ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Сколько осталось Илону Маску

Сколько осталось Илону Маску


22-05-2018, 12:37. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Сколько осталось Илону Маску

Не самый богатый, не самый креативный, не самый умный, не самый убедительный, не самый честный, но самый громкий бизнесмен Америки - Илон Маск. Пока его компания электромобилей летит в тартарары, он организует фабрику конфет и продаёт огнемёты для зомби-апокалипсиса. А чтобы стать таким человеком, ему понадобились всего две черты - абсолютная пассионарность и весьма посредственные управленческие качества.

Сложно сказать, понимает ли Илон, что у него не достаёт способностей руководить такой инновационной компанией, как Tesla Motors. Или он настолько горделив, что не может отойти в сторону самостоятельно. Но результат от бездарного управления выплывает наружу. Топ-менеджеры бегут из компании, в том числе ушёл один из создателей Model 3, Даг Филд. А серийный выпуск самой модели Model 3, которая должна была стать самой массовой, сильно затягивается. Эксперты советуют совету директоров сместить Маска с должности, пока компания совсем не умерла, а отчётность показывает только бесконечные убытки. Потери составляют до полумиллиона долларов в час.

Конечно, Илон сразу же объявил о полной реорганизации структуры компании, но окажет ли это какой-то эффект, неизвестно. Последние годы Tesla не показывает никаких успехов и её единственной надеждой оставались беспилотные грузовые автомобили. Но сроки начала их производства сейчас под большим вопросом из-за постоянного отставания по всем направлениям, а также потери целой управленческой прослойки. За многими вещами, в том числе за производством Model 3 и разработкой систем безопасности Илон сейчас вынужден следить сам, после ухода ответственных за это людей. Официально - тягачи Semi пойдут в серию уже в 2019-ом году, а предзаказано около 500-600 грузовиков. Неофициально СМИ заявляют о тысячах предзаказов, но это очень сомнительные цифры - в таком случае Tesla бы сами рассказали об этом. Не в стиле Маска замалчивать успехи.

Будь вы на месте директора по грузоперевозкам, то стали бы предзаказывать грузовики, которые неизвестно когда соберут, да ещё у убыточной компании, где вечно наблюдаются какие-то проблемы? Не удивлюсь, если на решение многих компаний влияет именно фигура генерального директора Tesla Motors. Поэтому крупных заказов в ближайшие 3-4 года ждать не стоит, пока первые несколько сотен не покажут себя во всей красе на дорогах Штатов. А это время, которого у компании нет.

Вместо того, чтобы сосредоточиться на двух своих главных детях - Tesla Motors и SpaceX, Илон опять идёт не туда. Создана Neuralink, которая будет заниматься нейроимплантами, а также The Boring Company для прокладки туннелей под городами и создания скоростного аналога метрополитена. Не будем спрашивать, какую прибыль всё это принесёт, учитывая, что билет на подземный электробус будет стоить 1$, а создание сети туннелей - это не самое дешёвое дело. Километр туннеля обходится в миллионы долларов, а его обслуживание в десятки тысяч в месяц. Зато очень красивые видео выходят, как кроссовер Model X буксирует вагонетки с нагрузкой в 100 тонн.

Во всём этом безумии самой уверенной и интересной остаётся SpaceX. И компания поистине делает успехи вопреки всему. В первой половине мая я рассказывал о последней экономически эффективной модификации Falcon 9 Block 5, с увеличенными грузоподъёмностью и запасом полётов для первой ступени. Стало известно, что именно эта модификация будет использоваться для пилотируемых полётов к МКС. На что один комментатор мне заявил цитатой из СМИ - "NASA и ряд членов Конгресса США испытывают беспокойство насчет технологии заправки топливом ракет-носителей компании SpaceX, пишет The Washington Post". 

Что ж, члены контрольной комиссии NASA заявили 17 мая, что они одобрили подход SpaceX к заправке ракет Falcon 9 при пилотируемых миссиях. Дело в том, что обычно ракеты заправляются до посадки экипажа в корабль, в SpaceX же это будет происходить после посадки. Плотные переохлаждённые пропелленты необходимо ставить на Falcon 9 непосредственно перед запуском и ждать посадки астронавтов после этого никак нельзя. Действительно, в национальном агентстве это вызывало опасения, а бывший астронавт, Томас Стаффорд высказывался резко против такого подхода, особенно после взрыва Falcon 9 на стартовой площадке в 2016-ом году. Но теперь NASA согласилась на вариант компании с условием полного вторичного контроля и предупреждения потенциальных опасностей при запуске. К тому же катастрофа 2016-го года многому научила SpaceX и заставила перепроектировать топливные баки, чтобы подобного больше не случалось.

Поэтому с уверенность можно сказать, что в ближайшие годы первые астронавты отправятся на МКС именно на Falcon 9 и корабле Crew Dragon. Именно здесь у Илона Маска всё складывается, по той же причине больше всего новостей об успехах мы слышим об этой его компании. Но бизнесмен продолжает наступать на одни и те же грабли несколько раз, не отпуская Tesla и заявляя о всё новых видах деятельности. SpaceX единственная выходит на уверенную тропинку, имея постоянные заказы, очередь, реализуя идеи, нужные Соединённым Штатам. И поэтому Маск так и останется в новостях ещё на долгие годы, радуя своих фанатов и зля своих ненавистников. Что станет с остальными его компаниями - прогноз очень туманный и ставить его вряд ли стоит. Но велик шанс, что в Tesla и The Boring Company Илон провалится и потеряет часть своего авторитета, уважения и состояния. Однако, он не сможет остановиться ввиду своей характерной пассионарности и будет назло бежать к обрыву, постоянно оглядываясь назад на всех, кто следит за этим безумством. Взлетит? Или тяги не хватит?


Вернуться назад