Могут ли Китай с Россией сделать американские авианосцы бесполезными? (The National Interest, США)
Командование ВМС США абсолютно уверено в том, что
американские авианосцы и их авиационные крылья смогут вести боевые
действия и летать в районах, обороняемых оружием воспрещения
доступа/блокирования зоны (A2/AD). Россия, Китай и в меньшей степени
Иран разрабатывают системы многоуровневой противокорабельной
и противовоздушной обороны, способной помешать ВМС США приближаться к их
побережью.
По мнению командования ВМС США, система A2/AD существует с первых дней
истории войн и сражений, когда примитивный человек сражался камнями
и копьями. Со временем методы воспрещения доступа/блокирования зоны
совершенствовались в связи с развитием техники, а дальность и поражающая
мощь оружия увеличивались. На смену камням и копьям пришли луки
и стрелы, затем мушкеты и пушки. Таким образом, изобретение
противокорабельных крылатых и баллистических ракет большой дальности это
просто очередной технический этап в развитии A2/AD.
«Это следующий акт, — заявил начальник штаба ВМС США адмирал Джон
Ричардсон (John Richardson), давая 25 августа в своем кабинете интервью
The National Interest. — Эта A2/AD, что ж, она определенно является
целью для некоторых наших соперников. Но достижение этой цели — совсем
другое дело. Это будет намного сложнее».
Как отмечают многие военачальники из ВМС США, включая Ричардсона
и директора управления авиационного вооружения контр-адмирала (старшей
ступени) Девольфа Миллера (DeWolfe Miller), пространства воспрещения
доступа/блокирования зоны, обороняемые китайскими противокорабельными
баллистическими ракетами DF-21D и DF-26, а также российскими
сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Бастион-П», не являются
непреодолимыми «железными куполами». Да и грозные зенитно-ракетные
комплексы, такие как российский С-400 и китайский HQ-9, не в состоянии
полностью воспретить полеты самолетов палубной авиации в прикрываемых
зонах.
Ричардсон дал однозначный ответ на вопрос о том, уверен ли он
в способности авианосцев и их авиации вести боевые действия внутри зон
A2/AD, обороняемых противокорабельными крылатыми и баллистическими
ракетами, а также современными средствами ПВО. «Да», — сказал он,
но из-за необходимости сохранять военную тайну не уточнил, как именно
они будут это делать. «Это целый комплекс возможностей, но мне кажется,
мы слишком много говорим в открытую о том, что делаем. Я бы внимательнее
относился к разговорам на такие темы, чтобы не дать нашим противникам
никаких преимуществ».
Между тем Миллер, давший интервью The National Interest 23 августа,
напрямую ответил на критику в адрес современной палубной авиации. Суть
этой критики сводится к тому, что после снятия с вооружения самолета
Grumman A-6 Intruder и самолета-заправщика КА-6 дальность действия
морской авиации серьезно уменьшилась. «Не думаю, что это так, — сказал
Миллер. — Я считаю, что дальность действия авианосной ударной группы
на самом деле увеличилась по сравнению с тем, что было раньше. А если
посмотреть на точность наносимых нами ударов и сравнить ее с тем, с чего
начинал я — с А-6 и А-7 — то точность палубной авиации тоже существенно
выросла».
Улучшение летно-технических и боевых характеристик авиационных
подразделений Миллер объясняет появлением новой техники, такой
как усовершенствованные прицельные системы контейнерного типа, оружие
большой дальности, применяемое вне досягаемости средств поражения
противника, и военно-морская система интегрированного управления огнем
и завоевания господства в воздухе (NIFC-CA). Система NIFC-CA, первые
версии которой уже принимаются на вооружение, позволяет любому
компоненту ударной группы выступать в качестве средства обнаружения
или средства поражения для другого компонента этой группы. Так, палубный
самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler компании Boeing может
передавать данные целеуказания на борт самолета F/A-18E/F Super Hornet,
который затем применяет свое бортовое оружие и поражает указанные цели.
Авианосец «Теодор Рузвельт» стал первым кораблем, где была применена
первоначальная версия системы интегрированного управления огнем
и завоевания господства в воздухе NIFC-CA, сказал Миллер. Скоро она
будет установлена еще на одном авианосце. Правда, Миллер отказывается
называть NIFC-CA системой. По его словам, это новая технология,
позволяющая объединять имеющиеся средства и возможности, и предоставлять
комплексную картину всем, кому это нужно. Это значит, что со временем
к NIFC-CA будут подключаться дополнительные боевые средства и приборы,
обеспечивая еще более всестороннее представление о театре военных
действий.
Хотя Миллера и Ричардсона вполне удовлетворяет сегодняшнее состояние
палубной авиации, с появлением в составе авиакрыльев единого ударного
истребителя F-35C компании Lockheed Martin и беспилотного
самолета-заправщика MQ-25 Stingray ударная мощь авианосцев существенно
увеличится. Миллер очень высоко оценил F-35С, хотя моряки весьма
прохладно отзываются о возможностях этого одномоторного
истребителя-невидимки.
«F-35 — это качественный скачок в превосходстве в воздухе. Это
малоуязвимый сверхзвуковой самолет, обладающий поворотливостью
истребителя и имеющий невероятный, революционный комплект датчиков, —
заявил Миллер. — Это дает ему характеристики пятого поколения, и мы
будем использовать его в сочетании с самолетом E-2D, что позволить
усовершенствовать боевое управление. Там также появится постановщик
помех нового поколения NGJ, который будет использоваться в сочетании
со средствами четвертого поколения».
В итоге сочетание F-35C, E-2D, EA-18G, NGJ и F/A-18E/F должно повысить
качественные характеристики авиационных крыльев, отметил Миллер. По
сравнению с сегодняшним авиакрылом авианосное авиакрыло образца 2025
года будет иметь более совершенные средства боевого управления,
активного радиоэлектронного подавления, оружие большей дальности и новые
ударные возможности, которыми обладает F-35C. «Когда F-35C примут
на вооружение в авиакрыльях, это будет, как мне кажется, могущественное
оружие, — сказал Миллер. — В нем будут сочетаться средства четвертого,
пятого поколения и то, о чем я только что рассказал».
На начальном этапе в составе авиационного крыла палубной авиации будет
одна эскадрилья F-35C плюс две эскадрильи Super Hornet и одно
подразделение F/A-18C Hornet. Со временем устаревшая эскадрилья F/A-18C
может быть заменена третьей эскадрильей машин Super Hornet. Отвечая
на вопрос о том, не будет ли в составе авиакрыльев две эскадрильи F-35C,
Миллер заявил: «Возможно. Мне кажется, здесь должен сказать свое слово
бюджет. Но нам надо начать хотя бы с одной».
По словам Миллера, в ВМС пока не решили окончательно, как F-35 будет
интегрироваться в составе крыла, чтобы оно могло воевать как единое
целое. Он считает, что совместная работа различных компонентов авиакрыла
будет зависеть от ситуации. Вместе с тем, Миллер отметил, что EA-18G
и F-35C будут оказывать поддержку друг другу в борьбе с современными
угрозами. «Нам еще предстоит определить, как проводить процесс
интеграции в составе авиакрыла, — сказал Миллер. — Я уверен
в возможностях F-35».
Еще одним критическим элементом крыла палубной авиации станет MQ-25
Stingray. Основное внимание в этом проекте будет уделено планеру, однако
сам по себе проект гораздо шире, отметил Миллер. В его рамках на борту
авианосца будет создана целая инфраструктура по обеспечению действий
беспилотных летательных аппаратов в море, а также разработаны
необходимые элементы боевого управления этими машинами. Это крайне важно
для будущих действий беспилотной палубной авиации.
Основной задачей MQ-25 будет дозаправка в воздухе с целью увеличения
дальности действия палубной авиации. У него будет и второстепенная
задача: ведение разведки и наблюдения. По словам Миллера, сменив Super
Hornet и выступая в качестве заправщика, MQ-25 повысит ударную мощь
авианосца за счет того, что позволит шести самолетам F/A-18E/F выполнять
свои основные задачи. «Просто включив MQ-25 в состав наших авиакрыльев,
мы повысим ударную мощь палубной авиации, — подчеркнул Миллер. —
Постоянное ведение разведки и наблюдения повысит живучесть авианосной
ударной группы, потому что вокруг нее появятся пытливые глаза, что очень
важно при ведении военных действий в спорных водах».
Сами авианосцы тоже развиваются и совершенствуются, пройдя долгий путь
от первого атомного ударного авианосца «Энтерпрайз» и «Нимица», ставшего
первым из десяти кораблей класса CVN-68, которые составляют сегодня
основу авианосного флота. Скоро в боевой состав флота войдет авианосец
«Джеральд Форд» (CVN-78), который представляет собой качественный скачок
в области технологий. Он будет обладать огромной мощностью по выработке
электроэнергии, в нем будут применены новые технологии взлета и посадки
самолетов, и он будет иметь большой потенциал для развития. Благодаря
кораблям типа «Форд» авианосный флот сохранит свою значимость на много
лет вперед.
Миллер рассказал, что опасности для авианосцев существовали с самого
зарождения морской авиации. Они были особенно серьезны во времена
холодной войны, когда у Советского Союза были целые полки
бомбардировщиков Ту-22М3, а также подводные лодки проекта 949 «Гранит»
с мощными крылатыми ракетами, главная задача которых заключалась
в поиске и уничтожении американских авианосцев. ВМС нашли способы
для противодействия советской угрозе тогда, и авианосный флот сумеет
приспособиться к ведению боевых действий в будущем.
«Если бы это интервью состоялось 22 года назад, угрозы бы все равно
существовали, — сказал Миллер. — Характер войны и концепция воспрещения
доступа/блокирования зоны не изменились, я хочу это подчеркнуть. Я
не хочу ничего приуменьшать, но мы совершенствуем средства
информационной войны, радиоэлектронной борьбы, боевое снаряжение,
системы вооружений, о которых говорили раньше. Плюс к этому мы готовим
людей применять имеющиеся у нас силы и средства. Наши авианосные группы
будут создавать безопасные районы, мы будем воевать в этих районах, и у
нас будут высокоманевренные силы».
Ричардсон также считает, что авианосцы сохранят свое значение на все
обозримое будущее. Он отметил, что «Энтерпрайз» впервые вышел на боевую
службу во время Карибского кризиса в 1962 году, но сохранил свою
значимость и полезность на многие годы в условиях меняющейся
международной обстановки, пройдя серию модернизаций. Даже в день
списания в декабре 2012 года «Энтерпрайз» как боевой корабль был так же
боеспособен, как и во время первого выхода в море. То же самое будет и с
авианосцами типа «Форд». «Таков наш прогноз, — сказал Ричардсон. — Они
несомненно внесут большой вклад».
Дейв Маджумдар — редактор The National Interest, освещающий военные вопросы.
Оригинал публикации: Can China and Russia Make U.S. Aircraft Carriers Obsolete?
ИноСМИ
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 71
Рейтинг поста: