ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Интервью с бывшим Послом Китая в Кыргызстане, Латвии, Казахстане, Украине Яо Пейшен.

Интервью с бывшим Послом Китая в Кыргызстане, Латвии, Казахстане, Украине Яо Пейшен.


20-02-2020, 09:35. Разместил: Иван1234567

 

Интервью с бывшим Послом Китая в Кыргызстане, Латвии, Казахстане, Украине Яо Пейшен.

Яо ПЕЙШЕН: «Китай и дальше готов двигаться вперед вместе с Кыргызстаном и другими добрыми соседями в направлении прогресса и постоянной модернизации»

 

– Господин Пейшен, какие интересы преследует Китай в Центрально-Азиатском регионе? 

– Китай не преследует односторонних интересов, а стремится к обоюдному выигрышу в сотрудничестве со странами Центральной Азии. Не лишним было бы немного оглянуться на историю. После обретения независимости странами ЦА Китай сразу признал этот факт и установил с ними крепкие дипломатические отношения. Я хорошо помню, что во всех двусторонних документах четко установлены принципы равноправия и взаимной выгоды. C того времени прошло почти тридцать лет. Следует отметить, что Китай никогда не ставил каких-либо дополнительных условий сотрудничества в разных областях, не навязывал кому-либо своей воли.

Позиция Китая определена строгой последовательностью его внешней политики. Руководство Китая открыто заявляло, что все страны, будь то большие или малые, богатые или бедные, должны быть равноправными. И это не просто декларации. Китай так говорит и поступает так на деле. Еще хотел бы особо подчеркнуть стремление Китая к партнёрской взаимопомощи: когда партнер встречается с какой-либо трудностью, то Китай готов протянуть руку возможной помощи, принимая это как должное.

 

– Какую степень экономического, политического влияния оказывает КНР на страны ЦА? Проведите ранжирование по странам региона…

– Я лично считаю, что есть необходимость определить концепцию влияния. Китай не имел и не имеет возможности влиять на решение политических и экономических проблем какой-либо страны. Видите ли, влияние извне на другой субъект международного права будет расцениваться как вмешательство во внутренние дела другой страны. Мы рассматриваем зону ЦА как зону гармоничного сотрудничества, но никак не зону конкуренции. В мире у отдельных стран есть такое хобби – играть роль судьи. Они преследуют исключительно собственные цели, разглагольствуя при этом, кто поступает по-демократически, а кто нет. Я считаю, вряд ли такого учителя-ментора будут радушно принимать.

Если же кто-нибудь будет готов оказывать влияние таким образом, то я бы советовал им делать это в следующих формах: высказать разумные предложения по сохранению общественной стабильности, оказать экономическую и гуманитарную помощь и сделать практические шаги для сохранения региональной стабильности. Полагаю, любой стране, обладающей ответственностью, следовало бы поступать и позиционировать себя в качестве друга, а не гегемона по отношению к другим. Любая суверенная страна не нуждается в директивных указаниях от других.

 

– Какие форматы взаимодействия выстраивает КНР с государствами ЦА?

– Форматы взаимодействия Китая со странами ЦА работают, главным образом, в двусторонних рамках и ШОС. Со дня установления дипотношений между Китаем и странами были согласованы и задействованы многие механизмы сотрудничества, которые охватывают политический, экономический, гуманитарный и другие аспекты.

На данном этапе развития взаимоотношения Китая с пятью странами ЦА подняты на уровень партнерства, всестороннего стратегического сотрудничества. Кроме того, Китай с четырьмя странами ЦА и Шанхайской Организации Сотрудничества имеет еще многосторонние каналы расширения связей между собой.

А механизмы встреч на разных уровнях динамично двигают реализацию таких договоренностей, как Конвенция о борьбе с терроризмом, Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств членов ШОС, Соглашение о создании благоприятных условий для международных автоперевозок, Стратегия развития ШОС до 2025 года и так далее. Одним словом, со временем развитие этих форматов сотрудничества принесет много плодов в виде выгод Китаю и странам ЦА. В этом не должно быть никаких сомнений.

 

– Насколько успешно реализуются инфраструктурные проекты в рамках ЭПШП?

– В целом в регионе ЦА инфраструктурные проекты в рамках ЭПШП реализуются нормально. Они включают транспорт, химическую промышленность, добычу ресурсов, строительство, сельское хозяйство, энергетический сектор и так далее. Перечень очень длинный. В качестве иллюстрации приведу самый яркий пример: сегодня уже образована сеть авто— и железных дорог между Китаем и странами Центрально-Азиатского региона. По сей день порядка 70% грузопоездов по направлению Китай – Европа проходит через территории ЦА. Это наглядно показало конструктивную взаимозависимость и перспективу сотрудничества в рамках ЭППШ.

 

– Какие факторы препятствуют развитию отношений со странами региона ЦА?

– На мой взгляд, между Китаем и странами региона имеются лишь конкретные технические проблемы, которые решались и решаются путем проведения постоянных консультаций и непрерывного диалога. Не существует никаких политических факторов, которые мешают развитию взаимоотношений, потому что на протяжении тридцати лет мы совместными усилиями заложили прочную правовую основу равноправного сотрудничества.

Непрерывный рост торговых оборотов, расширение гуманитарного обмена между людьми, а также углубление взаимопонимания – это те факты, которые говорят сами за себя, а именно, что процесс дальнейшего сотрудничества между Китаем и странами ЦА носит необратимый характер. Китай и дальше готов двигаться вперед вместе с Кыргызстаном и другими добрыми соседями в направлении прогресса и постоянной модернизации. Будущее для всех нас будет светлым!


Вернуться назад