ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > О поколениях и их преемственности на постсоветском пространстве
О поколениях и их преемственности на постсоветском пространстве11-03-2018, 17:46. Разместил: Кирилл Петров |
Принятую на Западе теорию поколений, созданную в 1991 году (американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом) и адаптированную Евгенией Шамис для России, я считаю не приемлемой для постсоветского пространства. Нет, с распределением по годам там все нормально. А вот с названиями и ролями загвоздка. Самое главное, что не было сделано - это анализа по различным, в своем принципе системам, в которых развивались эти поколения. США – капитализм, Европа зачатки социализма, СССР – социализм. Рассмотрим: В России сейчас проживают представители 6-ти поколений (по адаптации Евгении Шамис):
Базовые ценности людей, принадлежащих к данному поколению, формировались до середины 30-х годов прошлого века. На эти годы, как мы помним, пришлись революции, Гражданская война, коллективизация, электрификация. Их отличают трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений. Почти каждый из нас знаком или был знаком с людьми, которые родились в те годы. Если они о чем-то судят, то переубедить их в чем-то действительно очень сложно. Эти люди даже в преклонном возрасте, в 80—90 лет, готовы ходить по инстанциям, чтобы доказывать свою правду. Деньги для них ценностью не являются. Видимо, это объясняется тем, что деньги за время их жизни неоднократно обесценивались, становились бумажками, и люди много раз теряли все, что наживали.
Ценности этих людей формировались до середины 50-х годов. Все мы помним этот интервал времени: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, сначала разрушение страны, потом восстановление; открытие антибиотиков. Понятие «семья» для них — святое понятие. Только в семье он может говорить на любые темы, обсуждать проблемы, потому что родные точно не предадут и не подведут. В остальных же местах они будут контролировать себя. Отсюда и название поколения — молчаливое. То, что в это время были открыты антибиотики, которые перевернули всю мировую медицину, внушило им безоговорочное уважение к врачам. Слова докторов — это закон, который не поддается обсуждению. Люди, принадлежащие к данному поколению, уважают законы, должности и статусы других людей, они очень законопослушны. Отдыху них часто связан с пополнением запасов, в шкафах соленья, варенья и консервы.
События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностейлюдей данного поколений: конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. Они выросли в настоящей супердержаве. Они верили в свою страну так, как не верили ни до них, ни после них, и верят, наверное, до сих пор. События, которые предопределили судьбу этого поколения, очень мощные. Эти люди — оптимисты, командные, коллективные люди. На пик максимальной активности «бумеров» в 1960—1970-х годах откликнулась даже неповоротливая советская экономика. Именно тогда в стране появились сети специализированных магазинов «Свет», «Радио», «Охотник-рыболов» и другие. Лучший спорт для них — это футбол, хоккей. Лучший отдых — туризм. В других людях они очень уважают любознательность. Сейчас представители этого поколения, «бумеры», достаточно активны, ходят в фитнес-центры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам в качестве туристов.
Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. Сейчас в бизнесе это самое многочисленное поколение, к нему принадлежу в том числе и я сам. Это так называемое поколение с ключом на шее, дети, которые приучались к ранней самостоятельности, сами делали уроки, умели разогревать себе обеды, оставленные на плите. Их родители — «бумеры» считали, что чем лучше ребенок научится справляться с трудностями, тем проще ему будет жить. Поэтому они не облегчали жизнь своим детям и могли даже усложнять из педагогических целей. Ключ на шее — символ ранней самостоятельности, который многие из моих ровесников хорошо помнят. «Иксы» делают выводы, основываясь на собственном опыте, но при этом сильно ориентированы на мнение близких людей. Они, в отличие от предыдущего поколения, больше любят индивидуальные виды спорта — большой теннис, горные лыжи. Они очень дорожат временем, все время торопятся. Все компании, делающие бизнес на полуфабрикатах и фастфуде, должны быть благодарны своим появлением именно представителям поколения X. Все дело в том, что представители поколения Х очень прагматичны, они понимают, что фастфуд — это не полезно, зато быстро. Также и при выборе лекарств они выберут более сильнодействующее, осознавая, что, возможно, это не лучший вариант для качественного выздоровления. Что в это время происходит в мире во время взросления людей поколения Х? Закрытость страны, застой, холодная война, война в Афганистане, появление наркотиков, начало перестройки. А также такое важное явление пришлось на это время, как бум разводов. Семейные ценности в это время очень пошатнулись, многие женщины — представители данного поколения стали заниматься бизнесом, стремиться к самостоятельности. Главная ценность «иксов» — иметь возможность выбора. Лучшая работа для них — та, которая позволяет проявить свои творческие способности. «Иксу» не обязательно все время менять работу, но постоянно реализовываться нужно. Патриотизм у представителей данного поколения выражен гораздо слабее, чем у предшественников, чтобы понять причины этого, достаточно еще раз взглянуть на перечень событий, пришедшихся на время их взросления. Для «икса» родина — это в первую очередь малая родина, или очень малая: семья, близкий круг друзей, тот, который он сам считает своим.
Ценности: свобода, развлечения, результат как таковой. В систему ценностей этих людей также включены понятия «гражданский долг» и «мораль», «ответственность», но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение. В исследованиях поколение Y еще называют Поколением большого пальца в связи с тем, что сотовый телефон для них существовал практически всегда и эти ребята умеют очень быстро писать SMS. Они очень похожи на представителей Величайшего поколения, представители которого родились в начале прошлого века. Такие же категоричные. На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали очень высокими. Наступила эпоха брендов. Наркомания, табакокурение, алкоголизм вышли в ряд основных проблем, обсуждаются на самом высоком уровне, вплоть до межгосударственного. Наступила эра публичности — все вышло в телевидение и интернет. Еще один важный аспект — глобализация, стирание границ и нивелирование национальных различий и традиций. Важные особенности. Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая былаприсуща их родителям — «иксам» и дедушкам —«бумерам». Они выросли уверенными в собственной ценности. В связи с тем, что внешняя среда вокруг них менялась очень быстро в период их взросления, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу. Когда ему говорят, что надо поработать десять лет в организации, и твой труд будет вознагражден обеспеченной жизнью, он отвечает: «Какие десять лет? У нас может быть другая страна через десять лет. Ведь жизнь так быстро меняется. Десять лет назад не было ни смартфонов, ни быстрого интернета, ни даже Шенгенской зоны в Европе». И он прав. Если для прежних поколений десятилетиями ничего не менялось (а для их предшественников — так и столетиями), в его жизни, кроме стремительных перемен, ничего не было. Он не знает другой жизни. Еще один важный аспект для «игреков» — это мода, бренды. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить, быть здоровым или лучше себя чувствовать, а потому, что это модно и приносит удовольствие. Если «игреки» будут выбирать спорт, то это будет скорее красивый спорт, нежели полезный.
И, наконец, скажем немного о поколении людей, родившихся после 2000 года и продолжающих рождаться по сей день. Про это поколение пока известно немного, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z в процессе формирования.
(Орфография и пунктуация оригинала сохранены. Ссылка http://psixologiya.org/socialnaya/menedzhmenta/2155-teoriya-pokolenij.html )
Приблизительно так оценили нас на западе – все по полочкам, расписаны как товар с ценником. Теперь мое субъективное мнение. С Величайшим поколением никто не спорит. Здесь все ясно. Этим людям мы благодарны за то, что вообще на свет появились. Деньги для них бумага. Они помнят, что сражались за жизнь на всей земле, а не за бумажки. Для них простое доброе слово было наградой. А вот было ли Молчаливое поколение молчаливым? Разве не подарило это поколение великих гуманистов и строителей? Я промолчу о великих трудовых подвигах этого поколения. Евтушенко, Рождественский, Бродский – они молчали? Это я вам только самых знаменитых. Не говоря о Пахмутовой, Эрнсте Неизвестном – они молчали? Или промолчим о Высоцком? Любое произведение любого из этого поколения, до сих пор украшают мировые сцены, площади. Парки, библиотеки… И ни в одном нет и грамма молчания. Так для кого оно (это самое поколение) молчаливое? Я не решаюсь присвоить им имя, за меня читатели все скажут. Переходим к поколению бэби-бумеров. Поколение потребителей (первое, ибо будет второе). Ни во что они уже не верили, для них все, кроме стяжательства и денег не имело смысла. Я бы так и назвал это поколение – поколение потребителей. Когда стенка, финский фаянс, итальянская обувь, библиотека, которую никто не читает, и ЗОЛОТО – это идея. Из этого поколения вышли наиболее одиозные преступники. Ради этого поколения в стране был создан ОБХЭСС. Ярким и карикатурным примером стали фильмы Эльдара Рязанова (относящегося, кстати, к поколению так называемых Молчаливых). До 2000-х в сводках только это поколение. Сами проверьте. Это на их совести развал величайшей, первой в мире страны реального социализма, когда от возможностей и по потребностям. Теперь поколение Х (икс), как его назвали. Еще его называют «поколением с ключом на шее». На это поколение приходится вся тяжесть того, что начудили в предыдущем. Я бы назвал это поколение - Идейными трудягами. Они с детства знали, кем будут и шли к этому тяжелым трудом. За них никто ничего не решал – все решения они принимали сами. Им не давали протекций, они всего добивались сами. На них упал непомерный груз - их учили одному, а заставили верить в другое, но они сквозь все прошли, выдержали, и именно им воспитывать следующее поколение. Именно они сейчас рассказывают простые вещи с экранов, именно они сейчас незаметно для всех трудятся каждый день, что бы страна имела потенциал. Имена их, может быть, канут в Лету, но никто не жалуется…. Поколение Y - это поколение сверхпотребителей. Уже сейчас в сводках основной контингент это они. Это поколение: здесь и сейчас - разбой, пропил. То и есть, зачем работать, если можно бабку ударить по башке, ну двести рублей, ну, и ладно. Степень цинизма зашкаливает. Никто из них естественно не читал «Заводной апельсин», но это не мешает им. Это следствие вечно зарабатывающих родителей. Это ни для кого не секрет. Родители думают, что школа научит, а школа уже не та. И, кстати, как у поколения потребителей, полное отсутствие ориентиров, кроме как ротожопа – жру, какаю, фотаю все на мобилу. Простой пример: перестал компьютер изображать любимую игру или гаджет в ВК не пускает – надо купить новый. Задаешь осторожный вопрос: а может починить? О! надо снести в починку и тут же забывают о самой идее. Когда спрашиваешь: а сам разобраться не пробовал? А нахрена?! Новый достану. Поколение сверх потребителей…
Поколение Z (зет) – еще никто не знает, какое оно будет, но можно с уверенностью сказать, что если мы его не испортим «онижедети», то получим отличное поколение, которое учтет все наши ошибки и может быть станет «Zero» в нашей рулетке поколений. Воспитывать нам. Вернуться назад |