ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости политики > Пресс-конференция С.В.Лаврова по итогам переговоров с Министром иностранных и европейских дел Словацкой Республики М.Лайчаком, Калининград, 6 июня 2017 года

Пресс-конференция С.В.Лаврова по итогам переговоров с Министром иностранных и европейских дел Словацкой Республики М.Лайчаком, Калининград, 6 июня 2017 года


7-06-2017, 08:23. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

 

Уважаемые дамы и господа,

Рад приветствовать словацкого коллегу Министра иностранных и европейских дел Словацкой Республики М.Лайчака в Калининграде – он здесь впервые. Надеюсь, помимо нашей совместной работы Министру иностранных и европейских дел Словацкой Республики М.Лайчаку удастся посмотреть достопримечательности, которыми богат этот край и прекрасный город, форпост Российской Федерации на Балтике. Сегодняшние переговоры стали логическим продолжением наших регулярных контактов, о чем мы сегодня вспоминали. Мы высоко ценим постоянный характер нашего диалога. Переговоры были конструктивными.

 

 

 

 

 

Словакия – важный партнер России в Европе. У нас динамично развивается политический диалог, в том числе на высшем уровне, на уровне министров, укрепляются межпарламентские связи и контакты между соответствующими ведомствами, включая Министерство иностранных дел России, которое регулярно проводит на уровне заместителей министра и директоров департаментов политические консультации по широкому кругу вопросов международной повестки дня. 

Мы активно поддержали результаты недавнего заседания в Москве в прошлом месяце Межправительственной российско-словацкой комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, на которой было принято около десяти конкретных решений, реально продвигающих наше экономическое и инвестиционное взаимодействие.

Отметили хорошие перспективы наращивания кооперации в машиностроении, энергетике, в том числе в атомной, а также в сфере поставок в Словакию и транзит через ее территорию российских энергоносителей. Уделили внимание крупным инфраструктурным проектам, которые рассматриваем не только как двустороннее предприятие, но и как перспективные проекты, которые могут органично вписаться в целый ряд обсуждаемых сейчас инициатив касательно развития Евразийского континента. Я имею в виду инициативу России о Большом  евразийском партнерстве и инициативу, которая недавно обсуждалась в Пекине, в том числе с участием стран Евросоюза,  «Один пояс – один путь».

У нас традиционно насыщенные культурно-гуманитарные обмены. В Словакии не снижается интерес к российской культуре, русскому языку, получению образования в нашей стране. В прошлом году с успехом прошли масштабные Дни российской духовной культуры в Словакии. В этом году готовятся Дни российского кино. Уверен, что они также вызовут интерес у словацких граждан. Растет туристический поток. Количество россиян, посещающих Словакию, увеличивается.

Мы признательны словацким партнерам за неизменно бережное отношение к захоронениям советских воинов, которые пали на полях сражений при освобождении Словакии от нацизма. В целом отмечаем объективный подход Братиславы к оценкам исторических событий, в том числе Второй мировой войны.

Теперь я уже лично поздравил Министра иностранных и европейских дел Словацкой Республики М.Лайчака с избранием на пост Председателя 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, пожелал успехов в этой работе и подтвердил нашу готовность всячески поддерживать его усилия по обеспечению результативной деятельности этого универсального форума. Будем помогать укреплять авторитет ООН, способность Организации эффективно выполнять центральную координирующую роль в международных делах.

В России понимают необходимость адаптации ООН к меняющимся условиям современности, и мы об этом сегодня очень подробно говорили. Процесс реформирования является постоянным, потому что быстрое развитие событий в мире требует постоянных перемен со стороны международного сообщества в плане реагирования и направления этих процессов в конструктивное русло. Создаются новые институты и структуры, постоянно обогащается и совершенствуется повестка дня, более многообразной становится миротворческая деятельность, спрос на которую, к сожалению, только растет – к сожалению потому, что этот спрос связан с не сокращающимся, а увеличивающимся количеством конфликтов и кризисов. Поддерживая все эти усилия по обеспечению адекватной реакции со стороны ООН на международные события, мы исходим из того, что преобразования и реформы должны опираться на реальность и не должны быть самоцелью и предлогом для разрушения ключевых элементов международной архитектуры. Принципиально важно сохранять демократический, межгосударственный характер принятия решений на Генеральной Ассамблее ООН.

У нас также регулярный обмен мнениями по ключевым глобальным проблемам, в том числе и тем, которые стоят на повестке дня различных органов ООН – ситуация на Ближнем Востоке и Севере Африки, Сирия, Ирак, Йемен, продолжающийся кризис в Афганистане, конечно, ситуация  на Корейском полуострове. Россия и Словакия по всем эти вопросам выступают за преодоление соответствующих кризисов исключительно политико-дипломатическим путем. Мы едины в необходимости консолидировать усилия мирового сообщества для противодействия международному терроризму и экстремизму.

Безусловно, речь шла и об Украине. У нас общее мнение о необходимости полной и последовательной реализации минского Комплекса мер. На этом пути есть немало препятствий, большинство из которых искусственные. Рассчитываем, что лидеры «нормандского формата» смогут в ближайшее время подробно рассмотреть эти проблемы и выработать рекомендации, чтобы Контактная группа с участием Правительства Украины, Донецка и Луганска занялась выполнением тех самых шагов, которые записаны в Минских договорённостях. Мы высказали пожелание, чтобы наши европейские коллеги и Евросоюз, учитывая роль Франции и Германии в продвижении «нормандского процесса», повлияли на украинское руководство, которое пока не готово выполнять политические аспекты Минских договорённостей.           

Словакия – член Евросоюза и НАТО, однако наши отношения с Братиславой даже в годы кризиса в связях между Россией и Западом никогда не становились заложником тех конфронтационных подходов, которые некоторые члены Евросоюза и НАТО пытаются продвигать и навязать всем остальным. Это говорит о том, что бывают разные ситуации, в том числе те, которые необязательно зависят от той или иной страны. Но при наличии опоры на правильно понятые и хорошо осознанные национальные интересы в любых условиях можно изыскивать возможности для конкретного прагматичного полезного для стран и народов сотрудничества. По-моему, у нас именно так складываются дела  с нашими словацкими коллегами.

Я признателен  Министру иностранных и европейских дел Словацкой Республики М.Лайчаку и его делегации за продуктивные переговоры.

Вопрос: Могли бы Вы прокомментировать обнародованные вчера выводы группы  по расследованию «Беллингкэт», якобы подтверждающие, что ЗРК «Бук», сбивший летом 2014 г. «Боинг 777» в небе над Украиной, был приписан к 53-й российской зенитно-ракетной бригаде?

С.В.Лавров: Я видел сообщения о том, что группа «Беллингкэт» опубликовала некие свои выводы. Мы не знаем, на основании каких конкретных документов и фактов они были сделаны. По крайней мере, то, что попало в прессу, не дает ответов на эти вопросы.

Напомню несколько простых вещей. Сразу после этой трагедии Россия выступила инициатором соответствующего расследования, которое должно осуществляться в соответствии с Чикагской конвенцией о гражданской авиации, силами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), по крайней мере, с ее непосредственным участием. Мы одобрили резолюцию СБ ООН, которая призвала к беспристрастному расследованию в соответствии с международными нормами и поручила  Генеральному секретарю ООН докладывать ее Совету Безопасности о том, как проходит такое расследование и каковы его результаты. После принятия этой резолюции в июле 2014 г. в СБ ООН больше не поступило ни одного доклада. Была создана группа стран, взявших на себя под руководством Нидерландов организацию этого расследования. Причем Малайзию, страну, которой принадлежал самолет,  туда не пригласили. Она оказалась там только через полгода, когда уже стало понятно, что неприлично продолжать эту работу в формате, не включающем малайзийцев.

Напомню, что доступ к месту катастрофы был обеспечен ополченцами. Все, что было необходимо тем, кто собирал вещественные доказательства, они получили. Кстати, ополченцы нашли «черные ящики» и вопреки громким подозрениям о том, что будут ими манипулировать, передали их в целости и сохранности следователям. Потом было много интересных событий, не очень вписывающихся в традиционные правила расследования такого рода катастроф. Имею в виду, что значительная часть обломков, вещей и даже тел, как некоторые потом выяснили, остались на месте происшествия без присмотра. Следователи и мониторы покинули это место. Через длительный период стали говорить, что нужно дособирать то, что там осталось. Все те, кто следят за этим и искренне хотят добиться установления истины, это знают.

Напомню, что российская сторона неоднократно предлагала свои профессиональные услуги, включая услуги концерна «Алмаз-Антей», производящего эти самые «Буки», о которых заговорили как о средстве, из которого был сбит самолет. К нашим предложениям, имевшим форму конкретных расчетов и профессиональных выкладок, относились очень прохладно. Мне трудно понять почему, если только перед следователями не стояло и не стоит какая-то заранее заданная цель.

В прошлом году, если не ошибаюсь, наши соответствующие структуры передали данные первичного радиолокационного наблюдения, которые тоже не сразу стали анализироваться. В этом процессе много странностей. Я предпочел бы не брать на веру расследование группы «Беллингкэт», также, как в случае с сирийскими вопросами, предпочел бы не принимать на веру заявления «Белых касок». Существует много групп, которые созданы под видом представителей гражданского общества, получают финансирование в основном тоже по известным и сопоставимым каналам.

Здесь необходима, прежде всего, транспарентность, которую мы не наблюдаем в расследовании, проводимом под руководством Нидерландов, показывающая факты, а не выводы наподобие тех, которые сейчас используются в США для того, чтобы доказать недоказуемое.

Вопрос: В понедельник Черногория присоединилась к НАТО, став очередной европейской страной в Альянсе. Пугает ли Москву такое расширение, особенно с учетом того, что по всей Европе проводятся учения с мотивацией на борьбу с российской агрессией?

С.В.Лавров: Мы уже высказывались по поводу "затягивания" Черногории в НАТО. Наши западные коллеги, прежде всего США и ведущие страны ЕС, одержимы задачей очередного освоения Балкан. У ЕС имеются планы на этот счет. Есть переговорные процессы, включающие в себя Сербию, в том числе Косово, идут переговоры с Македонией, Черногорией. Мы не имеем и не можем иметь ничего против того, чтобы эти страны становились частью европейской экономической интеграции. Это естественно – география предполагает единый экономический механизм, рынок, общее экономическое пространство. Мы только «за» и надеемся, что когда-нибудь это экономическое пространство будет «выравниваться» и на остальную часть Евразийского континента в соответствии с той самой Концепцией общего экономического пространства.

Что касается НАТО, то эта структура утратила свой изначальный смысл существования после того, как исчезла социалистическая система, Варшавский договор, СССР, а поиск смысла существования продолжался. Оказалось кстати происходящее в Афганистане – НАТО ввела туда свою миссию, десятки, даже сотни тысяч вооруженных людей, но, к сожалению, ни угрозу терроризма, ни наркобизнеса даже не ослабили. Наоборот – эти угрозы значительно возросли, и стало понятно, что делать там больше особенно нечего, потому что там не снискать уже никаких лавров. Тогда подвернулась ситуация на Украине, гносеологию которой все вы знаете: госпереворот вопреки соглашению, под которым подписались ведущие страны Европы, а потом сваливание все на Россию. С тех пор на Украине у власти находятся люди, которые, по сути, полностью подконтрольны ультрарадикальным элементам, осуществившим государственный переворот. Это стало поводом для того, чтобы вновь консолидировать НАТО, говорить о российской угрозе, беспрецедентно наращивать военное и военно-техническое присутствие Североатлантического альянса у наших границ, и привело к тому, что для реализации этих планов было нужно реализовывать образ врага. Был заморожен Совет Россия–НАТО - никакого диалога не было, были требования, ультиматумы, голословные обвинения. В рамках этой кампании, как мы знаем, ко всем странам Балканского полуострова, пока еще сохраняющим суверенитет, пошли настойчивые обращения, увещевания, требования присоединиться к антироссийской кампании. Некоторые страны - Сербия, Македония-отказались это делать. За это на них обиделись лидеры НАТО и, наверное, еще попытаются припомнить такую независимую позицию. В Черногории эти требования упали на «благодатную почву», в том числе в связи с тем, что черногорское руководство получило обещание забыть про «нелады» с законом в контексте вступления в НАТО.

Это чистой воды геополитический проект, не укрепляющий безопасность НАТО,  и это очевидно. Он ведет, наверное, к дополнительным расходам стран НАТО, поскольку будет необходимо осваивать территорию Черногории в военно-техническом плане. Безопасность этой страны он тоже не укрепляет ни на йоту, потому что Черногории никто не угрожал и угрожать не может. Русофобские истеричные голоса, которые периодически раздаются из Подгорицы, вызывают только сожаление и, по большому счету, улыбку.

В обмен на лояльность Черногории антироссийским санкциям и политике ей навязали членство в НАТО. Больше тут сказать нечего. Считаю, что это тенденция, которая вновь возвращает нас к политике разделительных линий в Европе, подрывает многочисленные торжественные обещания западных лидеров о необходимости обеспечивать равную и неделимую безопасность и, по сути, тупиковая линия, которая не доведет до добра.

Мы открыты к диалогу. Понимаем, что при всех наших характеристиках НАТО – это реальность, и мы готовы разговаривать, но на равноправной основе и на основе конкретных фактов, сопоставления потенциалов и военной активности. Если сесть и честно сопоставить факты, то все увидят, что военные приготовления натовцев в разы активнее, на них тратится в разы больше денег, чем на те же самые действия со стороны России.


Вернуться назад