Вашингтон и Афины приступили к консультациям по вопросу возможного переноса группировки и тыловой инфраструктуры обеспечения американской группировки с турецкой базы Инджирлик в Грецию.
Строго говоря, это не так чтобы большая новость. Вопрос начал приобретать актуальность еще после попытки военного переворота в Турции в июле 2016 года, инициированного гюленистами при поддержке США. Был момент, когда охрана американского сектора авиабазы находилась буквально на грани открытия огня на поражение по турецким частям, этот сектор окружившим. Потом острота проблемы несколько спала, но сам вопрос остался.
С одной стороны, Турция является не просто членом Североатлантического альянса. Она, что называется, в одно лицо, формирует весь южный фланг Блока, фактически обеспечивая чисто европейской организации правовые, логические и медийные основания на прямое вмешательство не только в европейские, но и ближневосточные, средиземноморские и даже среднеазиатские вопросы. Потому что все перечисленные регионы либо граничат с Турцией непосредственно, либо тесно входят в зону ее геополитических интересов.
Помимо этого, турецкая армия «по списку» насчитывает 514 тыс. человек в строю и еще 378 тыс. в резерве. На вооружении находятся 3700 танков, 7600 бронемашин, свыше 2 тыс. единиц артиллерии, в том числе 800 шт – ракетной. ВВС имеют около 1 000 шт самолетов и до 450 вертолетов. Парк тактических ударных БПЛА – один из самых больших в мире.
Списывать все перечисленное, ни Вашингтон, ни командование в Брюсселе, не желают. Более того, авиабаза Инджирлик служит важной площадкой по обеспечению оперирования ВВС США на Ближнем Востоке в целом и огневой поддержке американского контингента конкретно в Афганистане.
Ну, и, справочно, Пентагон держит в Турции оперативный запас тактического ядерного оружия. Держал, в рамках ядерного обмена стран НАТО, открывавшего для Анкары, пусть и с рядом серьезных оговорок, доступ к 90 американским авиационным термоядерным бомбам В61. Два звена ВВС Турции проходили подготовку по их применению в бою. По другим данным Пентагон на Инджирлик держал до 160 тактических ядерных боезарядов.
Их нынешняя судьба на данный момент неизвестна. Считается, что в течение 2017 – 2018 годов весь ядерный боезапас американцы из Турции вывезли куда-то в Европу. По одним данным – на авиабазу Раммштайн в Германию, по другим – на базу Фэрфорд в Англии. При этом хранилище ядерного оружия в Инджирлик по-прежнему остается под усиленной охраной армии США.
Обострившийся конфликт между Анкарой и Афинами за Восточное Средиземноморье вернул вопросу дальнейшей судьбы американского базирования в Инджирлик былую остроту. Этим сейчас активно пытается воспользоваться Греция.
Пентагону предлагается расширить уже имеющуюся инфраструктуру базирования ВМС в заливе Суда на северном побережье Крита. Идея особенно привлекательна тем, что это единственный глубоководный порт в восточной части Средиземного моря, способный принимать и обслуживать авианосцы. Рядом с ним находится международный аэропорт Ханьи, правда, с довольно ограниченной пропускной способностью. Но он довольно быстро может быть модернизирован.
Другим вариантом обсуждается строительство авиабазы на острове Карпатос, что 47 километрах от Родоса. В конце концов, ВВС США уже развернули на аэродроме Андравида два звена F-15, в Ларисе – дроны MQ-9 Reaper, а в Волосе планируется базировать американские F-35.
Так что к переносу ядра американских военных сил в Восточном Средиземноморье из Турции в Грецию действительно все готово. Как юридически, так и технически. Дело лишь за политическим решением.
Но на другой чаше весов лежит будущее всего Альянса. Сворачивание американской базы в Турции почти наверняка приведет к ее выходу из Организации. А это может инициировать уже ее полный распад в Европе.
Вышеизложенное показывает судьбоносное для США и НАТО значение стоящего на повестке дня вопроса. Поэтому не удивительно, что Вашингтон пребывает в серьезных раздумьях.