ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Бронепоезд "За Родину!"

Бронепоезд "За Родину!"


24-03-2022, 18:13. Разместил: Кирилл Петров

                              

Опять даю статью не свою. Но это для всех нас не имеет значения. Мы огромная машина и каждый из нас стоит , на своем месте. Можно опустить мой очерк, но нельзя замолчать. Ничего не меняю. Просто думайте! Это было всего-то каких-то 80 лет назад! Думайте!

 

Триада за авторство не беспокойтесь!))))

 

 

 

БРОНЕПОЕЗД «ЗА РОДИНУ» ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНИЛ

 

                           

60 лет назад в феврале 1943 года началось освобождение Украины от фашистских захватчиков. Весомый вклад в него внесли и железнодорожники.

 Одну из героических страниц летописи борьбы с врагом мы хотим вспомнить вместе с вами.

«Всё для фронта, всё для победы!» - в ответ на этот призыв коллективы трёх заводов – Ворошиловградского имени Октябрьской революции, Коломенского имени В.В.Куйбышева и Брянского имени Профинтерна – решили осенью 1941 года построить два бронепоезда, укомплектовать их добровольцами, вооружить и передать Красной Армии.

К концу сентября коломенцы построили «Особый бронепоезд №1» и передали его представителям Главного управления автобронетанковых войск. Это была могучая боевая передвижная единица, оснащенная, кроме всего прочего, «катюшей» - платформой с установкой для ведения огня реактивными снарядами.

Бронепоезд немедленно включился в оборону Москвы на участке между Можайском и Гжатском. Там, вблизи станции «Колесники», он принял участие в смертельном бою, в процессе которого кинжальным артиллерийским огнем противника был уничтожен. Почти вся команда героически погибла.

 

                          РОЖДЕНИЕ  «СТАЛЬНОЙ КРЕПОСТИ»

 

Одновременно с коломенцами брянские «профинтерновцы» приступили к постройке «Особого бронепоезда №2». Но вскоре Брянск стал прифронтовым городом. Всего в 40 километрах от него находились передовые части гитлеровцев. Учитывая эту обстановку, строительство бронепоезда на этом заводе было свернуто.

В первой половине августа на заводе «Красный Профинтерн» весь задел по бронепоезду был погружен в вагоны и на платформы и вместе с добровольцами, специалистами и их семьями отправлен в Ворошиловград.

Здесь, на заводе ОР, работа по достройке бронепоезда возобновилась с новой силой. Среди рабочих были и те, кто в годы гражданской войны на этом заводе строил такие же боевые машины.

Бронепоезд комплектовался из паровоза серии ОВ с броневой защитой, двух бронеплощадок, двух броневых платформ со средствами противовоздушной обороны, платформы для тяжелой пушки, четырех платформ прикрытия, двух тяжелых и двух легких бронедрезин, двух бронеавтомобилей и бронемотовоза.

К боевой части придавалась вспомогательная материальная база с самостоятельной тягой. В неё входили паровоз серии Щ, получивший название «чёрный», два пассажирских вагона, десять товарных «пульманов», два вагона-склада боеприпасов, вагон - технический склад и вагон для горюче-смазочных материалов.

Возглавлял сборку бронепоезда, получившего название «За Родину!», парторг ЦК ВКП(б) Михаил Хахарев. Работы шли непрерывно в три смены.

Опытные специалисты, закреплённые за каждым участком работы, помогали решать сложные, порой непривычные для паровозостроителей, вопросы.

Параллельно с изготовлением бронепоезда шло формирование его команды и десантной роты.

Основным законом военного времени для заводчан стал график строительства бронепоезда. Электросварщики из Луганска В.Коновалов и С.Шкода вместе со своими коллегами из Брянска И.Никитиным и А.Серковым сваривали стыки броневой башни. Группа слесарей, среди которых выделялись И.Супрун, А.Кожухарь, Л.Кучеров, Г.Костин, вместе с брянцами устанавливали пушки, крепили амбразуры бортовых пулеметов. Рабочие электромонтажного цеха Е. Голдованский, Н. Дорошенко и другие занимались установкой  радиостанции, прокладывали телефонную связь. По предложению заводских специалистов была усилена броневая защита. Дополнительно построили три бронированные площадки с противовоздушными пулеметами и одну площадку под 107-ми миллиметровую пушку. Несколько четырёхосных вагонов были оборудованы под жилье, клуб, баню, дегазационную камеру.

Основной костяк команды был сформирован из добровольцев в сентябре 1941 года. Бронепоезд «За Родину!» получил приписку на все виды войскового довольствия к штабу Южного фронта.

 

                                «БУДЬТЕ  СМЕЛЫМИ!»

 

Подавляющее большинство добровольцев составляли рабочие паровозостроительного завода. 5 и 9 сентября 1941 года повзводно они приняли присягу на верность Родине.

В первых числах октября из Ленинградского высшего танкового училища в Ворошиловград прибыл командир бронепоезда Аким Бондаренко.

Уже 6 октября военный комиссар Енин был вызван в Москву доложить о боевой готовности бронепоезда. Вернувшись, комиссар представил команде заместителя командира бронепоезда А. Цупова, тоже бывшего рабочего этого завода.

Тем временем положение на фронте ухудшилось. Гитлеровцы подходили к Ровенькам и Дебальцево. В середине октября секретарь Ворошиловградского обкома КП(б)У А. Гаевой вместе с командиром и комиссаром бронепоезда докладывали в штабе Южного фронта о готовности к участию в сражениях. На вопрос члена Военного совета фронта Л. Корнийца: «Может ли бронепоезд 23 октября выйти на боевые позиции?» командир А. Бондаренко  ответил: «Мы готовы к выполнению боевых задач».

-Учтите, все должно быть готово к 22 октября,- подчеркнул  Корниец и добавил: «Фашисты нацелились на Ворошиловград. Бои будут жаркими.»

Днем 23 октября 1941 года на подъездных путях Ворошиловградского завода имени Октябрьской Революции в присутствии сотен горожан построенный бронепоезд был передан боевому экипажу.

От имени Военного совета фронта и Ворошиловградского обкома партии А.Гаевой вручил команде Красное знамя. Общее напутствие было таким: «Будьте смелыми. Смерть фашистским оккупантам!»

Ночью бронепоезд прибыл на свой боевой участок Родаково-Дебальцево-Алмазное. Местом его дислокации было определено депо станции Родаково.

Невзирая на огромные потери, фашисты упорно стремились к Ростову – на - Дону – воротам Кавказа. По приказу штаба Южного фронта, броненосец «За Родину!» в начале ноября 1941 года направляется в Ростов-на-Дону, в распоряжение командующего 18-й армии.

С этого времени команда бронепоезда практически непрерывно участвует в боях: при поддержке десантной роты удерживалась оборона на линии между Заповедное – Ровеньки, обеспечивалось движение по главному железнодорожному пути Донбасс – Ростов - Москва.

Без передышки бронепоезд отбивал атаки противника – под Новошахтинском остановил прорвавшиеся немецкие танки, блокировал налеты вражеской авиации, громил вражеские десанты на участке железной дороги Новочеркасск – Шахты. Только за один день 28 ноября в бою под Александровкой по гитлеровским позициям было выпущено до 1000 снарядов.

С наступлением ночи 28 ноября советские войска  завязали бои на окраинах Ростова, за неделю до того оккупированного фашистами. Спустя сутки части 9-й 56-й  армий освободили город. Эта наступательная операция Красной Армии сорвала вражеские планы вторжения на Северный Кавказ, сковала главные силы группы фашистских армий «Юг» и способствовала успешному контрнаступлению советских войск под Москвой.

 

                            РАЗЯЩИЙ  И  НЕУЛОВИМЫЙ

 

 Тяжелейшие бои в районе Донбасса продолжались. Массированное наступление фашистов в направлении Дебальцево угрожало Алчевску и Ворошиловграду.

6 декабря 1941 года бронепоезд «За Родину!», прибыв на станцию Дебальцево – Сортировочная, получил задание вести активную разведку боем. В одном из рейдов, при отходе на свою базу,  «крепость на колёсах» попала в западню, которую устроили ей гитлеровцы, взорвав железнодорожный путь. Проявив мужество и самоотверженность, команда восстановила дорогу. Бронепоезд ушел из опасной зоны.

Неуловимый, словно призрак, он наносил большой урон врагу метким огнем с закрытых позиций. В районе Дебальцево в окружение попал особый полк НКВД. Только благодаря своевременному рейду бронепоезда «За Родину» большую часть попавших в беду товарищей удалось вывезти. За героизм и мужество в этом бою многие добровольцы были награждены орденами и медалями.

Эффективно действовавший бронепоезд вызывал раздражение и ненависть со стороны врага. Лучшие воздушные асы «Люфтваффе» начали охоту за «стальной крепостью». 28 декабря на перегоне Баронская – Мануиловка среди белого дня  бронепоезд подвергся нападению четырех звеньев «юнкерсов».

 Взрывами бомб паровоз с тендером были сброшены с рельсов, разрушено железнодорожное полотно. Однако зенитчики успели сбить два самолета. Остальные ушли, полагая, что бронепоезд уничтожен.

Действительно, последствия налета оказались тяжелыми. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу. Были ранены командир Бондаренко, машинист Рубежанский, фельдшер Васильев, зенитчик Андреев, еще несколько бойцов.

Но уже ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл паровоз и по частям растащил состав.

Получивший серьезные повреждения бронепаровоз был отбуксирован в Ворошиловград. После капитального ремонта боевая машина с командой и десантной ротой вернулась в Родаково.

 

                                    ПОСЛЕДНИЙ  БОЙ

 

В январе 1942 года бронепоезд «За Родину!» был откомандирован в район Попасной, оккупированной фашистами. Парализовать работу станции, через которую гитлеровцы отправляли на фронт эшелон за эшелоном, - такая задача была поставлена перед экипажем бронепоезда.

Обстреливая с закрытых позиций станцию днем и ночью, бронепоезд навел ужас на захватчиков, которые полагали, что он уже давно выведен из строя.

Это был один из самых тяжелых периодов Великой отечественной войны. Обстановка на фронтах ухудшалась. В апреле 1942 года командир бронепоезда А. Бондаренко и его заместитель А. Цупов вместе с частью команды были направлены на формирование  новых бронетанковых частей.

Командиром бронепоезда «За Родину!» стал И. Бобриков. В это же время из Полтавы прибыл еще один бронепоезд, составивший вместе с Ворошиловградским броневой бронедивизион.

До начала июля этот дивизион продолжал боевые действия в районе Дебальцево. Самые суровые испытания для бойцов начались, когда советские войска вынуждены были отойти за Северский Донец.

13 июля под станцией Родаково бронепоезда встретили передовые части фашистов, наступавшие на Ворошиловград. В течение 2-х дней железнодорожники держали оборону, нанося тяжелый урон пехоте противника.

Черным днем для бронепоезда «За Родину!» стало 15 июля. На разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Меловая он подвергся массированной атаке «юнкерсов». Первый налет вражеских самолетов был отбит.

 «Стальная крепость» продолжала держать оборону. Вторая волна «юнкерсов» с еще большей яростью пыталась уничтожить бронепоезд, но зенитчики отбили и этот налет. Экипаж продолжал сражаться, несмотря на тяжелые потери.

 И вот в середине того страшного дня гитлеровская авиация совершает третий, самый губительный налет. Уже более 30-ти «юнкерсов» громят неподвижный, лишенный возможности маневрировать бронепоезд. В кромешном аду бойцы вели отчаянную борьбу с врагом.

Одна из бомб накрыла бронепаровоз, другая – тендер. Смертельные ранения получили машинист Воропаев и кочегар Корбань.

 Сошли с рельсов артиллерийская и противовоздушная платформы, загорелись платформа прикрытия и склады боеприпасов. Рвались запасные комплекты снарядов. Но экипаж стоял насмерть. Уцелевшие пушки и пулеметы продолжали разить врага.

Под непрекращающейся бомбежкой, весь в огне и в дыму, героический бронепоезд вёл неравный бой.  Он стал последним для многих бойцов, проявивших образцы мужества и героизма. Командир платформы противовоздушной обороны П.Герасичкин, пулеметчик Ю.Роговой, помощник машиниста Н.Манохин, пулеметчик М.Гуревич, - они отдали свою жизнь за свободу Родины. Тяжело ранен был и командир эшелона старший лейтенант Бобриков.

Полуразрушенный, потерявший огневую мощь, бронепоезд не сдавался врагу. Бой шел до последнего снаряда и патрона. К вечеру командованием было принято решение вывести под огнём противника оставшихся в живых бойцов, которые до конца выполнили свой долг и сохранили Красное знамя.

Под покровом ночи уцелевшее вооружение было демонтировано и вывезено в тыл. То, что демонтировать не удалось, было взорвано.

В районе Меловой поредевший экипаж повстречался с бойцами пехотной части, которые издалека видели поединок бронепоезда с немецкими самолетами.

Изумлённые пехотинцы спросили: «Неужели кто-либо в том пекле остался жив?»

- Как видите, - был ответ. – Погибли многие. Но многим «стальная крепость» спасла жизнь, оставшись в памяти непобеждённой.

Бронепоезд «За Родину!»  выполнил своё задание, задержав наступление фашистов, нанеся им значительный урон и своими героическими действиями приблизив долгожданный День Победы.

Сегодня модель бронепоезда стоит в музее холдинговой компании «Лугансктепловоз», вызывая особенный интерес у приходящих на экскурсии учеников школ и ПТУ.

Эпоха бронепоездов ушла. Но и в нынешнее время дизель- и электропоездов, выходящих из заводской проходной, невозможно забыть о тех, кто ценой своей жизни подарил потомкам возможность жить, работать, любить…

И,  уважая  историю, помнить о прошлом ради своего будущего.

 

                                                              Владимир Спектор                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 


Вернуться назад