Украина намеревается построить так называемый Азово-Черноморский канал, для чего придется перекопать перешеек, соединяющий Крым и Украину. Об этом сообщают украинские СМИ со ссылкой на институт "Укргидропроект," который по имеющимся данным разрабатывает проект.
Согласно информации, общая протяженность канала составит порядка 120 километров и проходить он будет через Перекоп, Чонгарский залив, Сиваш и Арабатскую стрелку. При этом земляные работы будут проводиться на 20 километрах. Проект предусматривает углубление канала до 15 метров и его расширение до 100 метров. По планам Украины, это позволит украинским коммерческим судам попадать из Черного моря в Азовское в обход Керченского пролива.
Строительство на перешейке, соединяющем полуостров с Украиной, Азово-Черноморского канала может привести к необратимым последствиям для экологии Азовского и Черного морей.
"Это угроза абсолютно всем ресурсам. Азовское море сейчас смешивается с Черным через Керченский пролив, а в планах Украины — еще и через, скажем так, "перекопский". Нужно посчитать баланс обмена, ведь Азовское море может превратиться в застойное болото без ресурсов. А ведь там добывают бычка, кефалевые рыбы", — пояснила специалист. По ее мнению, уничтожение рыб приведет и к другим потерям биологических видов. "Угроза потери биоразнообразия может повлиять на миграцию птиц, поскольку будут уничтожены ресурсы, которыми питаются на зимовках пернатые", — рассказала Наталия Мильчакова,председатель общественного совета при Севприроднадзоре Наталия Мильчакова..
При этом существенные негативные изменения будут наблюдаться и в Черном море. "Может пострадать северо-западная часть Черного моря: Каркинитский залив, Черноморский биосферный заповедник… Уничтожение перешейка повлияет на всю эко-систему северо-запада Черного моря", — предупреждает эксперт. Однако самая большая проблема, по мнению эколога, заключается в смене солености морей.
"Смена солености между 11 промилле и 19 – это катастрофа. Многие организмы просто не выдержат такого распреснения. А Украина подписала конвенцию о сохранении биологического разнообразия в 1991 году и согласно ей несет ответственность", — подытожила Наталия Мильчакова.
Заместитель руководителя ООО "Экология и мир" Андрей Артов также разделяет мнение о вреде строительства нового пролива. По его словам, печальный опыт создания столь мощных гидротехнических сооружений уже имеется. "Эко-система будет меняться. Такое мы наблюдали, когда Советский Союз построил Северо-Крымский канал – он очень серьезно поменял экологию северного Крыма. Любое вмешательство человека в эко-систему – негативно. Достаточно еще раз посмотреть на Северо-Крымский канал, системы орошения в Средней Азии, которые привели к гибели Аральского моря", — привел пример специалист.