Представьте дикую страну из числа тех, о которых нам рассказывают блогеры-путешественники: с огромными курганами тлеющего мусора, с реками из пластиковых бутылок и с острыми пиками, защищающими могильные плиты от осквернителей.
Остановите какого-нибудь беззаботного жителя этой страны и спросите его, что такое улица. Негр ослепительно улыбнётся во все тридцать два зуба и ответит: «Улица — это помойка». И этот негр, и его соотечественники даже не представляют, как можно жить по-другому: не кидая мусор прямо себе под ноги, но каждый раз заботливо донося его до урны.
Перенесите теперь этого негра в здоровую ещё Европу восьмидесятых годов и спросите, что он думает о полицейских, штрафующих прохожих за брошенные на тротуар окурки. Негр с возмущением расскажет вам о душителях свобод, которые мешают ему нормально жить своими нелепыми придирками. «Улица — это помойка», — скажет он вам, — «Тут все мусорят, и эти дураки в форме должны просто смириться с этим».
Давайте теперь возьмём какого-нибудь уважаемого россиянина, — солидного господина в дорогом костюме, — и расскажем ему об этом гипотетическом негре. Наш собеседник не только возмутится поведением варвара, но и расскажет, как сурово следует карать «свиней», бросающих окурки прямо из окна автомобиля.
Спросим теперь этого внешне цивилизованного господина, что такое интернет. Господин улыбнётся и ответит: «Интернет? Интернет — это помойка, где можно отвести душу, покричать и поматериться. Я не могу бить людей или животных в реальной жизни, меня накажут. Поэтому я хожу в интернет, чтобы выплеснуть там эмоции, поиздеваться над какими-нибудь безответными лохами. Одно в интернете плохо — самые лучшие места для пакостей обычно огорожены, а модераторы совершенно не уважают мою свободу слова».
На мой взгляд, ошибаются оба героя. Если невежественный дикарь использует старинную вазу в качестве пепельницы, ваза не становится от этого пепельницей. Если невежественный дикарь использует интернет в качестве помойки, интернет не становится от этого помойкой.