением обслуживающих команд, а экипажи – поблизости в постоянной готовности к выходу в море. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причала, быстро разворачиваться и покидать базу для решения боевой задачи.

«ЖЕЛЕЗО»

Проектом заинтересовался один из отцов оборонной науки академик А.П. Александров. На встрече с конструкторами были намечены пути создания АПЛ. Постановление правительства предписывало «начать работы по проекту 705 (шифр «Лира») с целью создания комплексно-автоматизированной скоростной АПЛ с торпедным вооружением». При этом разрешалось «при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения», благодаря чему был создан уникальный корабль, в котором использовались революционные, намного опередившие своё время технические решения.
Малое водоизмещение намеревались получить в результате выполнения следующих необычных условий: однокорпусность, необеспеченная надводная непотопляемость, один реактор, полная автоматизация, более прочный и лёгкий материал корпуса.
Однокорпусность лодки сулила большой плюс: меньшая смоченная поверхность давала прирост скорости при неизменной мощности реактора. Для обеспечения надводной непотопляемости собирались использовать мягкие аварийные цистерны, надуваемые сжатым воздухом для поддержания лодки на плаву, однако позже этот вариант отвергли представители ВМФ, хотя уже был разработан материал и проведены испытания. По мере осуществления проекта происходила трансформация лодки: она стала двухкорпусной; возросло количество отсеков (от 3 до 6), экипаж (вдвое) и водоизмещение (в 1,5 раза).


Для достижения скорости в 40 узлов требовалась мощная главная энергетическая установка. Выбор пал на однореакторную ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Применение жидкого металла позволяло дать большую мощность при меньших размерах установки. Сложность была в том, что в случае затвердевания сплава реактор окончательно выходил бы из строя. Опыт строительства таких машин уже был, в качестве ЖМТ в них работал сплав «свинец-висмут» с температурой кипения 1679°С. По расчётам, такая ГЭУ позволяла сэкономить 300 т водоизмещения по сравнению с обычным реактором.
Кстати, американцы тоже очень интересовались такими силовыми установками: уже их вторая атомная лодка «Сивулф» (1957 г.) была оснащена реактором на жидком натрии, но дело не пошло: сплошные аварии, утечка радиации, человеческие жертвы – и американская жидкометаллическая эпопея окончилась. Несмотря на неудачный опыт своих коллег, советские учёные работ не прекратили и получили вполне приличную установку.
В качестве материала для корпуса использовали титановый сплав. До этого уже были попытки его применения в строительстве АПЛ, но всё же малый опыт тормозил реализацию проекта.


Авиастроители(!), учёные московского филиала ЦАГИ, создали обтекаемые наружные обводы корпуса лодки (веретенообразной формы, круглого сечения, с ограждением рубки «лимузинного» типа), решив целый ряд вопросов гидродинамики, прочности, шумности и защиты, обеспечив минимальную гидроакустическую незаметность.


Комплексная автоматизация решала все задачи. Только посмотрите, сколько автоматических систем было на борту «Лиры»: система программного, автоматического и ручного управления движением и стабилизацией по курсу и глубине (на ходу и без хода); система управления и контроля реактора, электроэнергетической и общесудовых систем; система радиационного контроля; комплекс средств радиосвязи... Уникальная в то время боевая информационно-управляющая система (БИУС) свела все нити в центральный пост, на пульт управления всеми системами, включая применение оружия. БИУС вела и гидроакустический поиск: активно, когда лодка прощупывала океан импульсами, или пассивно, когда она только прослушивала бездну, замирая на определенной глубине, медленно поворачиваясь (эта особенность остаётся уникальной). Не надо было регулярно подвсплывать под перископ для осмотра поверхности: за окружающей обстановкой следила та же БИУС. Автоматически действовала и навигационная аппаратура, определяя координаты лодки в океане. Лишь изредка на несколько секунд поднимался зенитный перископ, чтобы поймать солнце, луну или пару звезд, вполне достаточных для расчётов компьютера.


Прочный корпус состоял из 6 отсеков; обитаемым был только 3-й, расчитанный на полное забортное давление, здесь находились центральный пост, жилые и бытовые помещения; над ним была установлена первая в мире аварийная всплывающая камера для спасения всего экипажа с глубин вплоть до предельной. В кают-компании пищу принимали сразу 12 человек; несения постоянной вахты у механизмов не предусматривалось; реальная боевая смена состояла из 8 человек. Это обусловило жёсткие требования по надёжности оборудования, ставилась задача устранения необходимости его обслуживания в течение всего похода. Поначалу предполагалось, что численность экипажа будет такая, как у стратегических бомбардировщиков 1940-1950-х годов – 15-16 человек, уровень автоматизации позволял это сделать, но по требованию ВМФ экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана).
«Лиры» имели эхоледомеры для определения толщины полярных льдов и поиска полыньи для всплытия; телевизионно-оптический комплекс, радиолокационную станцию... Титановый корпус снизил магнитное поле, но акустическое было великовато, это всё-таки были 60-е годы.
На «Лире» впервые применили пневмогидравлические торпедные аппараты быстрого заряжания для стрельбы с глубин от перископной до предельной. Оружием были торпеды, мины, ПКР «Вьюга», ракето-торпеды 82-Р с ядерной БЧ.


Первой (опытной) лодкой К-64, сделанной Адмиралтейским заводом, командовал капитан 1 ранга А.С.Пушкин; этим кораблём был наработан опыт эксплуатации сложной техники. Всего в Ленинграде и Северодвинске построили серию из 6 лодок, они несли боевую службу в составе противолодочных и противоавианосных соединений ВМФ.

КАКОЙ РУССКИЙ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ!

Основным козырем была высокая скорость. 18 декабря 1969 года прошли государственные испытания с развитием полного хода, полной скоростью в течение 12 часов, полным поворотом и испытанием всей техники (в т.ч. торпедных аппаратов) на полном ходу. Команда «Полный вперед»: мощность реактора – 80%; скорость вращения вала – 300 оборотов в минуту; гидродинамический и гидроакустический лаги застыли на отметке 42 узла, это был мировой рекорд скорости подводного плавания. В отсеках грянуло «Ура!». В запасе было 20% мощности, но ещё больше разгонять турбину было нельзя, сработала бы аварийная защита. Во время испытаний обнаружили новое явление в подводном плавании: на скорости более 35 узлов возникал внешний шум от турбулентных потоков воды при обтекании корпуса, это было как рёв самолёта с уровнем до 100 децибеллов! Во время 12-часового полного хода сорвало либо изуродовало различные внешние элементы конструкции. 31 декабря лодка была принята в состав ВМФ.
18 декабря 1970 года. В этот раз аварийную защиту турбины заблокировали, перешли на ручное управление, и при 97% мощности реактора развили скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине 100 м! В другой раз хотели «дожать» результат при 100% мощности, довели скорость до 44,85 узла (83,06 км/час), но потом прервали рискованный режим движения: «Давайте останемся в живых». Таким образом, в официальных документах мировой рекорд скорости подводного плавания – 44,7 узла. Ему уже 36 лет, он долго был «закрытым», и в Книге рекордов Гиннесса вы его не найдёте. Но мы намерены говорить об этом во весь голос: это наша национальная гордость и слава!
Благодаря особенностям ГЭУ у «Лир» были исключительно высокие разгонные и маневренные характеристики; с почти «самолётным» ускорением они развивали полный ход в течение 1 минуты. Это позволяло быстро зайти в «теневой» сектор любого надводного или подводного корабля, даже если лодка уже и была обнаружена противником. Контр-адмирал А.С. Богатырёв, бывший командир К-123, вспоминает: «Можно было развернуться практически на пятачке, что было особенно важно при активном слежении двух лодок друг за другом. «Лира» не давала зайти себе в кормовые углы (зону гидроакустической тени), особо удобные для скрытного слежения и нанесения внезапного удара».
На лодке отработали эффективные маневры уклонения от торпед противника с последующей контратакой, в частности, для разворота на 180 градусов на максимальной скорости ей требовалось всего 42 cекунды! При таком маневре противник терял цель, а «Лира» по-истребительному заходила ему в хвост. Командиру 1-й строевой «Лиры» капитану 2 ранга А.Ч. Аббасову за успешное освоение корабля принципиально нового типа в 1984 году было присвоено звание Героя Советского Союза.

ШОК НА ТОМ БЕРЕГУ

Появление лодок 705-го проекта (шифр НАТО «Alfa») вызвало на Западе шок, американские подводные ракетоносцы попали в трудное положение. Комбинация малого размера, высокой маневренности и скорости, сопоставимой со скоростью «их» торпед, с большой глубиной погружения вынудила противника создавать новое противолодочное оружие, ибо всё имеющееся оказалось неэффективным.
Вот выдержка из журнала «Defense Electronics»: «Появление новой советской ПЛ в конце 70-х гг. застало ВМС США врасплох. Противолодочная «Альфа» создала угрозу для американских стратегических сил – ракетных лодок. Она достаточно глубоководна и быстроходна, чтобы уйти от американских торпед; обнаружить её трудно, т.к. корпус изготовлен из немагнитного титана, незаметного для магнитометрических средств обнаружения; она покрыта 6-дюймовым звукопоглощающим слоем, защищающим от акустических средств; погружаясь глубже других лодок, она использует температурные и иные неоднородности океана, что снижает эффективность многих ГАС, используемых в США. «Альфа» является подлинно скрытной лодкой».

ТРУДНОСТИ

Наши моряки назвали эти лодки «автоматами». Они были на флоте весьма популярны, эстетическое совершенство их формы, за которой угадывалась колоссальная мощь и скорость, производило сильное впечатление. Но в ходе эксплуатации проявились и недостатки, помешавшие их эффективному использованию. Реактор с ЖМТ было трудно обслуживать на базе, постоянно поддерживая в горячем состоянии; к пирсам «Лир» были поставлены два корабля, дававшие пар от своих котлов. Но всё это было очень ненадёжно, и лодки «грелись» лучше своим теплом, т.е. реакторы «тлели» на минимальном уровне мощности, что вело к быстрому их износу; за всё время службы они наработали около 70 реакторо-лет.
Нужно было регулярно бороться с окислением сплава-теплоносителя, проводить регенерацию (удаление шлаков); перегрузки ядерного топлива тогда не делали, из-за чего ГЭУ «Лир» назвали «реакторами одноразового пользования».
Трудности объяснялись ещё и полной автоматизацией этих кораблей, оборудование только отрабатывалось, на ходу его совершенствовали, учились на нём работать.
«Потенциальный противник», сам не сумевший создать ничего подобного «Лирам», критиковал их за высокую шумность, неизбежную при движении с высокой скоростью под водой.
Карьера уникальных лодок оказалась относительно недолгой. Её закату помогла и перестройка, в результате которой флоту перекрыли «кислород» финансирования. В первой половине 1990-х годов лодки 705-го проекта были выведены из боевого состава.

    http://bratishka.ru/archiv/2007/8/images/2007081002.jpg

ЭПИЛОГ

Оценки лодок 705-го проекта охватывают диапазон от восторженных («золотая рыбка», «утерянная жар-птица») до резко негативных («провал», «дорогостоящая ошибка»). Как бы то ни было, их мореходно-боевые качества были на голову выше, чем у тех, кому они противостояли. Все, кому пришлось на них ходить, высоко их ценили, сравнивая с самолётом, отмечая уникальные ощущения от самого нахождения на борту, когда лодка маневрировала под водой на полном ходу.
Идея создания этого «титанового меча» могла реализоваться только в 60-е годы, когда страна находилась на подъёме, открывая новые горизонты науки и техники, а оборона была важнейшим государственным приоритетом. Создание уникальной техники выявило огромный потенциал СССР, высокий уровень профессиональных знаний и подготовки учёных, инженеров, техников, рабочих и личного состава ВМФ.
Этот корабль намного опередил своё время, сыграв огромную роль в развитии многоцелевых АПЛ следующих поколений...

ТИТАН
Обескураживает, как поспешно были выведены из эксплуатации лодки 705-го проекта, эти подводные истребители. Несмотря на юный возраст (7-10 лет при сроке службы в 25 лет), они первыми пошли под нож. Попытка сохранить корпус одной «Лиры» для превращения её в музей успехом не увенчалась.
Титан! Скорее всего это и решило судьбу этих субмарин. При цене на него в 2-3 тыс. долларов США за тонну (1998 г.) их корпуса быстро «утилизировали»; разделка велась на средства зарубежных «спонсоров». Куда ушли тысячи тонн этого чудо-металла? Хотелось бы верить, что не на «тот» берег.

ЖИДКИЙ МЕТАЛЛ
Помимо «обычных» ядерных реакторов водо-водяного типа (ВВР), применяемых практически на всех АПЛ, в СССР были разработаны реакторы с ЖМТ, имеющие ряд существенных преимуществ перед ВВР, в т.ч. динамичность – способность к очень быстрому поднятию мощности. На лодочных реакторах с ЖМТ было 2 аварии, но они всё-таки считаются принципиально более безопасными, чем ВВР: низкое давление в реакторе исключает тепловой взрыв и выброс радиации наружу; сплав при разгерметизации быстро затвердевает, закупоривая пробоину; в нём возникает лишь невысокая наведённая радиоактивность; при авариях ЖМТ способен удерживать значительную часть радиоактивного йода – главной опасности для людей; реактор способен самопроизвольно уменьшать мощность в аварийных ситуациях и т.д.

Артем ДЕНИСОВ
Иллюстрации из архива автора


Вернуться назад