ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Белорусская оппозиция: «Запад нам поможет!» Украинцам смешно

Белорусская оппозиция: «Запад нам поможет!» Украинцам смешно


23-05-2021, 09:01. Разместил: Око Политика

Несмотря на провал в Белоруссии, местная оппозиция продолжает сохранять оптимизм. Противники победившего на президентских выборах 9 августа 2020 года Александра Лукашенко по-прежнему считают, что дни белорусского лидера сочтены. При этом реальность демонстрирует совершенно иное — власть президента Белоруссии не только не пошатнулась, но стала еще крепче.

В стране продолжается зачистка агентов иностранного влияния, оппоненты власти либо бегут из страны, либо оказываются за решеткой, а практически вся общественно-политическая активность существует только вокруг органов государственной власти. Однако все это нисколько не мешает оппозиции заявлять, что Лукашенко вскоре будет вынужден уйти, а Запад поможет «новой демократической Белоруссии».

Свои надежды на скорую победу над режимом Лукашенко его противники ранее связывали с ситуацией внутри республики. Предполагалось, что недовольство масс, которое было очевидным в первые месяцы после президентских выборов, приведет если не к революции, то как минимум к дворцовому перевороту. Однако со временем стало очевидно, что мирные протесты превратились в народные гулянья под бело-красно-белым флагом, а затем и вовсе скатились к разрозненным флешмобам и сегодня практически перестали быть видны. В этой связи в штабах белорусской оппозиции было решено пересмотреть свои планы.

В последние месяцы экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская и ее окружение, а также член Народного антикризисного управления (НАУ) и бывший министр культуры республики Павел Латушко заявляют, что свергнуть Лукашенко можно только при непосредственной помощи стран Запада. Сделать это предполагается не только за счет санкционной политики, которая должна разрушить экономику Белоруссии и заставить людей снова выйти на улицы, но и различного рода помощи противникам режима, в первую очередь финансовой. Вместе с тем, как показывают последние события, ситуация вокруг страны развивается совершенно не по тому плану, который оппозиционеры нарисовали себе в голове.

О том, что «новой демократической Белоруссии», где не будет Лукашенко, необходима финансовая и иная помощь, оппозиция и ее западные партнеры заговорили практически сразу же после того, как в республике начались массовые акции протеста. Причем неудивительно, что самую большую активность в этом плане проявляли Польша и Литва. Именно эти страны были одними из первых, кто заявил о необходимости помочь противникам Лукашенко не только морально, но и деньгами. Однако в последующем все объявленные как ЕС, так и США программы во многом остались на бумаге, так как белорусские власти сумели практически полностью перекрыть каналы поступления денег в республику. Финансирование тем, кто бежал из Белоруссии и осел на территории Евросоюза, было сокращено из-за откровенного воровства средств распределителями на местах. Позже стало известно, что и планы экономической поддержки так называемой демократической Белоруссии будущего также подверглись ревизии и стали походить на отписку для белорусской оппозиции со стороны еврочиновников.

Стоит напомнить, что с инициативой разработать «план Маршалла для Белоруссии» Польша, Литва и Румыния выступили еще в сентябре прошлого года. По словам лидеров этих стран, Евросоюз должен был обсудить пакет мер помощи «демократической Белоруссии, стремящейся к политической, экономической и социальной трансформации». И на тот момент предложение тройки, где главным инициатором была Польша, были достаточно грандиозными, напоминая то, чем в свое время Запад заманивал Украину за ее отказ от сотрудничества с Россией.

В частности, предполагалось, что Белоруссия после ухода Лукашенко сможет получить множественные преференции в торговле с ЕС, помощь в переговорах о вступлении во Всемирную торговую организацию, а также знаменитый безвизовый режим, который, к слову, в отличие от Украины, никогда не был вопросом номер один для белорусов. Кроме того, предполагалось помочь диверсифицировать экономику и энергетический сектор страны, профинансировать их реструктуризацию и все проводимые в стране реформы (в том числе и политические), наполнить страну инвестициями, а также привлечь международные финансовые структуры в процесс реформирования Белоруссии. Это, а также многое другое, по мнению как белорусской оппозиции, так и ее западных партнеров, должно было склонить чашу весов в борьбе с Лукашенко на их сторону. Предполагалось, что объявленная помощь заставит большинство белорусов обратить внимание на Запад и активизировать свои действия по сопротивлению режиму. Кроме того, расчет был и на то, что озвученные планы поддержки страны в будущем убедят перейти на сторону оппозиции и часть окружения Лукашенко.

В начале октября 2020 года премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий представил на саммите Евросоюза «Экономический план для демократической Белоруссии». Среди всего прочего в нем предлагалось предоставить республике после проведения новых выборов помощь в размере 1 млрд евро. Это было с воодушевлением воспринято белорусской оппозицией, а Павел Латушко и вовсе назвал данный план «действительно важным сигналом». При этом никого не смутила столь мизерная сумма помощи, которую предлагала Варшава. Она оказалась даже меньше того, о чем в то время вели переговоры Минск и Москва — $ 1,5 млрд. Хотя изначально в белорусской оппозиционной среде подчеркивали, что только суммы больше тех, что Россия выделяет Белоруссии, способны переломить ситуацию.

«Очень важна взаимосвязь между той помощью, что может предложить нам Европейский союз и одновременно Российская Федерация, с теми ожиданиями белорусского общества и именно нашими конкретными шагами внутри Белоруссии», — отмечал тогда Латушко.
Светлана Тихановская и Матеуш Моравецкий. Иллюстрация: reform.by

В Брюсселе оказались не готовы тратить значительные суммы на поддержку Белоруссии как той страны, в которой ЕС нуждается. Да и сам новый «план Маршалла» для республики долгие месяцы находился на заднем плане европейской внешней политики.

В феврале верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель и еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства и расширения Оливер Вaрхейи в очередной раз сообщили, что Евросоюз готов предложить «новой Белоруссии» всеобъемлющий план экономической поддержки. Но в чем конкретно он заключается, тогда было неизвестно. Такая неизвестность сохранялась вплоть до мая, что вызвало недовольство среди белорусской оппозиции. Светлана Тихановская даже просила дать ей ознакомиться с планом и опубликовать документы для всеобщего обозрения, чтобы привлечь на свою сторону сомневающихся белорусов. В штабе экс-кандидата в президенты на фоне полного провала протестов внутри республики пытались найти хоть какие-то инструменты, чтобы сохранить заинтересованность к себе как в Белоруссии, так и на Западе. Поэтому там всерьез рассчитывали, что обнародование европейского плана финансовой помощи способно снова всколыхнуть белорусское общество.

В середине мая на онлайн-встрече Тихановской с гендиректором департамента политики добрососедства и переговоров по расширению Еврокомиссии (DG NEAR) Мацеем Поповским проект «Всеобъемлющего плана помощи ЕС для Белоруссии» наконец-то был представлен. Его сразу же одобрили все белорусские оппозиционные структуры, хотя у многих он вызвал большие вопросы.

Оказалось, что план предполагает финансовую макропомощь для республики и поддержку политических и экономических реформ в переходный период и после новых свободных выборов с участием Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Никаких иных действий, которые ранее предлагала Польша и ее партнеры, не запланировано. Это уже вызвало недоумение не только в Белоруссии, но и в Варшаве. Например, близкая к правящей партии «Право и справедливость» газета Rzeczpospolita заявила, что предлагаемая помощь белорусской оппозиции крайне мала, а сам план «не содержит никакой конкретики».

«В настоящий момент речь идет максимум о 3 млрд евро в форме безвозмездных субсидий, остальные средства могут поступить в виде кредитов, которые потом будет отдавать уже реформированная страна», — отметили в Rzeczpospolitа и подчеркнули, что ЕС следовало бы обратить внимание на польский вариант плана, который предполагает куда более широкую деятельность в отношении Белоруссии.

Такая реакция Польши на европейский план совершенно закономерна. Варшава никогда не скрывала, что стремится защитить свои собственные интересы в ситуации вокруг Белоруссии. При этом польские планы довольно широки — от экономики до политического влияния в соседней республике. Например, еще осенью прошлого года заместитель министра иностранных дел Польши Мартин Пшидач отмечал, что «мы готовы разговаривать с Белоруссией о поставках нефти и газа из других стран, о диверсификации».

Кроме того, в последние годы Варшава крайне раздражительно воспринимает любые не согласованные с ней действия ЕС в отношении официального Минска. Поэтому и предложенный Брюсселем план финансовой помощи Белоруссии после ухода Лукашенко, не принятый по предложенным Польшей лекалам, рассматривается в Варшаве как угроза своему доминированию в соседней республике. При нынешней политике ЕС в будущем Варшава может оказаться вне системы принятия глобальных решений по Белоруссии и не сможет в полной мере реализовать там собственные планы. Нечто подобное произошло и в случае с Украиной, когда после Евромайдана внешнее управление страной перешло в руки США. Евросоюз, а вместе с ним и Польша оказались на второстепенных ролях и сегодня не могут существенно влиять на официальный Киев. Поэтому потерять еще и Белоруссию в Польше не могут. Отсюда и критика Варшавой европейских планов, а также самая активная в ЕС позиция по белорусскому вопросу.

Иллюстрация: iz.ru

Следует заметить, что, несмотря на пространные документы и вялую политику со стороны ЕС, белорусская оппозиция воспринимает любые действия Брюсселя с радостью. Особенно когда дело касается денег. Как отмечал ранее советник Тихановской по международным вопросам Франак Вячорко, «поиск финансовой поддержки будущей свободной Белоруссии является для нас приоритетом». Правда, в среде противников Лукашенко не принято говорить о том, что даже объявленных в ЕС сумм не хватит не то что на реформы, но и на сохранение экономики Белоруссии. Их хватит лишь на финансирование будущих ставленников Запада, главным смыслом деятельности которых должно стать молчаливое согласие на раздел белорусской собственности, как это уже не первый год происходит на Украине. При этом финансирование Киева было не в пример больше того, что сейчас ЕС может предложить белорусам. Недавно в Брюсселе подсчитали, что Киев за последние годы получил 16,5 млрд евро в виде грантов и займов. Однако все это никак не улучшило жизнь простых украинцев, а страна еще больше погрязла в коррупции. Более того, сегодня Запад уже даже перестал обещать Украине «светлое будущее», а многие международные финансовые структуры отказываются работать с Киевом.

Нечто подобное сегодня предлагается и белорусам, только за куда меньшие деньги. За 3 млрд евро Белоруссия должна свергнуть Лукашенко, отказаться от интеграции с Россией, переформатировать общественное сознание на европейский лад, реструктуризировать экономику, отказавшись от «неэффективных» предприятий, и поставить в управление страной тех, кто сегодня находится за пределами республики и на полном обеспечении Запада. При таком раскладе поверить в искренность желания ЕС и США, а вместе с ними и оппозиции улучшить жизнь простых белорусов, особенно на фоне ситуации на Украине, крайне сложно.


Вернуться назад