ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Разгром оппозиции, санкции, мигранты и интеграция — Белоруссия в 2021 году

Разгром оппозиции, санкции, мигранты и интеграция — Белоруссия в 2021 году


1-01-2022, 13:06. Разместил: Око Политика

Прошедший год стал для Белоруссии одним из самых знаменательных за всю историю независимости республики. События, которые потрясли ее в 2020 году, стали основой для формирования новой реальности, в которой стране приходится жить в настоящее время. Несмотря на множество проблем, как внутри- , так и внешнеполитического характера, официальному Минску удалось стабилизировать обстановку и приступить к выстраиванию новой парадигмы.

Главными факторами, которые оказали и продолжают оказывать влияния не все сферы жизнедеятельности белорусского государства стали: беспрецедентное санкционное давление со стороны Запада, разразившийся миграционный кризис, а также затухший, но не прекратившийся общественно-политический кризис в стране.

Экономика

Экономические показатели Белоруссии в 2021 году удивили экспертов. Еще в начале года многие из них предрекали республике если не кризис, то как минимум абсолютную стагнацию всех отраслей экономики, а о росте ВВП речи не велось и вовсе. Однако все негативные прогнозы оказались преждевременными, а страна не только смогла противостоять западным санкциям, но и показать один из самых впечатляющих результатов за последнее десятилетие.

Как известно, с конца 2020 года ЕС, США и ряд некоторых иных стран Запада ввели несколько пакетов санкций в отношении Белоруссии, которые затронули практически все наиболее важные отрасли. Особый удар был нанесен Евросоюзом летом, когда впервые были объявлены секторальные ограничения, под которые попали производители калийных удобрений, нефтепродуктов и табачной продукции, а также финансовая сфера. В результате, только в европейских санкционных списках оказались 183 человека и 26 организаций. К декабрю рестрикции только ужесточились и, казалось, Белоруссия действительно может потерять, как ей предсказывали, от 3 до 10% ВВП. Однако этого не произошло. По официальным данным, к концу года рост белорусской экономики составил более 2%, а к началу зимы экспорт товаров и услуг, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, увеличился на треть.

Иллюстрация: РБК

Такие результаты большинство экспертов склонны связывать с рядом событий. С одной стороны, речь идет о низких базовых показателях 2020 года, когда экономика Белоруссии упала почти на 1%, хотя планировался ее рост на 2,7%. На 2021 год властями было запланировано увеличение основного показателя лишь на 1,8%, что при нынешних показателях позволяет говорить о новом белорусском «экспортном чуде». С другой — восстановление мировой экономики после пандемии и сокращение в Белоруссии внутреннего спроса и потребления. В совокупности с сокращением общих государственных затрат все это позволило руководству республики улучшить макроэкономические показатели и даже сократить дефицит бюджета: в начале года речь шла о $ 2,5 млрд, теперь — о $ 1,2 млрд.

Кроме того, страна сумела сохранить и даже нарастить золотовалютные резервы. К ноябрю они увеличились до $ 8,55 млрд с $ 7,2 млрд в начале года. В целом же, основные показатели внешней торговли Белоруссии оказались по концу года более, чем обнадеживающими, что и позволило Минску говорить о провале западных санкций. Правда, на 2022 год прогнозы пока делаются крайне острожные, так как рестрикции США и ЕС только начинают вступать в полномасштабное действие. На фоне отсутствия серьезных экономических преобразований в Белоруссии большинство аналитиков склонны считать, что в будущем году ситуация будет хуже. В частности, рейтинговое агентство Fitch оценивает рост ВВП Белоруссии в 2022 году лишь на уровне 0,3%, Международный валютный фонд — на 0,5%, а Евразийский банк реконструкции и развития — на 0,7%. Несмотря на это, Минск сумел доказать своим западным антагонистам, что страна умеет жить в условиях санкционного давления, особенно если за спиной стоит Россия.

Политика

Внешнеполитическое развитие Белоруссии в 2021 году была довольно прямолинейно, хотя и имело ряд особенностей, не позволяющих утверждать об абсолютном переформатировании. В условиях практически полного разрыва политических отношений с Западом Минску, как бы не старались его дипломаты сохранить многовекторность, пришлось серьезным образом корректировать доктрину внешней политики. На протяжении всего года белорусские власти неоднократно пытались наладить диалог с Западом, однако этого так и не удалось сделать. Даже заявления МИДа республики о том, что в случае продолжения санкционного давления Белоруссия может лишиться «государственности», не изменили ситуацию. ЕС и США продолжили поддерживать противников Александра Лукашенко и отказались вести переговоры с официальными властями.

Масла в огонь подлил и развернувшийся с середины года миграционный кризис на границе Белоруссии с ЕС. Именно он был использован Западом для усиления давления на Минск и эскалации напряженности в восточноевропейском регионе. Белоруссия фактически была включена в общий с Россией образ «коллективного врага», который якобы угрожает миру и спокойствию на континенте. Усилило эффект и присутствие в данной тематике Украины, которая на протяжении многих месяцев продолжает твердить о готовящемся «вторжении» России. Теперь в Киеве ожидают подобных действий и со стороны Белоруссии, которую, после заявления Лукашенко о признании Крыма назвали «враждебным государством». По сути, Киев под чутким руководством своих заокеанских кураторов создал дополнительный очаг напряженности в Восточной Европе в надежде получить от этого дополнительную финансовую и иную помощь со стороны Запада. То, во что может вылиться такая позиция в будущем, нынешние украинские власти сегодня не думают. В этой ситуации стоить заметить выдержку Белоруссии, которая пока старается остро не реагировать на заявления и действия Киева, лишь периодически напоминая своему южному соседу, чем все может для него закончиться .

Явно недружественная позиция западных стран и Украины, которая в самых различных проявлениях продолжается с середины 2020 года, стала главной причиной того, что Минск вернулся к процессу интеграции с Россией в рамках Союзного государства (СГ). По сути, это является одним из главных итогов прошедшего года и будет определять дальнейшую жизнь республики. Подготовленные, а затем и принятые в ноябре 28 союзных программ стали итогом трехлетней эпопеи по вопросу сближения двух стран. Согласно документам, Минск сумел добиться от Москвы определенных уступок, фактически направив интеграцию в то русло, которое его устраивает. Кремль, который ранее занимал более жесткую позицию относительно дальнейшего процесса сближения, отказался от политической интеграции, согласившись на работу только в области социально-экономической политики и военной сферы. При этом Россия фактически согласилась на дальнейшее содействие Белоруссии в деле сохранения ее экономической, политической и военной безопасности.

Президенты Белоруссии и России Александр Лукашенко и Владимир Путин. Иллюстрация: yandex.ru

Помимо союзных программ между Минском и Москвой в течение года было подписано множество различных документов — начиная от договора о поставках газа по текущей цене и заканчивая обновленной Оборонной стратегией Союзного государства. По сути, нынешний год стал началом нового этапа белорусско-российских отношений. Это не означает, что Минск не будет предпринимать попыток воссоздать свою многовекторную политику в будущем. Однако в случае продолжающегося агрессивного поведения Запада она будет по большей части связана с вопросами торгово-экономического характера, о чем заявлялось и самими белорусскими властями.

Вопросы внутриполитического развития Белоруссии оказались в большей степени связаны с тем, как развивалась ситуация вокруг республики и в меньшей — с обстановкой в самой стране. Это обусловлено тем, что вспыхнувшие после президентских выборов августа 2020 года протесты затихли сами по себе уже к зиме, а большинство из лидеров белорусской оппозиции сбежали из страны, либо были нейтрализованы правоохранительными органами. Поэтому весь 2021 год прошел под знаком зачистки республики от «деструктивных элементов», под определение которых попали практически все прозападные политики, активисты и организации. За год белорусские власти разгромили все так называемые «независимые СМИ», которые выражали симпатию или даже содействовали протестам 2020 года. Были закрыты десятки негосударственных и некоммерческих организаций, а в тюрьмы попали сотни противников режима, которых до того в Белоруссии старались не трогать, чтобы не нарушить отношения с Евросоюзом и США.

Кроме того, власти республики пошли на ужесточение законов, которые в ряде случаев коснулись и идеологии. В Белоруссии было принято решение полностью разобраться с символикой оппозиции, часть из которой (бело-красно-белый флаг) была названа «фашистской», а также усилить работу по патриотическому воспитанию населения и проведению чистки в государственных организациях и структурах власти. Об этом неоднократно заявлял Александр Лукашенко, подчеркивая, что в управлении и на госпредприятиях должны работать только патриоты, а не представители «пятой колонны».

Параллельно с этим в стране развернулась кампания по проведению конституционной реформы, которая изначально была представлена властями как инструмент завершения общественно-политического кризиса. О необходимости внесения изменений в Основной закон Белоруссии говорилось на протяжении последних нескольких лет, однако практическая работа началась только в 2021 году. Созданная по решению Лукашенко Конституционная комиссия несколько месяцев работала над новой редакцией документа и представляла свои предложения белорусскому лидеру, который долгое время высказывал недовольство. Только в конце ноябре президент Белоруссии заявил, что работа по подготовке Конституции в стране вышла на финишную прямую. На всенародное обсуждение новая редакция Основного закона была представлена белорусам 27 декабря.

Опубликованный вариант обновленной Конституции Белоруссии не стал неожиданностью, так как фактически полностью копирует то, что публиковали ранее члены Конституционной комиссии. По сути, белорусам предлагается изучить и внести свои предложения в документ, который во многом является косметическим, кардинально не меняющим суть государственного строя. Белоруссия по-прежнему остается президентской республикой с сильной исполнительной властью, которая кое-где получает даже больше полномочий, чем ранее. Это связано, в том числе, с появлением в стране нового органа — Всебелорусского народного собрания (ВНС), функции которого, как и принципы его формирования, на сегодня до конца непонятны. Предполагается, что данные вопросы будут уточнены только после того, как пройдет референдум (не позднее конца февраля 2022 года), на котором должна будет принята новая Конституция. Согласно нынешним предложениям, делегатами собрания должны будут стать представители нынешней вертикали власти, а президиум, который предполагается как постоянный орган ВНС, может возглавить президент Белоруссии. В таком случае он получит дополнительные возможности влиять на избрание судей Верховного и Конституционного суда, принятие решений исполнительной и законодательной ветвей власти и даже на вопрос об импичменте самому себе. Как ВНС будет работать, а также как будут соотноситься его функции с белорусским парламентом, тоже пока непонятно.

В новой редакции Конституции появилось множество мелких, но важных, с идеологической точки зрения, моментов. Это признание брака только между мужчиной и женщиной, сохранение памяти о Великой Отечественной войне, тематика патриотизма, отказ от стремления к нейтралитету, а также ряд иных нововведений, которые стали следствием событий последнего года. Пожалуй, одной из неожиданностей стало сохранение приоритета международного права над национальным, от чего ранее предполагалось отказаться.

В качестве определенных уступок оппозиции, которые, по всей видимости, и должны успокоить противников Лукашенко, предлагается формально сократить некоторые полномочия президента и вернуть ограничение количества сроков нахождения на посту главы государства одного человека — не более двух раз. Правда, этот пункт вступает в силу только после проведения новых выборов, которые, по всей видимости, пройдут по графику в 2025 году. Встречаясь 15 декабря с активом Витебской области, белорусский лидер сказал, что недавно думал насчет новых выборов, «но потом передумал», поскольку в обществе могут произойти новые волнения.

В целом же, проект новой конституции выглядит сегодня как своеобразная попытка найти баланс между интересами номенклатуры и противников существующей власти. Однако многие положения документа все еще довольно сырые и должны быть доработаны, прежде чем сам документ будет вынесен на референдум.

Таким образом, 2021 год оказался для Белоруссии богат на события. Он не был насыщен глубокими политическими или экономическими потрясениями для большинства белорусского общества, но стал весьма показательным с точки зрения того, по какому пути республика будут развиваться в обозримом будущем. Стал ли прошедший период «Годом народного единства», как того хотели белорусские власти, покажет предстоящий референдум и последующие за ним события.


Вернуться назад