ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Япония рискует получить по зубам, отказывая в праве России на ее Севморпуть

Япония рискует получить по зубам, отказывая в праве России на ее Севморпуть


21-05-2021, 20:30. Разместил: Око Политика

Япония заявила о желании включиться в мировую дискуссию по поводу освоения Арктики, замахнувшись на Северный морской путь, который сулит ей не только выгоды транспортного коридора в Европу, но и освоение несметных природных ресурсов. Для этого она решила разыграть излюбленную Западом карту — обвинить Россию в агрессивном поведении в Арктическом регионе.

Газета «Нихон кэйдзай», являющаяся рупором японских деловых кругов, вдохновившись темами, поднятыми на завершившемся накануне, 20 мая, заседании Арктического совета, где Япония участвовала в качестве страны-наблюдателя, выступила с прямым обвинением в адрес Москвы.

«Сегодня складывается впечатление, что Россия стремится в Арктике создать выгодные для себя правила, по которым она будет в любом случае требовать от иностранных судов предварительного уведомления о проходе по Севморпути, а также обязывать их пользоваться сопровождением российских ледоколов. Преследование национальных интересов любой страной — это вполне разумно, но если использование нового морского пути будет сопряжено с различными ограничениями, то смысл в его активном задействовании пропадает», — говорится в опубликованной редакционной статье.

Японский политбомонд отмечает, что в условиях глобального потепления возможности использования человеком Арктики и Северного Ледовитого океана значительно расширяются. До сих пор огромные пространства здесь были покрыты вечными льдами. И вот эти льды начинают быстро таять, делая реальностью освоение несметных природных ресурсов, сокрытых в Арктике, и пролегающих здесь судоходных путей.

Эти самые деловые круги решили, что «в Арктике до сих не установлены действенные правила ее освоения и использования». По их мнению, настало время углубить международную дискуссию по этим вопросам, исходя в том числе и из необходимости сохранения окружающей среды.

«От Японии тоже требуется самое активное участие в этих процессах, — констатирует «Нихон кэйдзай», ставя в заслугу японской стороне исследования в области метеорологических наблюдений и прогнозов, защиты окружающей среды и совершенствования международного права в Арктике.
«Хотелось бы, чтобы результаты этой деятельности нашей страны оказались полезными при освоении арктического пространства и Северного Ледовитого океана», — указывает Токио на свои претензии на Севморпуть и природные ресурсы.

Как подчеркивает издание, «приоритетной темой в Арктике и Северном Ледовитом океане является тема судоходства».

«Самый перспективный маршрут, соединяющий Европу и Азию, — вдоль северного побережья России. Она уже эксплуатирует танкеры для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) с газовых месторождений на полуострове Ямал как в Европу, так и в Азию», — сообщается в публикации.

В Токио подчеркивают, что если в будущем станет возможным стабильное использование Северного морского пути, то морской транспортный маршрут между Японией и Европой сократится примерно на треть по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал.

«Значение этого варианта морского транспортного сообщения для Японии исключительно велико», — выражает газета позицию политического руководства страны, которое считает, что «здесь есть и целая гора проблем».

В связи с этим у японской стороны возникает масса вопросов, главные из которых: становятся ли воды, освободившиеся ото льда в прибрежной зоне, территориальным морем России, может ли она регулировать прохождение иностранных судов в своей исключительной экономической зоне (ИЭЗ) в Арктике, каким образом будет организовываться работа по спасению терпящих бедствие судов и так далее.

«Если свободные ото льда прибрежные воды Северного Ледовитого океана будут определяться как территориальное море России, то она не будет иметь права требовать от безвредно курсирующих иностранных судов запроса разрешения на проход по ним, — пишет „Нихон кэйдзай“. — С другой стороны, в статье 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву говорится, что прибрежные государства могут регулировать судоходство других стран в своих исключительных экономических зонах, если эта зона покрыта льдом, исходя из требований экологии, безопасности и т. д. И это дает России в руки мощные рычаги».

Как само собой разумеющееся предполагается, что в Арктике необходимо прилагать максимальные усилия к охране ее окружающей среды.

«Но мир должен стремиться к установлению на арктических просторах такого верховенства закона, который отвечал бы законным интересам как прибрежных государств, лежащих в Северном Ледовитом океане, так и пользователей пролегающих здесь морских путей», — заявляют японские политики.

EADaily напоминает, что 20 мая в Исландии завершилось министерское заседание Арктического совета, на котором обсуждались вопросы международного сотрудничества по вопросам устойчивого развития Арктики и охраны ее экологии. Восемь арктических государств — Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция — являются странами — членами совета, Япония участвует в качестве наблюдателя вместе с Китаем и другими странами.

Теперь председательство в Арктическом совете на два года перешло к России, церемония прошла в рамках встречи глав МИД «арктической восьмерки» в Рейкьявике.

EADaily также отмечает, что 20 мая на заседании Российского организационного комитета «Победа» председательствующий на нем президент РФ Владимир Путин предупредил иностранных партнеров, которые «хотят где-то укусить или чего-то от нас откусить», что «они должны знать, те, кто собираются это сделать, мы зубы выбьем всем, так чтобы они не могли кусаться». Как подчеркнул российский лидер, «залог этому — развитие наших вооруженных сил».


Вернуться назад