ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Трудности минско-нормандского формата

Трудности минско-нормандского формата


21-09-2019, 09:28. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Стандартные маневры времен Порошенко

Очередные пробуксовки в «нормандском формате», вызванные разбродом и шатаниями в окружении Зеленского по поводу того, как лучше уклониться от выполнения «формулы Штайнмайера» и «минских соглашений», особого удивления не вызвали.

Уже после заявлений Курта Волкера по поводу перспектив войны на Украине и требований, связанных с Крымом, было понятно, что США не собираются отказываться от своей линии по поддержанию управляемого конфликта средней интенсивности, который ослабляет Россию и Европу за счет Украины. Расходы США на Украину умеренные, а выгоды от идущего конфликта – значительны. Поэтому США и не видят резона давить на Зеленского и его окружение, чтобы те сворачивали войну. Наоборот, американцы стремятся к тому, чтобы Зеленский в видоизмененной форме двигался к той же цели, что и Порошенко. Зеленский, даже если допустить такую мысль, что он действительно хочет мира, - фигура не полностью субъектная. С одной стороны, он зависит от своих олигархических спонсоров во главе с Коломойским. С другой, он зависим от внешних кредиторов, без учета мнения которых украинская экономика быстро схлопнется под тяжестью набранных долгов (осенью Зеленскому предстоят тяжелые переговоры с МВФ, где от него будут требовать новых уступок по социалке и дальнейшей приватизации). И главное – Украина, что при Порошенко, что при Зеленском, политически очень сильно зависит от США и не учитывать мнение Вашингтона в вопросах войны и мира просто не может.

США же мира не хотят, ни в Холодной войне с РФ в общем, ни в конкретно взятой войне на Украине в частности. Поэтому США нет и не предвидится ни в минском, ни в нормандском формате. Переговоры по поводу будущего Украины, по сути, проводятся без главного игрока на украинском направлении. США достаточно разумно предоставляют своим украинским марионеткам возможность разговаривать, при этом избегая любых обязательств и оставляя широкие возможности по срыву других договоренностей, которые угрожают американской стратегии на украинском направлении. Минские соглашения США трактуют исключительно как форму капитуляции России, и от этой линии принципиального отхода не наблюдается.

Поэтому попытки Зеленского и Коломойского на деле выполнить хотя бы часть политических пунктов Минских соглашений означают фактический бунт против американского диктата, что выглядит маловероятным. Ввиду этого предвыборные обещания Зеленского наталкиваются на политическую обусловленность американской политики на Украине, где вопрос заключения мира не желателен. Отсюда и примечательный «соскок» Украины с темы «формулы Штайнмайера», хотя многие адепты «безальтернативного Минска» уже увидели перспективы такого прорыва. Но все получилось как всегда, и стороны договорились договариваться дальше, при этом даже вроде бы уже анонсированная встреча президентов в нормандском формате оказалась под угрозой – зачем встречаться, если ничего нельзя будет подписать.

В итоге Украина повторила уже стандартный маневр времен Порошенко и сейчас пытается сосредоточиться на второстепенных вопросах вроде обмена пленными или разведении войск на отдельных участках. При этом война как шла, так и идет.

Вполне можно допустить, что в ближайшие 1-2 месяца состоится новый обмен. И вполне возможно, что символические отводы войск на некоторых участках состоятся. Как минимум, это нужно Зеленскому для того, чтобы показать избирателям, что он пытался что-то делать на фоне Порошенко, который вообще всячески блокировал даже такую малость как обмен пленными. И тут он, конечно, будет выглядеть выгоднее Порошенко, но это уже знакомая история, которую мы хорошо видели в Грузии. На смену отъявленному русофобу Саакашвили пришли менее агрессивные деятели, но их антироссийский вектор и готовность следовать в фарватере вашингтонской политики не изменили сути американского непрямого контроля над ситуацией в Грузии, что не так давно наглядно продемонстрировали в истории с визитом делегации Госдумы РФ в Тбилиси и последовавшей затем вспышкой открытой русофобии.

Поэтому более вероятно, что на фоне более-менее интенсивных боевых действий Украина будет идти на мелкие уступки, связанные с решением локальных вопросов, но возможности субъектного решения по политической части минских соглашений будут блокироваться со стороны США. И очередной срыв переговоров весьма наглядно это показывает. Возможности России влиять на принятие решений в Киеве достаточно ограничены и уступают американским. Поэтому рассчитывать на здравый смысл в Киеве было бы ошибкой – как с точки зрения оценки реальных целей сменщиков Порошенко, так и с точки зрения недооценки американских возможностей влияния на ход переговорного процесса, в котором они формально не участвуют.

Попытки же выйти на прямой диалог РФ и США по поводу украинского вопроса систематически заходят в тупик. Трампу очевидно не дают что-либо обсуждать с Путиным (без свидетелей), а встречи Волкера и Суркова столь же систематически выявляли антагонизм занимаемых сторонами позиций по поводу Украины, Крыма и Донбасса.

Ввиду этого, очередные попытки оживить труп Минских соглашений надеждами на разумность «Голобородько» и его олигархических спонсоров пока в должной мере не оправдываются. И есть большая вероятность, что не оправдаются, как и все предшествующие попытки реализовать «Минск-1» и «Минск-2». Самая большая неприятность во всем этом - это возможность дальнейшего продолжения позиционной войны без четкого осознания разумных сроков ее окончания.

 

 

 

Борис Рожин


Вернуться назад