ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Противостояние в Дманиси: Грузия на пороге межэтнического конфликта?

Противостояние в Дманиси: Грузия на пороге межэтнического конфликта?


20-05-2021, 07:41. Разместил: Око Политика

О том, что в союзнических и добрососедских отношениях Грузии и Азербайджана есть огромное количество проблем, знают все. Их обсуждали столько раз, что незачем перечислять заново. То, что произошло в Дманиси, — это не какие-то местечковые разборки, не спонтанные беспорядки, возникшие на периферии грузинского государства, причину которых пытаются усиленно приземлить на «бытовую почву».

В небольшом городке произошли массовые столкновения между этническими азербайджанцами и грузинами. Длились они для обычной драки слишком долго. Потребовалось вмешательство властей — до самого высшего уровня, а также духовных лиц, НПО и т. д. Острую фазу удалось затушить. Глава МВД Грузии Вахтанг Гомелаури с явным облегчением говорит, что, хотя пострадавшие и есть, тяжелых повреждений не получили ни полицейские, ни участники инцидента. Ну хоть за это спасибо, что это не вторая «гавриловская ночь».

Министерство по вопросам примирения и гражданского равноправия выражает надежду, что каждый гражданин Грузии вне зависимости от этнического происхождения четко осознает свою государственную ответственность.

«Важно, чтобы все граждане с осторожностью относились к таким заявлениям, которые в подобных ситуациях могут искусственно накалить положение во вред интересам государства и нашего многоэтнического общества», — говорится в заявлении ведомства.

Что это за заявления, к которым нужно относиться осторожно, догадаться не трудно. Муфтий Восточной Грузии Этибар Эминов выразил глубокое удовлетворение тем, что конфликтующие стороны простили друг друга, помирились и заключили перемирие. Радость муфтия по-человечески понять не сложно, но вот термин «перемирие» настораживает. Перемирие означает всего лишь временную приостановку конфликта. Соответственно ведут сегодня себя и политики, пытаясь смотреть на произошедшее, как это описано в замечательной сказке Андерсона «Голый король».

Глава Службы государственной безопасности Григол Лилуашвили категорически требует, чтобы никто не смел классифицировать инцидент, как конфликт на этнической почве. Любого, кто это сделает, Лилуашвили считает врагом страны, который будет более чем сурово наказан. Конфликт произошел на бытовой почве и точка.

Власти и грузинские политики «голого короля» не желают видеть в упор. Даже лидер «Гирчи» Яго Хвичия решил не нарушать инструкции правительства и употреблять термин «этнический».

«Я не верю, что в Дманиси люди подрались из-за того, что кому-то в магазине не дали в долг пиво. Думаю, это совсем другая проблема, которую мы не знали, да и сейчас не знаем хорошо. То, что дело дошло до этого, — проблема государства. И нужно разрешить это, не хочу называть — какое противостояние. Эту тему не урегулировать, только задержав сто участников драки», — заявил Хвичия.

Ну прямо, как имя Волана-де-Морта из романов о Гарри Потере — тот, кого нельзя называть.

Конфликтолог Паата Закареишвили, бывший в свое время министром по вопросами примирения и гражданского равноправия, сделал более откровенное заявление.

«Власть в упор не видит, закрывает глаза на проблемы, что является просто вопиющим. Меня беспокоит не этот факт, а то, что этот эпизод — продолжение отрешенности какой-то части населения от доминантного населения. Какой месседж послали власти таким поведением? Получается, что если ты не этнический грузин, не православный — то у тебя постоянно где-то на каком-то, даже на бытовом уровне будут возникать проблемы», — сказал он.

А проблемы эти возникли еще в начале 90-ых годов, когда в муках рождалась независимое грузинское государство. Для тогдашней власти в лице первого президента Звиада Гамсахурдия, его соратников и огромного количества сторонников, находящихся в густом угаре националистических идей, регион Квемо-Картли представлялся достаточно опасным с точки зрения грузинской государственности именно в том ракурсе, в каком они его себе и представляли. Квемо-Картли — это один из немногих регионов Грузии, где этнические грузины составляют меньшинство. В этом виделась опасность возникновения сепаратизма, который мог бы угрожать территориальной целостности грузинского государства.

Во всех сообщениях СМИ участники массовых столкновений называются этническими азербайджанцами с одной стороны, а с другой — экомигрантами. Если перейти с толерантного новояза на современный, то так называемые экомигранты, представляющие грузинское население, являются сванами. Хотя Грузия страна и небольшая, Сванетия и Квемо-Картли не только не соседи, но и расположены у противоположных границ Грузии.

Первый президент Звиад Гамсахурдия на полном серьезе предлагал давать грузинское гражданство только тем, чьи предки жили в Грузии до 1801 года. Отметим, что до 1801 года, а это было до появления России в Закавказье, Восточная Грузия входила в состав Персии, а Западная в состав Османской Турции. Очень часто идеи грузинских политиков настолько бредовые, что не поддаются никакому здравому объяснению. В то время даже католикос-патриарх Илья II не удержался и проклял тех, кто покушается на жизнь грузина.

Грузинские власти того времени даже особо не скрывали, что сванские переселенцы, славящиеся своим воинственным горским характером, должны были изменить демографическую ситуацию в Квемо-Картли. В ура-патриотическом угаре и эйфории подобные действия ксенофобией никто не называл.

Но сегодня непреложным является и тот факт, что начался выезд из страны жителей осетинских, греческих, армянских, русских сел. Сегодня в деревнях, где раньше жили представители этнических меньшинств, на один жилой дом приходится 5?7 заколоченных, покинутых своими хозяевами.

Беспорядки в населенных азербайджанцами районах никогда не были редкостью, но они носили совершенно иной, политический характер. В яростные схватки друг с другом с обеих сторон вступали азербайджанцы. Просто одни из них были сторонниками «Грузинской мечты», а другие — «Единого национального движения» Михаила Саакашвили, которые и провоцировали все эти беспорядки.

Последний конфликт совершенно иного рода. Здесь азербайджанцы Квемо-Картли вступили в конфликт не просто с эко-мигрантами сванами, а и с силами правопорядка. Такое себе могли позволить только подзащитные США грузинские оппозиционеры на проспекте Руставели. Следует при этом учитывать, что и жители Квемо-Картли в соцсетях, и азербайджанские учебники по истории, и значительный пласт азербайджанских ученых совершенно убеждены в том, что регион Квемо-Картли в действительности — азербайджанская земля, подаренная в свое время Надир-шахом тюркскому племени Борчалу, и вошел в состав Грузии только благодаря интригам советского руководства.

Пока в конфликте между Арменией и Азербайджаном сохранялось равновесие, позиция Азербайджана по отношению к Грузии была более взвешенной и умеренной. После последней войны в Карабахе чаша весов явно склонилась на сторону Азербайджана, опирающегося на всестороннюю поддержку Турции. Смешно думать, что крутые ребята в Дманиси в первый раз решили попить на халяву чужое пиво. Если раньше с ними предпочитали не связываться, теперь времена изменились. И они, и даже государственная полиция встретили весьма жесткий и организованный отпор. Выводы из изменившейся ситуации должны сделать не только экомигранты, а главным образом грузинское руководство.

В грузинском фольклоре, как и во многих других, есть сказки о наивных представителях домашних птиц, решивших подружиться с волком и лисой. Финал подобной дружбы должен быть ясен даже не слишком умному человеку.


Вернуться назад