Колбасная эмиграция — сомнительное с точки зрения здравого смысла решение. В первую очередь потому, что бедность является понятием относительным, а не абсолютным. Если инженер Иванов страдал дома из-за того, что ездил на автобусе, в то время как у его соседа были «жигули», после переезда он будет страдать из-за того, что ездит на «бьюике», в то время как сосед красуется на «порше». Страдания Иванова, пожалуй, даже усугубятся, так как в Америке сосед уведёт ещё и его жену. Чтобы выиграть от эмиграции, нужно ехать не за «длинным долларом», а за чем-то ещё. Например, уезжать из страны, в которой учёных не ценят, в страну, в которой учёных ценят. Или уезжать из страны, где выигрывают жуликоватые проныры, в страну, где выигрывают экономные трудяги. Вот тогда, действительно, выигрыш будет ощутим… особенно если параллельно повезёт угадать с эпохой, покинув одну страну на спаде, и приехав в другую страну на подъёме. Вместе с тем, повторюсь, переезд обычно не имеет смысла, ибо человек, как сказал классик, это такой подлец, который совершенно ко всему привыкает. Я вот, например, поставил недавно над собой эксперимент: заменил сдобные булочки, тортики, круассаны и прочие быстрые углеводы… яблоками. Мой организм, вероятно, думает, будто мой уровень жизни радикально понизился — там, где раньше я ел пирожное за 200 рублей, теперь я ем яблоко, которое стоит в 10 раз дешевле. Тем не менее я не страдаю. Напротив, я чувствую теперь себя как тот гусар из анекдота про поручика Ржевского в дальнем гарнизоне. Мало того, что обычное яблоко теперь для меня вкуснее и слаще, чем кремовое пирожное месяц назад, так я ещё и начал различать сорта яблок на вкус! Вегетарианцем я не стал, также при случае я по-прежнему могу приговорить на заправке какой-нибудь зазевавшийся кленовый пекан с орехами, но дома на столе у меня стоит теперь миска с грушами «Конференц» и яблоками «Гала фас», от которых я парадоксальным образом получаю значительно больше удовольствия, чем получал раньше от фирменных блинов и от прочих изысков петербургских кондитеров. Если вы сейчас пройдёте по лестнице своего дома и обыщете холодильники своих соседей, вы обнаружите, что логика Фёдора Михайловича не популярна в народе, и что люди не хотят довольствоваться малым, что они таки предпочитают шоколадки, а не яблоки. Тем не менее статистика по эмиграции показывает, что когда дело доходит до серьёзных решений, у нашего народа включается глубинная мудрость. Народ сознаёт, что хоть издалека и кажется, будто тротуары в Сан-Франциско намазаны мёдом, но на самом деле это отнюдь не мёд. Даже на излёте СССР, когда у жителей нашей страны были по-настоящему веские причины уезжать, только немногие решились запаковать чемоданы. Когда же еврейская и немецкая волны эмиграции схлынули, поток уезжающих обмелел до уровня ручейка, и эмиграция установилась на том же низком уровне, который наблюдается и в большей части остальных цивилизованных стран: https://ruxpert.ru/Эмигр�...
Теперь, когда мы очередной раз проговорили причины, по которым массовое бегство из сколько-нибудь стабильной и развитой страны невозможно, пора перейти к обсуждению по-настоящему грустной темы. В 1992 году мы со слезами на глазах простились с Советским Союзом. Ещё два-три года в стране бушевал полнейший хаос, и нам, пожалуй, стоило тогда радоваться уже тому, что по улицам городов не начали колесить импровизированные тачанки с пулемётами по типу тех, которые нам показывают сейчас в новостях из Африки и из освобождённых американцами арабских стран. Дальше, однако, российские власти могли бы сесть, подумать и провести относительно небольшую реформу. Добавить в школьную программу… программирование. Я знаю, программирование было в школьной программе и в советское время: меня, например, в знаменитой «Тридцатке» учили бэйсику, причём учили на очень неплохих даже по меркам 2019 года самописных тренажёрах. Мне рассказывали, что ещё раньше, в шестидесятые, были попытки в виде эксперимента где-то преподавать алгол. Я знаю, что позже, в девяностые, в школьную программу добавили предмет «Информатика», и что сейчас по информатике можно даже сдавать ЕГЭ. Всё это вместе взятое, увы, только вялая имитация движения в нужную сторону. Заведомо провальные попытки, которые делает обычно лентяй перед тем, как начать оправдываться: «ну вы же видите, я честно старался, просто не получилось». Советские начинания были хороши, но это был артхаус, кино не для всех. В силу советской бедности, в силу отсутствия в школах компьютеров, локальных сетей, дискет, интернета и так далее, преподавание программирования в школах массовым быть никак не могло. В России и денег стало побольше, и дефицит исчез. Сами компьютеры, спасибо развитию технологий, также подешевели. Вместе с тем появилась другая проблема — если советские курсы по программированию были неплохими, то известные мне российские курсы по информатике откровенно плохи, учить детей при помощи этих курсов нельзя: https://olegmakarenko.ru/15046... Немного жестоких цифр. Школьная программа за 11 лет — это примерно 10 тысяч уроков. Колоссальный, чудовищный, исполинский объём. Чтобы лучше осознать масштаб уходящих в песок ресурсов: курьерам Яндекс.Еды за навык прямохождения платят по 100 рублей в час. Если ребёнок будет прогуливать школу и разносить по городу пиццы, он заработает за 11 лет около 1 миллиона рублей. Так вот, при наличии политической воли в эти 10 тысяч уроков вполне можно было уместить обучение программированию: сделать так, чтобы после окончания школы подростки массово сдавали не ЕГЭ по математике и русскому, а ЕГЭ по джаве, PHP или питону. По моим прикидкам, для этого достаточно было бы отгрызть всего лишь 1 тысячу из этих 10 тысяч уроков. Выучить язык программирования значительно легче, чем выучить иностранный язык. Там проще синтаксис, там на два порядка меньше исключений, там вполне достаточно выучить 50 слов, чтобы получить базовый словарный запас. Если бы мы начали учить детей программированию в 1995 году, сейчас в России была бы целая армия из нескольких десятков миллионов программистов. Которая, — смотри начало поста, — не уехала бы в США и в Британию, а создала бы целый лес стартапов в Петербурге и в менее технологически продвинутых российских городах. Так как интернет сделал планету плоской, Россия, с нашей хорошей инженерной школой, могла бы уже к настоящему времени стать цифровым центром всего мира. Увы, ничего подобного в 1995 году не произошло. Может быть, произойдёт в 2020 году, но далеко не факт, что в России. У нас довольно отсталая образовательная система, проблемы которой усугубляются огромными размерами нашей страны. Если бы я принимал ставки на тотализаторе, я бы, пожалуй, ожидал прорыва скорее от какого-нибудь маленького здравомыслящего государства из Центральной или Восточной Европы.
Олег Макаренко
Вернуться назад
|