Наделавший немало шума закон об иностранных агентах предложено дополнить, дабы таковыми признавались не только юридические, но и физические лица, получающие финансирование из-за рубежа. Однако эта здравая на первый взгляд идея содержит немало «подводных камней», ввиду чего может принести гораздо больше вреда, чем пользы.
Накануне в Совете Федерации прошли парламентские слушания по теме «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика». Как передает ТАСС, в подготовленных к слушаниям документах, в частности, содержится следующая рекомендация:
«Изучить вопрос о возможности внесения изменений в законодательство РФ в части дополнения перечня иностранных источников, получение финансирования из которых является условием признания некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, гражданами Российской Федерации, получающими денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц».
РИА «Новости», в свою очередь, уточняет, что Минюсту, Росфинмониторингу, ФСБ и Генпрокуратуре России рекомендуется изучить вопрос о возможности внесения соответствующих изменений в законодательство страны. В итоге граждан наравне с организациями впоследствии смогут признавать иностранными агентами. Ранее подобное касалось только юридических, но не физических лиц.
Конечно, рекомендации – это еще не закон и даже не законопроект, но данная конкретная инициатива выглядит как минимум странно.
При этом понятно, что именно имели в виду авторы – на современном уровне развития экономики и техники один человек может исполнять функции иностранного агента не менее эффективно, чем организация. Один блогер вполне в состоянии заменить собой целое СМИ.
Собственно, сам термин «иностранный агент» был позаимствован отечественным законодателем из американской юридической практики, где в данном качестве индивидуально регистрируются лоббисты, представляющие интересы других государств в Конгрессе США или Белом доме.
Однако в рамках предлагаемой формулировки иноагентами становятся все граждане России, работающие в иностранных компаниях, начиная с транснациональных гигантов вроде Coca-Cola и McDonald`s, заканчивая переехавшими в Россию фермерами – и их наемными работниками.
Также в иноагентов автоматически превращаются спортсмены, получающие деньги от международных спортивных федераций.
Даже столь нелюбимые московскими властями уличные музыканты, которым кидают монеты в шапку иностранные туристы, становятся иноагентами. И этот список можно продолжать практически до бесконечности.
Разумеется, если эти рекомендации дойдут до уровня законопроекта, формулировки, будут скорректированы. Но то, что подобные предложения в принципе возникают, не очень хороший знак.
По большому счету, даже действующий закон об иностранных агентах требует серьезной доработки. Из регионов регулярно приходят новости о том, как надзорные органы пытаются присвоить этот статус медицинским или благотворительным организациям. Если к одному не до конца проработанному закону добавить еще менее проработанное дополнение, ситуация только ухудшится.
Но значит ли это, что работу по предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации иностранными государства вести не нужно? Разумеется, нет. Но подобные непродуманные инициативы никак не улучшают ситуацию в данной сфере. Скорее, наоборот. «Выплеснуть с водою ребенка» – так о подобном говорят в народе.
Альтернативой могла бы стать более тщательная проработка существующего закона – так, чтобы термин «политическая деятельность» был сформулирован законодателем, а не определялся региональными прокурорами.
И, разумеется, не должно быть никакой разницы между организацией и частным лицом, проводящим политику иностранного государства.
Но – только политику. Никакой шпиономании быть не должно. России необходимо привлекать инвесторов из разных стран мира, наши специалисты должны без каких-либо проблем работать в транснациональных компаниях. Уж тем более не должно быть никаких проблем у спортсменов или деятелей культуры.
А равно – у простых людей, которые пытаются зарабатывать деньги в не слишком богатой стране, ничем этой стране не вредя. Например, продажа хенд-мейд-игрушек в Китай – явно не тот бизнес, который нужно клеймить «иностранными агентами».
Впрочем, еще раз подчеркнем, что речь идет не о законопроекте, а о рекомендациях. Но любые ошибки и неточности в документах лучше «ловить» на ранней стадии, дабы потом не вносить правки в уже принятый закон.
Текст: Антон Крылов